Рельеф, почвы, полезные ископаемые

Основным ландшафтом Древнего Египта была равнина, хотя в Верхнем Египте и весьма узкая, но в Нижнем довольно просторная. В скалах, на возвышенностях и пустынях конечно велась какая-либо деятельность — строились культовые и погребальные комплексы, оборонительные сооружения, но сосредоточением обитания и хозяйствования египтян всё-же была именно долина и дельта реки Нил. Особенностями почвы Египта является то, что она представляет собой речные наносы, гумус, богатый калием, что значительно благоприятствовало её плодородию и такая почва была легка в обработке.

Тот — древнеегипетский бог мудрости и знаний. Имя «Тот» является греческой формой собственно древнеегипетского Джехут, или Тахути.
Тот, Джехути, в египетской мифологии бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат.
Его представляли, в первую очередь, как мудрейшего бога, подарившего людям письменность, в пантеоне богов он занимал почётное место писца (в этом качестве он присутствовал на суде мертвых Осириса), секретаря и визиря верховного бога Ра, и вместе с богиней справедливости и порядка Маат во время небесного путешествия Ра стоял сразу за ним.
Как визирь и писец богов, Тот присутствовал на суде Осириса и записывал результаты взвешивания души покойника. Тот принимал участие в погребальном ритуале всякого покойного египтянина и вел его в царство мертвых. На этом основании Тот идентифицируется с греческим вестником богов Гермесом, который считался психопомпом ("ведущим души").
В первоначальной системе верований Тот-Луна считался левым глазом Гора. Тот через фазы Луны был связан с любыми астрономическими или астрологическими наблюдениями, что и вызвало в итоге превращение Тота в бога мудрости и магии.
Тоту приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта. "Владыка времени", он разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет. Мудрый Тот записывал дни рождения и смерти людей, вел летописи, а также создал письменность и научил египтян счету, письму, математике, медицине и другим наукам.
Священными животными Тота были ибис и павиан. Он чаще всего изображался в образе человека с головой ибиса и тросточкой для письма в руке, хотя иногда встречаются изображения Тота в образе павиана, так как эта обезьяна считалась весьма разумным созданием.
Атрибут Тота — палетка писца. Под его покровительством находились все архивы и знаменитая библиотека Гермополя, центра культа Тота. Бог "управлял всеми языками" и сам считался языком бога Птаха.
Основным центром почитания Тота был Шмун, или Эшмунен (по-гречески Гермополь Великий). Во время Третьего переходного периода, когда Гермополь стал играть важную роль в египетской политике, культ Тота становился всё более популярным. Появилась новая интерпретация мифа о творении, основанного на принципах Огдоады — Тот в образе ибиса снёс яйцо, из которого на свет появился Ра/Хепри/Атум/Нефертум. Модификацией этого мифа стал миф о рождении Ра из Золотого яйца, снесённого гусём по имени Великий Гоготун.
Тот - Египетский бог высшей магии, манифестаций, символов, геометрии, сочинительства, музыки и астрономии, Тот был писцом у богов, и написал множество книг о тайный декретах магии и манифестации.
В легендах говорится, что его книга, «Изумрудная скрижаль» была написана, когда Тот был жрецом в Атлантиде.
Тот и его книга спаслись во время гибели Атлантиды, и он основал в Египте колонию на основе мудрости атлантов.
Сказано также, что не кто иной как Тот спроектировал множество египетских пирамид и храмов.
Считалось, что Тот материализовал духов и исцелял с помощью речитативов, интонаций и звуков наряду со священной геометрией, символизмом и арифметикой.
Много позже, Тот стал богом воровства и обмана. У славян он был известен под именем Тать. И когда мы говорим: "Крадется, как Тать ночной", тем самым вспоминаем древнего бога своих предков.

 

Фетишизм – термин происходит от португальского слова «фецио», что в дословном переводе означает «магическая вещь, амулет», в религиоведении это называется поклонение неодушевлённым предметам, которым приписываются определенные свойства и характеристики (исцеление болезней, охрана от сглаза). Впервые европейцы столкнулись с этим явлением в 18 веке, когда португальцы высадились на побережье западной Африки и увидели эти предметы у местных жителей. Изучение началось в 18-19 столетии, в результате учёные выделили не только первобытный фетишизм, но и указали на его проявления и пережитки у разных народов. Фетишизм в конце 18 начале 19 веке рассматривался как одна из наиболее ранних форм религии, но погребальный обряд и тотемизм древнее, чем фетишизм.

В принципе, объектом поклонения может стать по сути дела любой предмет и поэтому не случайно фетишизм распространен не только в религиозных традициях, но даже на бытовом уровне. 

