Феодальная эксплуатация. Государственные повинности

Земельная система в государстве [Коре] подражала ханьской системе налога в Vio [урожая]...

По государственным законам человек в 16 лет считается совершеннолетним и начинает нести государственные повин­ности, а в 60 лет становится стариком и освобождается от повинностей. В областях и уездах каждый год составляются реестры приписанных людей, которые отправляются в По­дворную палату (Хобу). Все без исключения обязываются нести военную повинность. Государственные повинности на­лагаются согласно подворному реестру.

 

Из королевского указа от 1071 г.

Богатые и сильные люди, опираясь на свое влияние, ук­лоняются [от военной службы], и бедные люди одни несут на себе все тяготы этой работы. Они испытывают крайнюю нужду в пище и одежде и не знают даже малейшего отдыха.

 

Из указа короля E Чжона от 1107 г.

В областях и уездах Кёнгидо помимо обычной подати большие страдания народу приносит трудовая повинность Каждый день люди постепенно разбегаются и бродят с ме­ста на место...

Кроме того, с ремесленников требуют медь, железо, фар­фор, бумагу, тушь и другие изделия. Это очень мучительно, и они также разбегаются.

 

Из королевского указа от 1296 г.

...Сейчас чиновники всех ведомств и люди, добивающиеся выгоды для себя, заранее вносят товары и получают свиде­тельство об этом. А затем они отправляются в деревни и с избытком возмещают их стоимость. Народу поистине очень тяжело!

 

Положение ноби 1

В каждом хозяйстве ноби несут очень тяжелые повин­ности, им надо посочувствовать и помочь. Если кто-нибудь из них заболеет, его не лечат и выбрасывают на дорогу. Если же ноби умрет, труп его не закапывают в землю, а выбра­сывают на дорогу, и его кости гложут скопища собак. По­истине это печально!

1 Ноби – рабы, в ходе исторического развития превратившиеся в кре­постных крестьян.

«Корёса», т. 2, Пхеньян, 1958, стр. 600, 603, 639, 601, 690, 707,



Ростовщичество в Коре

Из доклада Пэк Мун Бо

...Бедные люди в течение года обрабатывают несколько мё земли, но налог составляет половину [урожая], и поэтому они не в состоянии прокормиться до конца года. Когда на­ступает время полевых работ, они вынуждены брать в долг у богатых [зерно] на семена и для пропитания.

Проценты на ссуду

Вообще частная и государственная ссуда такова: берешь 15 ту1 зерна, платишь процент 5 ту, берешь 15 тіхиль2 хол­ста, платишь процент 5 чхок3. Это была постоянная система.

1 Ту – мера сыпучих тел, равная 15 кг.

2 Пхиль – единица измерения тканей, равная примерно 20 м.

3 Чхок – единица измерения, равная 0,3 м.

 

Из указа короля Мен Чжона от 1188 г.

Повсеместно богатые и сильные янбаны, в случае если бедный и слабый народ одалживает товар и не возвращает его, отнимают издревле принадлежавшую [народу] землю, от­чего он лишается работы и еще больше беднеет.

Из указа короля от 1375 г.

Провинциальные чиновники, приезжая в столицу, расска­зывают, что все правители подгоняют с уплатой податей и взимают недоимки. Люди берут деньги взаймы у частных лиц и возвращают долг в двойном размере. Это приносит на­роду большой ущерб.

«Корёса», т. 2, Пхеньян, 1958, стр. 615-616.

 



II. РЕМЕСЛО, ТОРГОВЛЯ, ДЕНЬГИ И ГОРОДА

Ремесло

Из королевского указа, изданного весной 1012 г.

...В последнее время люди порывают со старыми обы­чаями и не знают труда землепашца. Во всех провинциях имеются мастерские и лавки различных тканей и доспехов. Повелеваем сократить [их количество], с тем чтобы люди за­нялись земледелием.

Из петиции чиновника Хон Ча Бона (конец XIII в.)

В последнее время медники, имеющие латунь, проживают в отдаленных местностях. Во всех областях и округах чинов­ники... соперничают между собой в том, чтобы создать за­пасы латуни и меди для изготовления посуды, поэтому по­суды у населения с каждым днем становится все меньше. Необходимо приказать, чтобы в указанный срок ремеслен­ники вернулись в столицу.

«Корёса», т. 2, Пхеньян, 1958, стр. 605, 690.

Торговля

Из доклада чиновника Пан Са Рана в 1391 г.

Толпы торговцев собираются вместе, на лошадях и быках они тайно переправляют через реку золото и серебро, отво­зят в чужую страну1 и там продают. Привозимые ими от­туда шелка вытесняют товары, производимые в.нашей стране, такие, как тонкое полотно, холст и т. д. И люди не­зависимо от их происхождения одеваются в эти шелка.

1 Имеется в виду Китай.

