Земельная система в государстве [Коре] подражала ханьской системе налога в Vio [урожая]...
По государственным законам человек в 16 лет считается совершеннолетним и начинает нести государственные повинности, а в 60 лет становится стариком и освобождается от повинностей. В областях и уездах каждый год составляются реестры приписанных людей, которые отправляются в Подворную палату (Хобу). Все без исключения обязываются нести военную повинность. Государственные повинности налагаются согласно подворному реестру.
Из королевского указа от 1071 г.
Богатые и сильные люди, опираясь на свое влияние, уклоняются [от военной службы], и бедные люди одни несут на себе все тяготы этой работы. Они испытывают крайнюю нужду в пище и одежде и не знают даже малейшего отдыха.
Из указа короля E Чжона от 1107 г.
В областях и уездах Кёнгидо помимо обычной подати большие страдания народу приносит трудовая повинность Каждый день люди постепенно разбегаются и бродят с места на место...
Кроме того, с ремесленников требуют медь, железо, фарфор, бумагу, тушь и другие изделия. Это очень мучительно, и они также разбегаются.
Из королевского указа от 1296 г.
...Сейчас чиновники всех ведомств и люди, добивающиеся выгоды для себя, заранее вносят товары и получают свидетельство об этом. А затем они отправляются в деревни и с избытком возмещают их стоимость. Народу поистине очень тяжело!
Положение ноби 1
В каждом хозяйстве ноби несут очень тяжелые повинности, им надо посочувствовать и помочь. Если кто-нибудь из них заболеет, его не лечат и выбрасывают на дорогу. Если же ноби умрет, труп его не закапывают в землю, а выбрасывают на дорогу, и его кости гложут скопища собак. Поистине это печально!
1 Ноби – рабы, в ходе исторического развития превратившиеся в крепостных крестьян.
«Корёса», т. 2, Пхеньян, 1958, стр. 600, 603, 639, 601, 690, 707,
Ростовщичество в Коре
Из доклада Пэк Мун Бо
...Бедные люди в течение года обрабатывают несколько мё земли, но налог составляет половину [урожая], и поэтому они не в состоянии прокормиться до конца года. Когда наступает время полевых работ, они вынуждены брать в долг у богатых [зерно] на семена и для пропитания.
Проценты на ссуду
Вообще частная и государственная ссуда такова: берешь 15 ту1 зерна, платишь процент 5 ту, берешь 15 тіхиль2 холста, платишь процент 5 чхок3. Это была постоянная система.
1 Ту – мера сыпучих тел, равная 15 кг.
2 Пхиль – единица измерения тканей, равная примерно 20 м.
3 Чхок – единица измерения, равная 0,3 м.
Из указа короля Мен Чжона от 1188 г.
Повсеместно богатые и сильные янбаны, в случае если бедный и слабый народ одалживает товар и не возвращает его, отнимают издревле принадлежавшую [народу] землю, отчего он лишается работы и еще больше беднеет.
Из указа короля от 1375 г.
Провинциальные чиновники, приезжая в столицу, рассказывают, что все правители подгоняют с уплатой податей и взимают недоимки. Люди берут деньги взаймы у частных лиц и возвращают долг в двойном размере. Это приносит народу большой ущерб.
«Корёса», т. 2, Пхеньян, 1958, стр. 615-616.
II. РЕМЕСЛО, ТОРГОВЛЯ, ДЕНЬГИ И ГОРОДА
Ремесло
Из королевского указа, изданного весной 1012 г.
...В последнее время люди порывают со старыми обычаями и не знают труда землепашца. Во всех провинциях имеются мастерские и лавки различных тканей и доспехов. Повелеваем сократить [их количество], с тем чтобы люди занялись земледелием.
Из петиции чиновника Хон Ча Бона (конец XIII в.)
В последнее время медники, имеющие латунь, проживают в отдаленных местностях. Во всех областях и округах чиновники... соперничают между собой в том, чтобы создать запасы латуни и меди для изготовления посуды, поэтому посуды у населения с каждым днем становится все меньше. Необходимо приказать, чтобы в указанный срок ремесленники вернулись в столицу.
«Корёса», т. 2, Пхеньян, 1958, стр. 605, 690.
Торговля
Из доклада чиновника Пан Са Рана в 1391 г.
Толпы торговцев собираются вместе, на лошадях и быках они тайно переправляют через реку золото и серебро, отвозят в чужую страну1 и там продают. Привозимые ими оттуда шелка вытесняют товары, производимые в.нашей стране, такие, как тонкое полотно, холст и т. д. И люди независимо от их происхождения одеваются в эти шелка.
1 Имеется в виду Китай.
«Чосон чунсеса» («История Кореи в средние века»), т. I, Пхеньян, 1954, стр. 338.