Магия,  как ранняя форма религии. Сам термин магия имеет греческое происхождение и в буквальном переводе означает «колдовство», «чародейство». В религиоведении под термином «магия» подразумевается совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность воздействовать на людей, предметы живой и не живой природы, особым способом или особыми методами, которые отличаются от практической повседневной деятельности.

Известный европейский исследователь первой половины XX века в своей работе «Магия, наука и религия46 попытался подробно проанализировать истоки магического мышления и магии в целом. В своих исследованиях Малиновский пришёл к выводу, что магия – это деятельность первобытных людей в условиях повышенного риска. Магия приходит на помощь человеку тогда, когда не известен или когда не существует надежный алгоритм достижения успеха, т.е. магия помогает человеку тогда, когда он не уверен в своих собственных силах. Магические действия прежде всего помогали в первобытную эпоху снять психологическое напряжение в коллективе или у отдельных людей и являлись своеобразным психотренингом, позволяющим людям настроиться на позитивный вариант развития тех или иных событий.

Одна из проблем, которой занимаются исследователи – проблема, связанная с типологией магии и в данном случае большой вклад в разработку этой темы был сделан Токаревым. Он предлагает два подхода к классификации магии по методам воздействия и по целевым установкам. Первый подход, типы магических воздействий:

1. Контактная магия, при которой происходит непосредственное соприкосновение с объектом-носителем магической силы

2. Инициальная магия – магический акт направлен на объект, который не досягаем для субъекта

3. Порциальная магия – опосредованное воздействие на объект через его часть

4. Имитативная магия – воздействие на объект через его подобие

Подход по целевым установкам:

1. Вредоносная магия

2. Военная магия

3. Любовная магия

4. Лечебная магия – была наиболее результативна (т.к. реально использовались травы, настойки)

5. Промысловая магия (хозяйственная) – обеспечение продуктами питания себя (колдовали на удачную охоту, собирательство)

6. Метеорологическая магия – чтобы погода была как надо

Это основные действия по целевым установкам, но Токарев указывает на то, что магия, магические обряды могут быть направлены на достижения фактически любой цели.

В современном российском религиоведении проблема магии в разные исторические периоды достаточно подробно рассматривается представителями московской религиоведческой школы.

Можно выделить два основных подхода к дифференциации магии:

1. Традиционная магия, которая базируется на особенностях магических действий и представлений народов этнографической современности (народы, не достигшие индустриализации, короче почти дикари, вроде)

2. Выделение современных магических представлений (оккультизм)

Фундаментальный принцип магии – это симпатия. Сам термин «симпатия», в буквальном переводе с латинского означает «взаимное сочувствие» или «взаимное влечение». По мнению Леви-Брюля, симпатический принцип магии означает «увлекать за собой», «подбадривать», «учить», но вместе с тем и принуждать.

Известный этнограф Тайлор довольно подробно описал различные симпатические обряды у разных народов мира и в результате он и его последователи пришли к выводу, что магия основывается на том, что вещи благодаря тайной симпатии связаны между собой и воздействуют друг на друга даже на значительном расстоянии. Такая же невидимая связь существует не только между вещами, но и между явлениями природы. Симпатия производит другое важное явление или действие, которое получило наименование «партиципация». Сам термин «партиципация», в буквальном переводе с латинского, означает «влечение к участию». Но и на основе своих исследований, этнографы и религиоведы указывают на то, что можно выделить два основных принципа или две аксиомы магии. Первая аксиома или принцип: подобное производит подобное (закон подобия, который предполагает, что следствие тождественно своей причине). Второй постулат магии заключается в том, что вещи, пришедшие в соприкосновении друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии даже после прекращения прямого контакта (закон соприкосновения и заражения). Указанные два принципа (закона) лежат в основе любой магии независимо от времени/места её существования.

Современные учёные отмечают, что логика магии, также как и мифа – имагинальная (художественная), логика художественного творчества, поэтому в магии ключевую роль играют воображение, аналогии, ассоциации, интуиция и тому подобное.

Закон подобия наиболее полно реализован в так называемой гомеопатической магии, которая направлена прежде всего на управление людьми и погодными явлениями, поэтому такая гомеопатическая магия как правило, согласно этнографическим данным, преследует следующие цели:

1. Обеспечить коллектив мобильной пищей

2. Воздействие на погоду и установление контроля за ней (обряды вызывания дождя)

3. Одержание победы над врагом (военные магические действия)

Закон соприкосновения наиболее полно представлен в так называемой «контагиозной магии», в рамках контагиозной магии предполагается, что всё, что произошло с одной вещью, может произойти и с другой. Контагиозная магия может быть направлена фактически на различные стороны жизнедеятельности человека. По мнению Фрезера, особенности магических действий и мировоззрения в совокупности с мифологическими образами, по сути дела составляли первобытную науку. Фрезер указывает на то, что магия опиралась на определенную концепцию мироздания и по сути дела являлась основным элементом, формирующим первобытное мировоззрение.