«Чосон чунсеса» («История Кореи в средние века»), т. I, Пхеньян, 1954, стр. 338.



О появлении денег в Коре

В 4-м мес. 15-го года Сон Чжона (996 г.) впервые начали употреблять железные деньги.

Из петиции первого министра Хан Он Чома (1002 г.)

Стремясь продолжать прежнюю политику умиротворения людей и поощрения обмена товарами, следуя традициям предков, король ввел употребление денег и запретил исполь­зовать грубые ткани. Боюсь, что это не принесло пользы го­сударству и лишь возбудило недовольство народа!

 

Из донесения чиновников ведомства по делам снабжения (1328 г.)

Стоимость ынбён1день ото дня падает. В настоящее время ынбён высшего сорта стоят 10 пхиль холста, а стои­мость ынбён низшего качества пала до 8 – 9 пхиль. Преступ­ники, ведающие сбором меди с простого народа и подлого люда, сами отливают ынбён, примешивая медь так, что се­ребра мало, а меди много. Хотя государство и установило цены, но люди их не придерживались.

1 Ынбён – серебряные бутыли, употреблявшиеся в качестве денег.

«Корёса», т. 2, Пхеньян, 1958, стр. 607, 609.



Столица г. Кэгён

Столица (г. Кэгён) лежит к юго-востоку от реки Ялу1 на 1 тыс. ли. Окружность городской стены – 60 ли.

Городская стена имеет 12 ворот, над которыми написано их название... В юго-западном углу столицы находится кремль с кремлевскими дворцами и палатами, а в северо-во­сточном – подворье Покорности небу (шунь-тянь-гуань), от­деланное самым лучшим образом. Западные ворота сего под­ворья также великолепны и красивы... От конторы столичной торговли до места, находящегося при монастыре Возвышения государства, и от ворот Великого превращения до кабинета (храма) служения предкам тянется целый ряд флигелей, со­стоящий из нескольких сот звеньев. Поскольку жилища го­родских обывателей тесны и неопрятны, расположены беспо­рядочно и неровно, то упомянутые флигели служат для за­слона оных, дабы китайские послы не могли насквозь видеть их безобразия. От юго-восточных ворот река течет к юго-востоку...

В прочих частях города судебные места, дворцовые храмы, даосские копища, буддийские монастыри, отдельные королевские дворцы и гостиные подворья, выстроенные смот­ря по удобству местоположения, рассеяны по всем местам, как звезды.

1 По-корейски – Амноккан.

Жилища граждан

Столичный город хотя и велик, но как от множества кам­ней и пригорков местоположение его не равно и не гладко, так и жилища граждан представляются иные возвышенными, иные низкими, как пчелиные гнезда и муравьиные пещерки. Дома эти, соединенные вместе по десяти и более, представ­ляют из себя как бы общие корпуса. Кровли домов, сделан­ные из соломы, едва защищают от ветра и дождя. Самые большие из них, основанные более как на двух стропилах [?]. С недавнего времени зажиточные люди начали строить дома с черепичными кровлями, но таковых домов между десятью можно видеть разве только один или два. По древним ска­заниям, на жилищах актрис и актеров ставились длинные шесты в отличие от домов честных. Ныне этого нет. По обык­новению своему корейцы чрезвычайно привязаны к почтению духов и слишком много занимаются молитвами и жертво­приношениями.

 

Торговля

В старину всякий раз, как приезжали послы наши [китай­ские], корейцы открывали большой торг, в множестве ра­складывали разные товары, лакированные вещи и шелковые материи... чтобы все это имело красивый вид. Случалось, что иногда раскладывали также вместе с товарами золотые и серебряные вещи из королевского дворца; явно, что в обык­новенное время этого не могло быть, это заметили послы, бывшие там в правление Чун-нин (1102 – 1106) и Да-гуань (1107 – 1110). Ныне этого нет.

За недостатком постоянных купеческих лавок торг про­изводится только в полдень. Тогда и мужчины и женщины, и старые и молодые, и чиновники и ремесленники – все выно­сят, у кого что случилось2, и производят меновую торговлю. Монета у них не в употреблении. Цены вещам определяют по сравнению их с шелковой материей, холстом или серебря­ными баночками. Мелкие вещи, нужные в домашнем быту, не стоящие куска холста или унции серебра, выменивают на зерновой хлеб. Народ, издавна привыкший к такой мене, ни­сколько ею не затрудняется. Медные монеты, подаренные не­когда Двором нашим3, доселе хранятся в королевской кладо­вой; по временам вынимают их напоказ чиновникам и забав­ляются ими.

1 Т. е. то, что имеется.

2 Т. е. китайским.

Аввакум Честной. Описание Кореи. Рукописный отдел ГПБ им. В.И. Ленина, папка M.2888/I 32. «Записки и заметки о Китае», литера А, ч.I, л.886-91.


10. Столица Чосон г. Сеул в XV в. 1.

Посреди Зала почтения и благоговения (Цинь-цзин-гэ) стоит гора, вылитая из меди, вышиной в семь футов с лиш­ним. Внутри горы помещена искусно устроенная машина.

Натиск воды, действующей на нее из каменной вазы (лоу), приводит в движение колеса, обращает пятицветные искус­ственные облака около солнца и показывает восхождение и захождение оного. Кроме того, в ней помещены фигуры, по­казывающие каждый час времени, как-то: солдат, красавица и 12 духов. По наступлении каждого часа солдат звонит в колокол, красавица выходит с часовой планкой, 12 духов тотчас встают и становятся по своим местам2.По окончании своего дела красавица опять уходит на свое место; духи так­же уходят и ложатся. Удивительный процесс сего движения не приметен, как дух.

По сторонам сей чудной горы расположены символы че­тырех времен года... Все это служит местом представления суточного времени, показания народу годовых времен и бла­гоговения к небу.

В Зале вечных часов (Бао-лоу-гэ) находится двухъярус­ный пьедестал, наверху которого стоят три духа. Один из них, заведующий временем, звонит в колокол; другой, заве­дующий ночными стражами, бьет в литавры; третий, заве­дующий краткими периодами стражи, бьет в каменный ба­рабан.

В нижней части пьедестала размещены 12 духов, из коих каждый держит по часовой планке. По наступлении срочного времени они сами выходят из пьедестала и по окончании своего дела опять возвращаются на свое место. Фигуры всех этих духов сделаны из дерева. Тайная машина приводится в движение от натиска воды, действующей на нее из вазы столицы, на которой было занято до 200 000. человек, согнанных со всех концов страны в принудительном порядке.

Новая столица была обнесена высокой гранитной стеной, имевшей в окружности более 17 км.с четырьмя воротами. Главный королевский дво­рец, носивший название Кёнбоккун («Дворец светлого счастья»), был по­строен в 1394 г.

Все здания к югу от главного королевского дворца были заняты цен­тральными правительственными учреждениями. Для торговых рядов был построен специальный квартал, соединяющий район восточных ворот с южными воротами. Здесь же находились гостиные дворы для иностранных посольств и купцов.

Город Ханян был разделен на 5 крупных районов, которые в свою очередь подразделялись на кварталы. Сначала в столице было всего 49 кварталов. Каждый квартал, не говоря уже об отдельном районе, был строго предназначен для определенной группы людей (янбанов, ремеслен­ников, рабов и т. д.). Население нового города быстро росло. Так, в 1426г. оно составляло немногим более 103000 человек (16921 двор), а в 1435 г. – около 120000 человек (19552 двора).

Под 12-ю духами здесь подразумеваются фигуры тех знаков, которые заменяют наименования часов. Например, фигура «крысы» – (11 и 12 часов полночи, фигура «быка» – 1 и 2 часа ночи и т.д. без содействия сил человеческих, и в определенные периоды

Ісама как бы извещает о времени без малейшей погрешности. Искусство чрезвычайно удивительное!...Беседка с астрономическими инструментами (Цзяй-и-дай) лежит в северо-западном углу дворцового города. Она выложена из камней и обведена каменными перилами. На вершине ее расставлены -астрономические инструменты. По западную сторону сей беседки утвержден на земле медный тенепоказатель. Выточенная из темноватого камня планка с о[бо]значением саженей, аршинов, вершков и линий слу­жит стрелкой для показания солнечной тени. Принимая в расчет полуденную тень, выводят верные заключения о при­ращении и ущербе того или другого из двух основных на­чал природы.

[Недалеко от нее] при подошве горы стоит еще астро­номическая обсерватория с инструментами меньшего размера. Здесь рассматривают небесные явления, замечают воздушные метеоры и делают наблюдения над погодой. На беседке, устроенной сбоку главного проспекта, поставлен ко­тел отверстием вверх3, на внутренней поверхности коего вы­резаны градусы всего неба и изображены 12 духов, а на внешней означены страны света. Здесь же утверждено коро­мысло по направлению от юга к северу. В центре сего коро­мысла проделана небольшая дырочка для показания направ­ления солнечных лучей, дабы простой народ знал время дня, утро и вечер.

1 В августе 1392 г. Ли Сон Ге, основатель новой династии, объявил о перенесении столицы государства из Кэгёна в Ханян (современный Сеул). В течение четырех лет шла напряженная работа по строительству новой.

2 В древней Корее сутки делили на 12 частей, обозначавшихся цикли­ческими знаками («крыса», «бык», «тигр», «заяц», «дракон», «змея», «ло­шадь», «овца», «обезьяна», «птица», «собака» и «кабан»).

3 Вероятно, описывается полушарие звездного неба.

Аввакум Честной, Описание Кореи. Рукописный отдел ГПБ им. В.И. Ленина, папка М.2888/132. «Записки и заметки о Китае», литера А, ч.I, л.786-796.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: