Контрольная карточка №6

Контрольная карточка №4

 

I. Дайте определение следующим категориям и ответьте на вопросы:

1. Элементарные потребности.

2. Инвестиционные товары.

3. Назовите основные проблемы экономики и пути их решения.

4. Какие методы научного исследования использованы в учебной модели "Кривая производственных возможностей"?

 

II. Задачи и упражнения:

1. Выделите определения, раскрывающие понятия а) экономическая категория, б) экономический закон:   

1) абстрактное понятие, раскрывающее сущность определенного ряда экономических явлений;

2) отношение экономических сущностей; 

3) объективные, существенные, устойчивые, причинно обусловленные связи и взаимозависимости экономических процессов;

4) формы и устойчивые организующие принципы процесса экономического мышления.

Обоснуйте свой ответ.

 

2. Укажите численность населения и трудовых ресурсов (млн. чел., 2002 г.) а) России; б) США; в) КНР.

1) 1281,0 и 655,0;  

2) 288,6 и 145,0;

3) 144,0 и 64,7.

Рассчитайте удельный вес трудовых ресурсов в численности населения. Сделайте вывод о взаимосвязи этих показателей.

3*. Предположим, что в данной экономике всего 5 работников, каждый из которых может произвести либо 3 рубашки, либо 4 торта. Начертите график кривой производственных возможностей (КПВ). Что произойдет с КПВ, если производительность каждого работника при производстве рубашек вырастет до 4 единиц?

 

* Взято из опубликованных работ.

 

Контрольная карточка №5

 

I. Дайте определение следующим категориям и ответьте на вопросы:

1. Микроэкономика.

2.. Экономический рост.    

3. Действительно ли безграничны потребности человека? Обоснуйте свой ответ.

4. Какие Вам известны подходы к классификации ресурсов?

II. Задачи и упражнения:

1. Из нижеперечисленных показателей благосостояния перечислите те, которые непосредственно выражают степень удовлетворения и развития а) элементарных потребностей, б) потребностях в общих условиях жизнедеятельности; в) потребностей в деятельности: 1) объем и структура потребления основных продуктов питания, 2) объем и структура потребления основных непродовольственных товаров и услуг; 3 ) обеспеченность жильем и его комфортность; 4 ) наличие работы и содержание труда, его условия и продолжительность, интенсивность; 5 ) затраты времени на домашний труд, уход за собой и детьми, структура видов домашнего труда; 6 ) продолжительность и структура досуга (свободного времени), соотношение в нем развлечений и занятий, развивающих человека; 7 ) состояние окружающей среды; 8 ) личная безопасность; 9 ) душевой семейный доход; 10)  структура трудовой мотивации и удовлетворенность трудом.

2. Изобразите кривую производственных возможностей (КПВ). На графике укажите производственные альтернативы:

а) при полном и наилучшем использовании ресурсов;

б) при неполном использовании ресурсов;

в) недостижимые при данном ресурсном потенциале и эффективности.

 

3.  Используя данные таблицы, охарактеризуйте структуру экономически указанных стран. Назовите несколько отраслей а) промышленности, б) сферы услуг, в) какие факторы воздействуют на изменения структуры экономики?

 

Отрасли, в % от ВВП США Франция Япония
Сельское хозяйство 2 2 2
Промышленность 28 26 37
Сфера услуг 72 74 61

 

 



Контрольная карточка №6

 

I.Дайте определение следующим категориям и ответьте на вопросы:

1. Потребности.

2. Фондоотдача.

3. Каковы альтернативные издержки Вашей учебы в ТулГУ?

4. Объясните взаимосвязь: безграничные потребности → ограниченные ресурсы → структура экономики.

 

II. Задачи и упражнения:

1. Укажите основной элемент в структуре трудовой мотивации Константина Левина, одного из главных героев романа Л.Толстого "Анна Каренина". Что определяет структуру трудовой мотивации?

"Надо только упорно идти к своей цели, и я добьюсь своего, - думал Левин, - а работать и трудиться есть из-за чего. Это дело не мое личное, а тут вопрос об общем благе. Все хозяйство, главное - положение всего народа, совершенно должно измениться. Вместо бедности - общее богатство, довольство; вместо вражды - согласие и связь интересов. Одним словом, революция, бескровная, но величайшая революция, сначала в маленьком кругу нашего уезда, потом губернии, России, всего мира. Потому что мысль справедливая не может не быть плодотворна. Да, это цель, из-за которой стоит работать".

