Хотя государям бывает необходимо посылать послов и гонцов в разные страны и края и дела государственные через то могут быть укреплены и упорядочены, однако вошло в обычай посылать их и для доставления известий о здоровье, даров и подношений и ради важных дел окраин, войсковых дел и государственных тайн. Очевидно, что нужда в посылке гонцов по таким делам случается в год несколько раз. К настоящему времени постепенно дошло до того, что все хатуны1, царевичи, эмиры ставок и эмиры-темники, тысячники и сотники, воеводы областей... и прочие разряды [чинов], назначенные на различные должности, помалу и помногу за всяким делом посылали гонцов по областям, а также посылали их по разным надобностям в монгольские кочевья...
...Кончилось тем, что по дорогам гонцов стало попадаться больше, чем караванов и всех путешественников. Если бы даже в каждом яме держали пять тысяч лошадей, то улага2 для них (гонцов) не хватило бы. Забирали монгольские табуны, которые держали на летних и зимних стойбищах, и садились [на лошадей]. Спешивали все караваны и путешественников, которые прибывали из Китая, Хиндустана и других дальних и ближних стран, [а также] и эмиров, баскаков3... и челобитчиков, едущих в [государеву] ставку, захватывали их лошадей, а их оставляли посреди дороги...
|
|
Часто бывало, что одни гонцы отбирали улаг у других гонцов под предлогом, что наш-де путь поважнее. Дошло до того, что каждый, у кого было больше провожатых и силы, отбирал улаг у другого. Когда разбойники проведали о таких делах, то они и гонцам [числом] поменьше говорили: «Мы-де гонцы», силком отнимали у них улаг, их грабили и даже забирали у них [государевы] ярлыки4 и пайзы5. Стало так, что большая часть разбойников с пайзами и [государевыми] ярлыками, преградив горные перевалы, выходили для разбоя на дороги, хитро й коварно под предлогом выполнения обязанностей гонцов нападали на путников, едущих с караванами, и гонцов и грабили животных и пожитки.
Гонцы не удовлетворялись только улагом и путевым довольствием, а как только приезжали к кому-нибудь, так сейчас же под разного рода предлогами поднимали ссору и, причинив разные неприятности, забирали добро. Коноводы же их отнимали у людей одежду, головные уборы и все, что видели. [Гонцы] преднамеренно получали больше улага, [чем нужно], и распродавали [его]. Все, что они находили в деревнях, они силой тащили. Если в один день они приезжали в десять деревень и кочевий, то со всех этих мест они брали путевого довольствия во много раз больше, чем [требовали] дорога и ясак, и поскольку корма у них оказывалось в излишке, они [его] продавали.
|
|
...Поскольку вес и значение [гонцам] придавала толпа провожатых, то они старались, чтобы вокруг них собиралось побольше нукеров6. Нукеров приглашали из родственников и друзей. По дороге они привлекали к себе людей всякой породы, и за ними следовали бродяги и беспутные люди. Стало так, что гонец, которого не признали бы государь и старшие эмиры, при небольшом деле, по которому он ехал, брал с собой двести – триста всадников, а некоторые, которые были познатнее да поименитее, ездили с пятьюстами и тысячью всадников.
1 Хатун – монгольский женский титул (царица, княгиня),
2 Улаг – средства передвижения.
3 Баскак – военачальник, представитель, производивший учет дани и переписи населения в покоренной стране.
4 Ярлык (монг. «джарлик») – указ.
5 Пайзы (кит. «пайцзы») – золотая, серебряная или деревянная дощечка, дающая право на получение лошадей и продовольствия на почтовых (ямских) станциях.
6 Нукер – букв, товарищ (монг.), т. е. дружинник.
Рашид ад-Дин. Сборник летописей, т. III, М. – Л., 1946, стр. 263 – 265.
ТОРГОВЛЯ И РОСТОВЩИЧЕСТВО
Из «Хэй-да ши-люе»
Что касается их торговли, то все, начиная от татарского правителя и вплоть до незаконных князей, незаконных царевичей, незаконных царевен и т. д., передают серебро мусульманам. [Последние] либо отдают [это серебро] в рост народу и наращивают проценты с него – при этом процент с капитала в 1 дин1 через 10 лет составляет 1024 дины, – либо покупают [на это серебро] различные товары и перепродают их в других местах, либо же принуждают народ возместить [им данную сумму] на том основании, что она якобы украдена в ночное время]2.
[Я, Сюй] Тин, видел, что татары только и делают что берут са-хуа3и никто не понимает в торговле. Все, начиная с. татарского правителя и ниже, только передают серебро мусульманам и заставляют их самих отправляться для торговли, с тем чтобы они уплатили проценты [сверх взятой ими суммы татарскому правителю или другому лицу из знати]. Мусульмане либо передают [полученное ими серебро] в рост другим лицам, либо сами торгуют в различных районах, либо же ложно заявляют, что они якобы ограблены, и заставляют население уездов и округов возмещать.
...Обычаи татар поистине таковы, что они не поднимут на дороге утерянных [чужих] вещей. Однако неизбежно случаются грабежи, но только совершают их люди из погибших государств...
У них торгуют овцами, лошадьми, золотом, серебром и шелками.
[Я, Сюй] Тин, видел, что... в общем татары хотят [покупать] лишь холст, шелк, железо, котлы-треножники и цветное дерево только для нужд одежды и питания.
Когда китайцы, мусульмане и другие прибывают в степи с товарами, [монголы] обменивают своих овец и лошадей [на их товары].
1 Дин (слиток) равнялся 50 лянам, а лян – приблизительно 37,3 г.
2 Чингис-ханом был издан указ, по которому потери купцов от ограблений и краж возмещались населением той местности, где купцы понесли потери.
3 Са-хуа – подарок, т. е. взятка.
«Хайнин Ван Цзин-ань сянь-шэн и шу», Шанхай, 1940, кн. 37, л. 136.