О появлении денег в Коре
В 4-м мес. 15-го года Сон Чжона (996 г.) впервые начали употреблять железные деньги.
Из петиции первого министра Хан Он Чома (1002 г.)
Стремясь продолжать прежнюю политику умиротворения людей и поощрения обмена товарами, следуя традициям предков, король ввел употребление денег и запретил использовать грубые ткани. Боюсь, что это не принесло пользы государству и лишь возбудило недовольство народа!
Из донесения чиновников ведомства по делам снабжения (1328 г.)
Стоимость ынбён1день ото дня падает. В настоящее время ынбён высшего сорта стоят 10 пхиль холста, а стоимость ынбён низшего качества пала до 8 – 9 пхиль. Преступники, ведающие сбором меди с простого народа и подлого люда, сами отливают ынбён, примешивая медь так, что серебра мало, а меди много. Хотя государство и установило цены, но люди их не придерживались.
1 Ынбён – серебряные бутыли, употреблявшиеся в качестве денег.
«Корёса», т. 2, Пхеньян, 1958, стр. 607, 609.
Столица г. Кэгён
Столица (г. Кэгён) лежит к юго-востоку от реки Ялу1 на 1 тыс. ли. Окружность городской стены – 60 ли.
Городская стена имеет 12 ворот, над которыми написано их название... В юго-западном углу столицы находится кремль с кремлевскими дворцами и палатами, а в северо-восточном – подворье Покорности небу (шунь-тянь-гуань), отделанное самым лучшим образом. Западные ворота сего подворья также великолепны и красивы... От конторы столичной торговли до места, находящегося при монастыре Возвышения государства, и от ворот Великого превращения до кабинета (храма) служения предкам тянется целый ряд флигелей, состоящий из нескольких сот звеньев. Поскольку жилища городских обывателей тесны и неопрятны, расположены беспорядочно и неровно, то упомянутые флигели служат для заслона оных, дабы китайские послы не могли насквозь видеть их безобразия. От юго-восточных ворот река течет к юго-востоку...
В прочих частях города судебные места, дворцовые храмы, даосские копища, буддийские монастыри, отдельные королевские дворцы и гостиные подворья, выстроенные смотря по удобству местоположения, рассеяны по всем местам, как звезды.
1 По-корейски – Амноккан.
Жилища граждан
Столичный город хотя и велик, но как от множества камней и пригорков местоположение его не равно и не гладко, так и жилища граждан представляются иные возвышенными, иные низкими, как пчелиные гнезда и муравьиные пещерки. Дома эти, соединенные вместе по десяти и более, представляют из себя как бы общие корпуса. Кровли домов, сделанные из соломы, едва защищают от ветра и дождя. Самые большие из них, основанные более как на двух стропилах [?]. С недавнего времени зажиточные люди начали строить дома с черепичными кровлями, но таковых домов между десятью можно видеть разве только один или два. По древним сказаниям, на жилищах актрис и актеров ставились длинные шесты в отличие от домов честных. Ныне этого нет. По обыкновению своему корейцы чрезвычайно привязаны к почтению духов и слишком много занимаются молитвами и жертвоприношениями.
Торговля
В старину всякий раз, как приезжали послы наши [китайские], корейцы открывали большой торг, в множестве раскладывали разные товары, лакированные вещи и шелковые материи... чтобы все это имело красивый вид. Случалось, что иногда раскладывали также вместе с товарами золотые и серебряные вещи из королевского дворца; явно, что в обыкновенное время этого не могло быть, это заметили послы, бывшие там в правление Чун-нин (1102 – 1106) и Да-гуань (1107 – 1110). Ныне этого нет.
За недостатком постоянных купеческих лавок торг производится только в полдень. Тогда и мужчины и женщины, и старые и молодые, и чиновники и ремесленники – все выносят, у кого что случилось2, и производят меновую торговлю. Монета у них не в употреблении. Цены вещам определяют по сравнению их с шелковой материей, холстом или серебряными баночками. Мелкие вещи, нужные в домашнем быту, не стоящие куска холста или унции серебра, выменивают на зерновой хлеб. Народ, издавна привыкший к такой мене, нисколько ею не затрудняется. Медные монеты, подаренные некогда Двором нашим3, доселе хранятся в королевской кладовой; по временам вынимают их напоказ чиновникам и забавляются ими.
1 Т. е. то, что имеется.
2 Т. е. китайским.
Аввакум Честной. Описание Кореи. Рукописный отдел ГПБ им. В.И. Ленина, папка M.2888/I 32. «Записки и заметки о Китае», литера А, ч.I, л.886-91.
10. Столица Чосон г. Сеул в XV в. 1.
