...Чингис-хан приказал, чтобы во главе десяти человек был поставлен один (и он по-нашему называется десятником), а во главе десяти десятников был поставлен один, который называется сотником, а во главе десяти сотников был поставлен один, который называется тысячником, а во главе десяти тысячников был поставлен один, и это число называется у них тьма. Во главе же всего войска ставят двух вождей или трех, но так, что они имеют подчинение одному. Когда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один, или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются, и, короче говоря, если о«и не отступают сообща, то все бегущие умерщвляются; точно так же, если один, или двое, или больше смело вступают в бой, а десять других не следуют, то их также умерщвляют, а если из десяти попадает в плен один или больше, другие же товарищи не освобождают их, то они также умерщвляются.
Дж. дель Плана Карпини, История монгалов; Г. де Рубрук, Путешествие в восточные страны, М., 1957, стр. 45-46, 49-50.
|
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАЛОГИ
Из «Юань ши»
1-й год цзи-чжоу1 (27.1. 1229 г. – 15.1. 1230 г.)...Было приказано монгольскому народу платить [в ханскую казну] 1 кобылицу с имеющего 100 лошадей, 1 корову с имеющего 100 голов крупного рогатого скота, 1 барана с имеющего 100 овец, и [это] было сделано законом на вечные времена. Только теперь были учреждены зерновые склады и почтовые станции [по дорогам империи]. Было приказано китайскому населению Хэбэя2 отдавать налоги из подворного расчета, и для распоряжения этим был послан Елюй Чу-цай3, а людям Западного края (Сиюй)4 приказано отдавать налоги из подушного расчета, и для распоряжения этим был послан Махэмоди Хуаласими (Махмуд Хорезмийский)5.
1 Китайское летосчисление (60-летний цикл).
2 Хэбэй – территория Китая к северу от р. Хуанхэ.
3 Елюй Чу-цай (1189 – 1243) – китайский советник Чингис-хана и Угэдэй-хана. Был поставлен во главе административного управления Северного Китая.
4Си-юй – Синьцзян, Средняя Азия и Иран.
5 Махмуд Ялэвач из Хорезма – купец мусульманского происхождения, перешедший на службу к Чингис-хану.
«Юань ши», гл.2, л.16.
Из «Хэй-да ши-люе»
Сбор налогов у них называется чай-фа1. Они пьют кобылье молоко и едят баранину. Во всех случаях они берут их (кумыс и баранину) в зависимости от количества домашнего скота у народа; это похоже на шан-гун2 китайской налоговой системы.
В этих пустынных землях, через которые [я, Сюй] Тин, проезжал, все, начиная с [самого] татарского правителя, незаконных3 императриц, царевичей, царевен, их родственников и ниже, имеют свои владения. Все их люди, [живущие в этих владениях], отдают им как чай-фа быков, повозки, оружие, работников, баранину и кобылье молоко. Ибо в степях, которыми управляют татары, поделившие [их на уделы], все отдают чай-фа [каждый своему владельцу]. Среди благородных и подлых не бывает ни одного человека, который мог бы быть освобожден [от уплаты податей].
|
|
Кроме того, существует еще один вид обложения: все отдают чай-фа на нужды местных почтовых станций. Это также одинаково обязательно для высших и низших. Это чай-фа в степях.
[Я, Сюй] Тин, в пути видел, что татары считают для себя довольно большой тяжестью добычу волосяных веревок и войлока. У большинства станционных лошадей, на которых [я, Сюй] Тин, ехал, были срезаны гривы. Когда я спрашивал татар о причине, то они отвечали, что сделали из них веревки и сдали в орду4 для использования на охоте.
1 Чай-фа – термин, обозначающий налоги у некитайских народностей.
2 Шан-гун (букв, снабжение императора) – налог, существовавший в эпохи Тан (618 – 907) и Сун (960 – 1279) и выражавшийся в выделении части дохода налогоплательщика непосредственно в пользу императорского дома (помимо уплаты местных налогов).
3 Сюй Тин, чиновник китайской династии Сун, называет представителей всех других некитайских династий «незаконными», «узурпаторскими»,
4 Орда – ставка феодала.
«Хайнин Ван Цзин-ань сянь-шэн и шу», Шанхай. 1940, кн. 37, стр, 11а.