жет быть действительно необходим. Во-первых, если требуется детальный разбор освещения события или мероприятия, проводящегося в рамках коммуникативной кампании, например, при анализе проведенной пресс-конференции. Во-вторых, эксперты рекомендуют вести подробное досье на каждое издание и на каждого журналиста (эти материалы будут составлять архив).
Мониторинг еженедельный, аналитический. Если в пресс-службе мониторинг ведется ежедневно, раз в неделю следует подводить его итоги. Делается это, как правило, к вечеру пятницы (чтобы боссу было что почитать в уик-енд), иногда — к утру понедельника (особенно если организация надеется попасть в воскресные итоговые телепрограммы). Распространены три формы еженедельных отчетов.
А. Простой итоговый отчет содержит все те же пункты, что и ежедневный, только, естественно, в масштабе недели. Наименее важные материалы, как показывает опыт, можно и не упоминать, только если есть 100-процентная уверенность, что они действительно таковы.
|
|
Б. Аннотации. Такой отчет содержит краткие аннотации всех материалов СМИ, упомянутых за неделю (по сути, это квинтэссенция клиппинга, который сам по себе за 5 рабочих дней становится слишком объемным, в то время как аннотации не требуют значительного времени для прочтения, но дают возможность быть в курсе событий). Они должны давать представление о содержательной и оценочной направленности материалов, общих тенденциях развития. Таким образом, аннотация, как «выжимка» из всех материалов за неделю, — это первый шаг к подготовке аналитических документов.
В. Информационная (аналитическая) справка. Это более сложный, чем аннотация, документ, могущий уже называться аналитическим. При этом он дополняет названные выше документы. Информсправка — это результат анализа материалов СМИ за неделю, в котором на 2—4 страницах выделяются тематические линии, проводятся сопоставления форм подачи события разными источниками, прослеживается среднесрочная динамика ситуации. Это дает возможность оперативно оценить обстановку и принять тактическое решение. Например, об участии в каком-либо значимом для региона мероприятии или о срочном начале контррекламной кампании против конкурентов.
Аналитическое направление деятельности пресс-службы 89
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ. Если информационный мониторинг можно доверить начинающему (обязательно добросовестному!) работнику, то аналитический лучше доверить опытному сотруднику, который в пресс-службе курирует аналитическое направление в целом.
Мониторинг ежемесячный и ежегодный, рейтинговый. Здесь речь идет о большом масштабе — не только временном, но и, так сказать, пространственном. Следует выяснить, как организация выглядела на фоне других в отрасли, а то и в стране или в регионе в целом, сравнив, например, с предыдущим периодом. По сути это рейтинговая система. А всякий рейтинг может быть использован как информационный повод, особенно если он составлен не самой фирмой, а какой-либо исследовательской организацией.
|
|
Чтобы определить место компании в масштабе всей страны или региона, логично воспользоваться услугами специализированных организаций. Но можно сделать это и через Интернет, с помощью сайтов, предлагающих поиск как по огромным базам несетевых СМИ, так и по интернет-источникам (включая неспециализированные сайты, форумы и пр.) и многие другие.
В табл. 10 приведен пример мониторинга, проведенного одной из перечисленных выше компаний.
Таблица 10. ТОП 100 самых упоминаемых брендов Рунета за 2005 г.
№ п/п | № в 2005 г. | Бренд | Уровень упоминаемое™ (%) | Сектор рынка |
1 | 2 | Газпром | 7,48 | Топливно-энергетический комплекс |
2 | 1 | ЮКОС | 6,89 | Топливно-энергетический комплекс |
3 | 6 | 1Ме1 | 4,99 | Информационные технологии |
4 | 4 | МюгозоГС | 4,98 | Информационные технологии |
5 | 3 | ЛУКОЙЛ | 4,97 | Топливно-энергетический комплекс |
6 | — | РАО «ЕЭС России» | 4,86 | Топливно-энергетический комплекс |
7 | 9 | Мпйош | 3,83 | Информационные технологии |
8 | 5 | Сибнефть | 3,46 | Топливно-энергетический комплекс |
9 | — | Северсталь | 1,54 | Металлургия |
10 | 7 | ТНК-ВР | 1,53 | Топливно-энергетический комплекс |