Посреди Зала почтения и благоговения (Цинь-цзин-гэ) стоит гора, вылитая из меди, вышиной в семь футов с лишним. Внутри горы помещена искусно устроенная машина.
Натиск воды, действующей на нее из каменной вазы (лоу), приводит в движение колеса, обращает пятицветные искусственные облака около солнца и показывает восхождение и захождение оного. Кроме того, в ней помещены фигуры, показывающие каждый час времени, как-то: солдат, красавица и 12 духов. По наступлении каждого часа солдат звонит в колокол, красавица выходит с часовой планкой, 12 духов тотчас встают и становятся по своим местам2.По окончании своего дела красавица опять уходит на свое место; духи также уходят и ложатся. Удивительный процесс сего движения не приметен, как дух.
По сторонам сей чудной горы расположены символы четырех времен года... Все это служит местом представления суточного времени, показания народу годовых времен и благоговения к небу.
В Зале вечных часов (Бао-лоу-гэ) находится двухъярусный пьедестал, наверху которого стоят три духа. Один из них, заведующий временем, звонит в колокол; другой, заведующий ночными стражами, бьет в литавры; третий, заведующий краткими периодами стражи, бьет в каменный барабан.
В нижней части пьедестала размещены 12 духов, из коих каждый держит по часовой планке. По наступлении срочного времени они сами выходят из пьедестала и по окончании своего дела опять возвращаются на свое место. Фигуры всех этих духов сделаны из дерева. Тайная машина приводится в движение от натиска воды, действующей на нее из вазы столицы, на которой было занято до 200 000. человек, согнанных со всех концов страны в принудительном порядке.
Новая столица была обнесена высокой гранитной стеной, имевшей в окружности более 17 км.с четырьмя воротами. Главный королевский дворец, носивший название Кёнбоккун («Дворец светлого счастья»), был построен в 1394 г.
Все здания к югу от главного королевского дворца были заняты центральными правительственными учреждениями. Для торговых рядов был построен специальный квартал, соединяющий район восточных ворот с южными воротами. Здесь же находились гостиные дворы для иностранных посольств и купцов.
Город Ханян был разделен на 5 крупных районов, которые в свою очередь подразделялись на кварталы. Сначала в столице было всего 49 кварталов. Каждый квартал, не говоря уже об отдельном районе, был строго предназначен для определенной группы людей (янбанов, ремесленников, рабов и т. д.). Население нового города быстро росло. Так, в 1426г. оно составляло немногим более 103000 человек (16921 двор), а в 1435 г. – около 120000 человек (19552 двора).
Под 12-ю духами здесь подразумеваются фигуры тех знаков, которые заменяют наименования часов. Например, фигура «крысы» – (11 и 12 часов полночи, фигура «быка» – 1 и 2 часа ночи и т.д. без содействия сил человеческих, и в определенные периоды
Ісама как бы извещает о времени без малейшей погрешности. Искусство чрезвычайно удивительное!...Беседка с астрономическими инструментами (Цзяй-и-дай) лежит в северо-западном углу дворцового города. Она выложена из камней и обведена каменными перилами. На вершине ее расставлены -астрономические инструменты. По западную сторону сей беседки утвержден на земле медный тенепоказатель. Выточенная из темноватого камня планка с о[бо]значением саженей, аршинов, вершков и линий служит стрелкой для показания солнечной тени. Принимая в расчет полуденную тень, выводят верные заключения о приращении и ущербе того или другого из двух основных начал природы.
[Недалеко от нее] при подошве горы стоит еще астрономическая обсерватория с инструментами меньшего размера. Здесь рассматривают небесные явления, замечают воздушные метеоры и делают наблюдения над погодой. На беседке, устроенной сбоку главного проспекта, поставлен котел отверстием вверх3, на внутренней поверхности коего вырезаны градусы всего неба и изображены 12 духов, а на внешней означены страны света. Здесь же утверждено коромысло по направлению от юга к северу. В центре сего коромысла проделана небольшая дырочка для показания направления солнечных лучей, дабы простой народ знал время дня, утро и вечер.
1 В августе 1392 г. Ли Сон Ге, основатель новой династии, объявил о перенесении столицы государства из Кэгёна в Ханян (современный Сеул). В течение четырех лет шла напряженная работа по строительству новой.
2 В древней Корее сутки делили на 12 частей, обозначавшихся циклическими знаками («крыса», «бык», «тигр», «заяц», «дракон», «змея», «лошадь», «овца», «обезьяна», «птица», «собака» и «кабан»).
3 Вероятно, описывается полушарие звездного неба.
Аввакум Честной, Описание Кореи. Рукописный отдел ГПБ им. В.И. Ленина, папка М.2888/132. «Записки и заметки о Китае», литера А, ч.I, л.786-796.