 

2. Какие ресурсы выполняют ведущую роль в: а) доиндустриальном производстве; б) в индустриальном производстве; в) а постиндустриальной экономике?

1) земля и труд, 2) капитал, 3) человеческий капитал и предпринимательский, 4) информация.

Приведите примеры.талант,

 

3. Используя данные о производственных альтернативах выпуска компьютеров и телевизоров, изобразите кривую производственных возможностей. Рассчитайте альтернативные издержки: а) увеличения выпуска телевизоров от 0 до 20 тыс. ед.; б) увеличения выпуска компьютеров с 5 до 9 тыс. ед. Сформулируйте полные ответы.

 

Товары

Производственные альтернативы

А Б В Г
Компьютеры, тыс. ед. 0 2 5 9
Телевизоры, тыс. ед. 60 40 20 0

Контрольная карточка №7

 

I.Дайте определение следующим категориям и ответьте на вопросы:

1. Экономическая категория.

2. Структура экономики.

3. Какие существуют подходы к классификации потребностей?

4. Перечислите допущения, которые используются в учебной модели «Кривая производственных возможностей».

 

II. Задачи и упражнения:

1*. Из перечисленных утверждений выделите: а) позитивные, б ) нормативные:

 1) Темп инфляции упал почти до нуля.

2) Темп инфляции упал почти до нуля, самое время подтолкнуть экономику к новому этапу развития.

3) Уровень доходов в США выше, чем в России.

4) Американцы счастливее россиян.

Поясните свой ответ.

2. Составьте схему ресурсов. Назовите конкретные виды ресурсов, которые используются в отрасли, связанной с Вашей специальностью.

 

  3. Объем промышленного производства в Тульской области в 1990-1996 г., снизился на 66%, в 1996-2000 гг. падение приостановилось и наблюдается небольшой прирост. Охарактеризуйте, используя данные таблицы, структурные изменения в промышленности области за этот период. Назовите возможные причины этих изменений. 

Отрасли

Удельный вес в общем выпуске, в %

1990 1996 1999 2000
Вся промышленность 100 100 100 100
Электроэнергетика и топливная промышленность 9,0 19,2 11,0 11,1
Черная металлургия 7,0 19,6  22,5 22,2
Химия и нефтехимия  22,3 23,1  25,1 28,3
 Машиностроение и металлообработка  34,3 16,1  16,5 15,0
Пищевая 9,4 12,3  15,0 14,3
Прочие 18 12 9,9 9,1

 


Контрольная карточка №8

I.Дайте определение следующим категориям и ответьте на вопросы:

1. Макроэкономика.

2. Человеческий капитал.

3. Предположим, что Вы сопоставляете благосостояние Вашей семьи с семьей N. Какими показателями Вы воспользуетесь?

4. Какие основные отрасли выделяют в структуре современной экономики?

II. Задачи и упражнения:

1.  В ноябре 1994 г. забастовали рабочие производства грузовиков (г.Флинт, США) компании Дженерал Моторс (DM), требуя снижения продолжительности рабочей недели, которая составляет 66 часов. Среднегодовой доход рабочего на этом производстве составляет 88 тыс. долл., в т.ч. 53 тыс. - заработная плата и 35 тыс. - социальные выплаты и льготы.

а) удовлетворяются ли элементарные потребности рабочих DM

б) о настоятельности каких потребностей свидетельствует этот факт?

 

2. Что из нижеперечисленного относится к а) земле, б) капиталу,

в) средствам труда, г) предметам труда? Каков критерий деления материально-вещественных ресурсов на д) землю и капитал; е) средства труда и предметы труда?

1) здания, сооружения, 2) водные ресурсы; 3) транспортные системы; 4) сырье и материалы; 5) леса; 6) топливо и энергия; 7) узлы, комплектующие; 8 ) машины и оборудование.

3. На основе данных таблицы сделайте вывод о соотношении производства средств производства (группа "А") и предметов потребления (группа "Б") в промышленности СССР. Какие причины обусловили сложившуюся тенденцию? Укажите экономические и социальные последствия, которые она вызывает сегодня в России.