Современные исследователи полагают, что магию можно разделить еще на два вида: теоретическая и практическая магия. Теоретическая магия представляет собой определенные воззрения о совокупности правил, которые определяют последовательность событий в мире. При этом, в отличии от учёного, теолога или философа, первобытный маг не подвергал анализу мыслительные процессы, которые обосновывают его действия. Практическая магия включает в себя определенные приёмы и предписания, которым необходимо следовать чтобы достичь своей цели. Способом достижения этих целей является колдовство. В науке теоретическую магию принято называть псевдонаукой, а практическую - псевдоискусством.

Важный момент, на который обращают исследователи, касается магии и науки. При этом ученые отмечают, что фундаментальные допущения магии тождественны воззрению науки, а именно принципу веры в порядок и в единообразие природных явлений. У мага нет сомнения, что одни и те же причины порождают одинаковые следствия. Кроме того, учёного и мага объединяет стремление прикоснуться к тайнам мироздания. В магии нет отрицания общей закономерности в последовательности событий, но зато есть неверное истолкование частных законов, которые такой последовательностью и управляют. И поэтому в магии вместо закона ставится правило и в целом, в деятельности магов или магии не требуется никакого доказательства кроме результативности того или иного мероприятия, в отличии от науки. В науке отрицательный результат – тоже результат.

Магия как и наука, считает все природные процессы жесткими и неизменными и более того, маг исходит из предположения того, что все личностные существа (люди или боги) подчинены именно безличным силам, которые осуществляют всеобщий (тотальный) контроль. Важной проблемой в науке является соотношение религии и магии. Религия предполагает, что ход природных явлений в определенной степени эластичен и изменчив. И поэтому достаточно попросить сверхъестественные существа для того чтобы повлиять на эти процессы. Религия признает за богом личностный характер, поэтому, священнослужитель в отличии от мага не обращается к вещам, а использует их в подсобных символических целях. Кроме того, исследователи отмечают, что между молитвой и заклинанием также существует различие (молитва не адресуется к вещам, а направлена непосредственно к сверхъестественным существам, в то время как маг делает акцент воздействия на материальный мир). Учёные указывают на противостояние между священнослужителями крупных религий и магами, и во многом природа такого противостояния имеет психологическую подоплёку. В данном случае речь идёт о том, что колдуны имеют большую самостоятельность и независимость нежели священнослужители. Существует также еще один подход к классификации магии, в зависимости от морального основания и в результате выделяется так называемая «черная» и «белая» магия. Выделение белой и чёрной магии как раз свидетельствует о наличии дихотомии (противопоставления) белое/черное в структуре «мифологическое мышление».

Белая магия – ориентирована на использование внешних сакральных сил с тем, чтобы совершить определенное позитивное (благостное влияние для отдельного человека или коллектива в целом). Основные функции:

1. Защита от колдовства

2. Обеспечение человека или коллектива продуктами питания (намутить дождик, успешную охоту)

3. Оказание помощи близким (исцеление от болезней, предупреждение болезней (амулеты, обереги))

4. Обеспечение благоприятных родов

5. Совершение специальных очистительных обрядов, призванных избавить человека от следов пребывания в сакральном мире

6. Обеспечение защиты человека или коллектива

Таким образом белая магия охватывает такие сферы, как: врачевание, усмирение стихийных сил природы и обеспечение жизнедеятельности коллектива.

Чёрная магия – претендует на альтернативные характеристики. В частности, черная магия использует сакральные силы для усиления власти самого мага. Выделяется несколько основных функций:

1. Нанесение вреда (душевный, психический)

2. Нанесение увечья, травмы

3. Убийство человека (полная нейтрализация)

4. Устрашение (с целью получение какого-либо дальнейшего результата)

Черная магия во многом ориентирована на причинение психологического или физического вреда и фактически не затрагивает многие другие сферы деятельности магии.

Исследователи также предлагают еще один вид классификации магии в зависимости от количества участников и степени их посвященности. Выделяются несколько подходов:

1. Частная магия – преследует локальные цели и осуществляется индивидуумом или небольшой группой посвященных лиц. Как правило, частная магия может постепенно приобрести характер тайной и эзотерической деятельности.

2. Общественная магия, которая ориентирована на решение крупных социальных (общественных) задач и на широкое участие людей (производственная магия, метеорологическая магия, праздничная магия (календарные обряды))
















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: