Раздел 2. Организация работы современной пресс-службы

 

приходится принимать удар на себя, будучи готовым к показательной отставке. Но, к сожалению, мировой опыт дает не много примеров, когда объяснения властей были бы удовлетворительными. Чаще — прямо наоборот. Вспомним публичные действия администрации Дж. Буша-младшего в момент затопления Нового Орлеана или объяснения отечественных властей после терактов на Дубровке или в Беслане....

Кроме того, кризисный момент для власти (особенно в России) — это обвинение, которое она официально предъявляет каким-либо значимым фигурам или целым политическим силам. (Дело М. Ходорковского, вызвавшее весьма неоднозначную реакцию в обществе.)

Особенностью действий властей здесь является то обстоятельство, что у них (как ни странно на первый взгляд) больший кредит доверия, нежели у бизнес-структур. В случае кризиса потребители, партнеры и инвесторы могут отвернуться от организации уже сегодня, для власти контрольный срок — раз в несколько лет, выборное время. Ну а к этому времени, как показывает российский опыт, можно стянуть ударные силы для воздействия на общественное мнение. И добиться своего.

Особый случай в чиновничьем мире — популярные публичные фигуры, чья медийная востребованность выходит далеко за рамки их должностных обязанностей. В России это, например, природоохранный чиновник Олег Митволь, высказывавшийся по поводу незаконного размещения дач в Подмосковье, летавший на ликвидацию катастрофы в Хабаровск и т. п. Долгое время таким медийным героем был Сергей Шойгу, неизменно высказывавшийся по поводу всех происшествий, которых в России всегда предостаточно. (Возможно, таким образом его готовили к партийной карьере в «Единой России».) Сейчас Шойгу на телеэкранах появляется гораздо реже — видимо, потому, что наша страна, как говорят нам наверху, вступила в фазу устойчивого роста и чрезвычайные происшествия для нас теперь нетипичны. Ушел в отставку еще один «медийный герой» — советник Президента РФ по экономике Андрей Илларионов, часто выступавший публично по самым разным темам. В случае с Илларионовым его медийная раскрученность, очевидно, не была санкционирована сверху — а именно такой, разрешенной и контролируемой, должна быть медийная популярность чиновников. Это вполне логично — первые лица должны быть априорно популярнее своих под-



Креативное и организационное направления деятельности...  121

чиненных, высказывания которых допускаются для того, чтобы показать: власть действует, причем активно.

В политике же дела с созданием информационных поводов обстоят прямо противоположно — создавать их крайне непросто.

Упоминанию о партиях и кандидатах в предвыборный период препятствуют жесткие правила в отношении освещения выборного процесса в СМИ. Настолько жесткие, что большинство СМИ предпочитают с ними не связываться. Да и в межвыборный период привлечь внимание к себе партии или депутату Госдумы крайне непросто. Если это проправительственные фигуры и организации — от ситуации с органами госуправления ситуация с данными персонажами мало отличается. Также и с депутатами регионалами: на пресс-конференцию такого человека, приехавшего из Москвы, местные журналисты скорее всего соберутся. А вот много ли напишут — зависит от предложенной им информации.

Для прочих политиков нужны меры просто экстраординарные. Тут, видимо, применим совет относительно скандала. Не будет скандала — не напишут, не снимут... Не заметят, в общем. Однако времена нынче уже не те, чтобы увлекаться данным приемом. Известный «мусорный» видеоролик партии «Родина» (выборы в Московскую городскую думу 2005 г.) скандал, конечно, вызвал, но привел и к снятию партии с выборов. В этом же году практически провалился вояж экс-чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова по городам России. Каспаров ездил как политический деятель-оппозиционер, поэтому и получал от местных властей всяческие препятствия в общении со СМИ, в организации пресс-конференций в частности. Да и сами местные СМИ как-то опасались связываться с этой безусловно звездой.

Как утверждает в уже цитировавшемся выше материале Игорь Даченков, один из руководителей «ИМА-консалтинг», политические события (например, избирательные кампании разных уровней) часто сопровождаются концертами с участием звезд эстрады — кумиров молодежи.

«Таким образом, политическое событие, само по себе малоинтересное для значительной части молодежи, вводится в сферу ее внимания. Избирательное мероприятие, сопровождающееся концертом, наверняка найдет свое отражение на страницах как общественно-политической прессы, так и специализированной — молодежных музыкальных изда-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: