I. Земельные отношения в Корее в X – XIV ВВ

1. Из «Корёса» 1

Земельная система Коре в основном подражала танской системе2. Было определено количество пахотных земель, которые поделили в зависимости от плодородия. [Земли по­лучали все], начиная с гражданских и военных чиновников и вплоть до солдат провинциальных войск и ханинов3. Все без исключения имели должность и в зависимости от долж­ности получали землю и топливо. Это называлось чонсиква4. После смерти [владельца] все возвращалось государству.

Солдаты получали землю, когда им исполнялось 20 лет, а в 60 они возвращали ее. Если у них имелись дети или род­ственники, последние могли их заменить на службе. Люди, не имевшие детей и приписанные охранять тюремные ворота, после 70 лет получали пенсионные земли (кубунчжон), а излишек земли у них отбирался. Если человек, не имевший потомства, умирал или погибал на войне, жена также полу­чала пенсионный надел.

Кроме того, имелись наградные земли (конымчжонси). Когда человек оставлял службу, эту землю он мог передать своим детям. Имелись также* земли государственных учреж­дений (конхэчжон). Эти земли предоставлялись... дворцам, начальникам округов, государственным почтовым станциям. Все они получали разное количество земли. Если у чиновни­ков не хватало зернового жалованья, они получали надел земли (нокквачжон)5в округах Кёнгидо6.

1 «Тонгук пёнгам» – «Военное зерцало Восточного государства (Ко­реи)» было составлено в середине XV в. крупными корейскими учеными Чон Ин Чжи, Син Сук Чу и др. Первое издание «Тонгук пёнгам» (1450 г.) стало библиографической редкостью с самого момента его появления. В 1911 г. в Сеуле издательством «Кванмунхве» этот труд был выпущен без изменений, а в 1955 г. в Пхеньяне – в переводе на современный корейский язык. Нами использованы два последних издания.

2 Земельная система в Китае в VII – VIII вв.

8 Ханины – мелкое служилое дворянство, вышедшее из богатых кре­стьян.

4 Чонсиква – существовавшая в X – XIV вв, система наделения зем­лей чиновников за службу.

5 Нокквачжон – земельные наделы, выдававшиеся чиновникам вместо зернового жалованья.

6 Кёнгидо – название столичной провинции.

 

Из указа об аренде залежной земли (1111 г.)

На пахотной земле, которая находилась в залежи свыше трех лет, урожай первых двух лет полностью отдавать арен­датору, а начиная с 3-го года он должен делить урожай по­полам с хозяином; на земле, пролежавшей два года, урожай делить на 4 части: одна часть хозяину, а три части аренда­тору; на земле, пролежавшей год, урожай делить на 3 части: одна часть хозяину, две части арендатору.

Из королевского указа от 1298 г.

Во всех местах, где храмы устраивают молебны, они за­хватывают земли янбанов1, получают обманным путем гра­моты на эти земли и превращают их в свои поля. Правители областей впредь должны расследовать это и возвратить земли хозяевам.

1 Янбаны – корейское дворянство.

Из петиции крупного чиновника и политического деятеля конца XIV в. Чо Чжуна

Чиновники не в состоянии следить за раздачей земли. Закон о наделении землей постепенно теряет силу. Пользуясь этим, вероломные и коварные люди обманывают государство. Этому нет предела!..

Накапливаются горы судебных дел. Борьба из-за одного мё1 земли продолжается в течение нескольких десятков лет. Ради этого люди забывают о сне и отказываются от пищи...

Сообщники коварных злодеев приходят в области и уезды, ставят столбы на горах и реках и объявляют эту землю собственностью своих предков. Они грабят друг друга, отнимают силой землю. Один мё земли оказывается в руках 5 – 6 хозяев.

1 Мё (кит. му) – мера площади, равная 0,061 га.

 

Из королевского указа 986 г.

Во всех областях и уездах 12 провинций с настоящего времени и вплоть до осени необходимо прекратить все вто­ростепенные работы и сосредоточить усилия на поощрении земледелия. Надо послать чиновников, чтобы они обследо­вали- пустующие и заброшенные земли. Начальники провин­ций должны вознаграждать за прилежание и порицать за леность.

 

Из доклада чиновника Пэк Мун Бо (XIV в.)

Население, проживающее в Канхвэ1, занимается земледе­лием и не знает беспокойства от наводнения и засухи, потому что оно употребляет водяные колеса. Народ нашей восточ­ной страны, работая на рисовых полях, пользуется ямами и оросительными каналами и не понимает пользы водяных ко­лес. Поэтому, когда рядом находятся ямы и каналы, в кото­рых недостаточно воды, люди даже не знают, как быть. В результате этого неплодородная земля составляет 8/10 или 9/10.

1 Канхвэ – корейское название междуречья Янцзы и Хуайхэ в Китае.

«Корёса», т. 2, Пхеньян, 1958, стр. 583, 600, 681, 590-591, 604-605, 607.



Из послания корейского короля юаньскому императору в 1271 г.

...Богатые люди имеют скот, но не более чем 1 – 2 головы. А бедняки в большинстве случаев обрабатывают землю со­хой и для этого совместно арендуют рабочий скот у других.

 

«Корёса», т. 1, Пхеньян, 1957, стр. 411.

 

Из сочинений ученого и политического деятеля конца XIV в. Чон До Чжона

Что касается закона о земле, обрабатываемой народом, то допускалось: если человек сам поднял целину, он сам ею и владел. Чиновники этой землей не управляли.

Человек, имеющий много сил, поднимает обширные земли, и поэтому сильные люди1 владеют многочисленными землями. Не имеющие сил, слабые люди вновь подчиняются человеку, обладающему силой, и одалживают у него землю.

Урожай делят пополам. Обрабатывает землю один, а кор­мятся двое. Богатый человек все более и более богатеет, а бедный человек все более беднеет. Люди доходят до того, что не имеют средств для существования, уходят и превра­щаются в бродяг. Они меняют профессию и становятся ре­месленниками и торговцами, а некоторые даже делаются раз­бойниками. О горе! Нет слов, чтобы передать, какое это зло!

1 «Сильные люди» и «слабые люди» – термины для обозначения раз­личия в социальном происхождении людей.

«Екса квахак» («Историческая наука») № 4, 1955, стр.67.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: