Пожалуй, более распространенным вариантом является тот, при котором пресс-служба отвечает лишь за узкий сегмент — отношения со СМИ, или медиа-рилейшнз. Здесь имеется четкое разделение функций пресс-службы и РR-подразделения в целом. Для пресс-службы журналист выступает тем субъектом, с которым необходимо налаживать взаимодействие в интересах организации. РК-подразделение работает с самыми разными аудиториями, в том числе и массовыми. Следовательно, функции и задачи пресс-службы значительно уменьшены, и в ее структуре могут присутствовать два сектора или группы, ответственных за следующие направления:
• мониторинг СМИ;
• проведение мероприятий и взаимодействие со СМИ. Общая численность сотрудников пресс-службы может быть
не более пяти человек, а ее руководитель по своему статусу будет соответствовать уровню начальника отдела.
Если решено воспользоваться «аутсорсингом» — работать с РR-агентством, в составе пресс-службы можно оставить двух сотрудников: руководителя и его секретаря. Тогда всю работу по мониторингу и взаимодействиям со СМИ по его распоряжению или по прямым указаниям руководства фирмы поручат специализированным РR-агентствам, согласовывая ежемесячный бюджет в соответствии с поставленными задачами.
|
|
Для повышения паблисити, отдачи и сохранения конфиденциальности желательно также иметь в составе пресс-службы или отдельно в штате компании своего профессионального фотографа для создания фотоархива компании и профессионального оператора, располагающего соответствующим профессиональным оборудованием. С каждым из них в обязательном порядке должен быть заключен договор о сохранении за компанией авторских прав на фото- и видеоматериалы. Также необходимо будет предусмотреть место их хранения.
Примерно по тем же схемам строится и структура пресс-службы в органах госуправления. Вот, например, как выглядит структура и что является функциями пресс-службы Президента Российской Федерации1.
1 Источники: президентский сайт www.kremlin.ru а также работа В. В. Ворошилова «Современная пресс-служба»; см. также Приложения.
Место пресс-службы в организации
63
Управление пресс-службы Президента Российской Федерации обеспечивает связь Президента Российской Федерации со средствами массовой информации.
В функции Управления пресс-службы Президента России входит:
• предоставление СМИ сведений о деятельности Президента РФ, об издаваемых им актах, о заявлениях, выступлениях, встречах главы государства и других мероприятиях с его участием;
• организация пресс-конференций, интервью Президента РФ, его встреч с представителями средств массовой информации, иных мероприятий с участием главы государства;
|
|
• обеспечение выступлений Президента РФ в средствах массовой информации;
• подготовка и распространение в СМИ видео-, фото- и аудиоматериалов, связанных с деятельностью Президента РФ;
• распространение заявлений и сообщений для СМИ;
• проведение брифингов по различным вопросам деятельности Президента РФ.
Структура пресс-службы Президента РФ, в которой работает около 40 человек, такова (функции отделов в основном следуют из их названий, поэтому дадим лишь краткие комментарии):
• отдел аккредитации и брифингов — отдел оперативной информации (занимается среди прочего мониторингом и анализом информации СМИ о деятельности Президента и его администрации — итогом такой работы становятся обширные отчеты по разным направлениям, как ежедневные, так и еженедельные);
• отдел по связям со СМИ — обеспечивает работу официального интернет-представительства Президента Российской Федерации;
• отдел аудиовизуальных материалов.
Пресс-служба российского президента действует по модели, согласно которой ее зона ответственности ограничена лишь медиа-рилейшнз. Делами общего «РR-обеспечения» деятельности В. В. Путина занимается Управление по связям с общественностью Администрации Президента. Как красноречиво охарактеризовал разницу между методами работы один из высокопоставленных президентских пиарщиков, Д. Молчанов, «если пресс-служба всегда работает «вбелую», официально, без интриг, то Управление