Годы

Вся продукция промышленности, %

в том числе, %

Группа «А» Группа «Б»
1928 100 39,5 60,5
1940 100 61,0 39,0
1960 100 72,5 27,5
1985 100 74,8 25,2
1989 100 74,0 26,0

Контрольная карточка №9

 

I.Дайте определение следующим категориям и ответьте на вопросы:

1. Капитал.

2. Экономическая эффективность.

3. Объясните взаимосвязь между понятиями "потребности" и "благосостояние".

4. Как изменяется отраслевая структура экономики в условиях современной НТР?

 

II. Задачи и упражнения:

1. Какие из нижеперечисленных утверждений относятся к: а) макроэкономике, б) микроэкономике?

1) Цена яблок в этом месяце низкая.

2) Нефтяной кризис 1973-74 гг. вызвал в США значительный рост и инфляции, и безработицы.

3) Предприятие увеличило экспортные поставки.

4) С 2000 г. в России происходит экономический рост.

2. Альтернативные издержки могут быть выражены в…

1)  данном товаре\услуге;

2) другом товаре\услуге;

3) деньгах;

4) времени.

Обоснуйте ответ.

3. Охарактеризуйте изменения в распределении занятых по отраслям в экономике США за 1970-2001 гг. Как изменились абсолютно (млн. чел.) и относительно (в %) численность занятых а) в добывающей промышленности, б) в обрабатывающей промышленности, в) в сфере услуг? Укажите возможные причины этих изменений.

Отрасли

1970 г.

2001 г.

млн. чел. % млн. чел. %
Всего Сельское хозяйство Строительство Добывающая пр-ть Обрабатывающая пр-ть Транспорт, коммуникации Сфера услуг Гос. управление 78,7 3,5 4,8 0,5 20,7 5,3 39,3 4,6 100 4,4 6,1 0,6 26,3 6,7 50 5,8 135,1 3,1 9,6 0,6 19,0 9,7 87,7 6,1 100 2,3 7,1 0,4 14,0 7,2 64,9 4,5

 

Контрольная карточка №10

 

I.Дайте определение следующим категориям и ответьте на вопросы:

1. Благо.

2. Предпринимательский талант.

3. От чего зависит благосостояние нации?

4. Назовите показатели, позволяющие отслеживать эффективность использования ресурсов, и объясните формулы их расчета.

 

II. Задачи и упражнения:

1. Как определяется предмет «Экономической теории» («экономикса») в современной теории рыночного хозяйства?

1) эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов для максимального удовлетворения безграничных потребностей людей;

2) отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ в обществе;

3) установленные людьми правила, нормы и нормативы  управления экономикой страны.

 

2. Используя данные таблицы,  а) рассчитайте альтернативные издержки увеличения производства ракет на каждую тыс. ед. с 0 до 4 тыс. ед.

б) объясните закон возрастания альтернативных издержек.

Товары

Производственные альтернативы

А Б В Г Д
Ракеты, тыс. ед. 0 1 2 3 4
Жилье, млн. кв.м. 20 18 14 8 0

3. Охарактеризуйте изменения в распределении занятых по отраслям в экономике РФ за 1990-2001 гг. Как изменились абсолютно (млн. чел.) и относительно (в %) численность занятых: а) в промышленности, в т.ч. в машиностроении, б) в строительстве, в) в оптовой и розничной торговле и общественном питании? Укажите возможные причины этих изменений.

Отрасли экономики

1990 г.

2001 г.

млн. чел. % млн. чел. %
Всего в экономике, в т.ч. 75,3 100 64,7 100
Промышленность 22,8 30,2 14,7 22,7
    в т.ч. машиностроение               легкая Сельское хозяйство Строительство 10,9 2,6 9,7 9,0 14,5 3,4 12,9 11,9 5,7 1,0 7,9 5,0 8,8 1,5 12,2 7,7
Оптовая и розничная торговля, общественное питание        5,9 7,8 10,0 15,4
Наука и научное обслуживание 2,8 3,7 1,2 1,8
Финансы и кредит 0,4 0,5 0,8 1,2

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: