Рашид ад-Дин. «Сборник летописей»

Хотя государям бывает необходимо посылать послов и гонцов в разные страны и края и дела государственные через то могут быть укреплены и упорядочены, однако вошло в обычай посылать их и для доставления известий о здоровье, даров и подношений и ради важных дел окраин, войсковых дел и государственных тайн. Очевидно, что нужда в посылке гонцов по таким делам случается в год несколько раз. К на­стоящему времени постепенно дошло до того, что все хатуны1, царевичи, эмиры ставок и эмиры-темники, тысячники и сотники, воеводы областей... и прочие разряды [чинов], на­значенные на различные должности, помалу и помногу за всяким делом посылали гонцов по областям, а также посы­лали их по разным надобностям в монгольские кочевья...

...Кончилось тем, что по дорогам гонцов стало попадаться больше, чем караванов и всех путешественников. Если бы даже в каждом яме держали пять тысяч лошадей, то улага2 для них (гонцов) не хватило бы. Забирали монгольские та­буны, которые держали на летних и зимних стойбищах, и садились [на лошадей]. Спешивали все караваны и путешест­венников, которые прибывали из Китая, Хиндустана и дру­гих дальних и ближних стран, [а также] и эмиров, баска­ков3... и челобитчиков, едущих в [государеву] ставку, захва­тывали их лошадей, а их оставляли посреди дороги...

Часто бывало, что одни гонцы отбирали улаг у других гонцов под предлогом, что наш-де путь поважнее. Дошло до того, что каждый, у кого было больше провожатых и силы, отбирал улаг у другого. Когда разбойники проведали о та­ких делах, то они и гонцам [числом] поменьше говорили: «Мы-де гонцы», силком отнимали у них улаг, их грабили и даже забирали у них [государевы] ярлыки4 и пайзы5. Стало так, что большая часть разбойников с пайзами и [государе­выми] ярлыками, преградив горные перевалы, выходили для разбоя на дороги, хитро й коварно под предлогом выполне­ния обязанностей гонцов нападали на путников, едущих с караванами, и гонцов и грабили животных и пожитки.

Гонцы не удовлетворялись только улагом и путевым до­вольствием, а как только приезжали к кому-нибудь, так сей­час же под разного рода предлогами поднимали ссору и, причинив разные неприятности, забирали добро. Коноводы же их отнимали у людей одежду, головные уборы и все, что видели. [Гонцы] преднамеренно получали больше улага, [чем нужно], и распродавали [его]. Все, что они находили в дерев­нях, они силой тащили. Если в один день они приезжали в десять деревень и кочевий, то со всех этих мест они брали путевого довольствия во много раз больше, чем [требовали] дорога и ясак, и поскольку корма у них оказывалось в из­лишке, они [его] продавали.

...Поскольку вес и значение [гонцам] придавала толпа провожатых, то они старались, чтобы вокруг них собиралось побольше нукеров6. Нукеров приглашали из родственников и друзей. По дороге они привлекали к себе людей всякой породы, и за ними следовали бродяги и беспутные люди. Стало так, что гонец, которого не признали бы государь и старшие эмиры, при небольшом деле, по которому он ехал, брал с собой двести – триста всадников, а некоторые, кото­рые были познатнее да поименитее, ездили с пятьюстами и тысячью всадников.

1 Хатун – монгольский женский титул (царица, княгиня),

2 Улаг – средства передвижения.

3 Баскак – военачальник, представитель, производивший учет дани и переписи населения в покоренной стране.

4 Ярлык (монг. «джарлик») – указ.

5 Пайзы (кит. «пайцзы») – золотая, серебряная или деревянная до­щечка, дающая право на получение лошадей и продовольствия на почто­вых (ямских) станциях.

6 Нукер – букв, товарищ (монг.), т. е. дружинник.

 

Рашид ад-Дин. Сборник летописей, т. III, М. – Л., 1946, стр. 263 – 265.



ТОРГОВЛЯ И РОСТОВЩИЧЕСТВО

Из «Хэй-да ши-люе»

Что касается их торговли, то все, начиная от татарского правителя и вплоть до незаконных князей, незаконных царе­вичей, незаконных царевен и т. д., передают серебро мусуль­манам. [Последние] либо отдают [это серебро] в рост народу и наращивают проценты с него – при этом процент с капи­тала в 1 дин1 через 10 лет составляет 1024 дины, – либо по­купают [на это серебро] различные товары и перепродают их в других местах, либо же принуждают народ возместить [им данную сумму] на том основании, что она якобы укра­дена в ночное время]2.

[Я, Сюй] Тин, видел, что татары только и делают что бе­рут са-хуа3и никто не понимает в торговле. Все, начиная с. татарского правителя и ниже, только передают серебро му­сульманам и заставляют их самих отправляться для тор­говли, с тем чтобы они уплатили проценты [сверх взятой ими суммы татарскому правителю или другому лицу из знати]. Мусульмане либо передают [полученное ими серебро] в рост другим лицам, либо сами торгуют в различных районах, либо же ложно заявляют, что они якобы ограблены, и заставляют население уездов и округов возмещать.

...Обычаи татар поистине таковы, что они не поднимут на дороге утерянных [чужих] вещей. Однако неизбежно слу­чаются грабежи, но только совершают их люди из погибших государств...

У них торгуют овцами, лошадьми, золотом, серебром и шелками.

[Я, Сюй] Тин, видел, что... в общем татары хотят [поку­пать] лишь холст, шелк, железо, котлы-треножники и цвет­ное дерево только для нужд одежды и питания.

Когда китайцы, мусульмане и другие прибывают в степи с товарами, [монголы] обменивают своих овец и лошадей [на их товары].

1 Дин (слиток) равнялся 50 лянам, а лян – приблизительно 37,3 г.

2 Чингис-ханом был издан указ, по которому потери купцов от ограб­лений и краж возмещались населением той местности, где купцы понесли потери.

3 Са-хуа – подарок, т. е. взятка.

«Хайнин Ван Цзин-ань сянь-шэн и шу», Шанхай, 1940, кн. 37, л. 136.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: