Мазиар ибн-Карин1 питал ненависть к Тахиридам и не посылал им харадж. Ал-Му’тасим писал ему и приказывал посылать харадж Абдаллаху ибн-Тахиру, но тот отвечал: «Я пошлю харадж не ему, а повелителю верующих».
Когда Мазиар посылал харадж ал-Мутасиму и имущество доходило до Хамадана, ал-Мутасим со своей стороны приказывал человеку получить его и передать доверенному Абдаллаха иби Тахира с тем, чтобы тот отвез его в Хорасан.
Ал-Афшин2иногда слышал от ал-Мутасима слова, которые указывали на то, что халиф хотел удалить Тахиридов из Хорасана. Когда ал-Афшин одержал победу над Бабеком и занял при ал-Мутасиме такое почетное место, которого до него не занимал никто, он захотел получить в управление Хорасан. Ему стало известно о ссоре Мазиара с Тахиридами, и он надеялся, что она послужит причиной отстранения Абдаллаха ибн-Тахира.
...Когда Мазиар решил восстать, он обратился к жителям с призывом присягнуть ему, и они присягнули ему принудительно. Он взял у них заложников и заключил их в Бурдж ал-Азбухабаз3. Он приказал крестьянам напасть на собственников имений и разграбить их имущество.
|
|
Мазиар переписывался с Бабеком, подстрекая его и предлагая ему помощь.
1 Мазиар ибн Карин – один из наместников Табаристана, восставший против халифа ал-Му тасима (833 – 842).
2 Ал-Афшин – тюрок по происхождению, подавлял восстание Бабека.
3 Бурдж ал-Азбухабаз – крепость ал-Азбухабаз в Табаристане.
«Annales quos scripsit Abu Djafar Muhammed at-Tabari cum aliis ed. M. J. de Goeje. Lugduni Batavorum», t.2. 1880, p.1269.
Когда Ибн-Ширзад1 скрылся, Абу Джафар2 выполнял его обязанности [в одно время], потом эмир Муизз-ад-Даула и ас-Саймари3 назначили Хасана ибн-Алий ибн-Муклу на должность, которую временно выполнял Абу Джафар: он назначал сборщиков хараджа и собирал доход.
В этом году дейлемиты подняли мерзкий бунт против Муизз-ад-Даулы, покосили его вслух и много бранили. Он поручился выплатить им жалованье в назначенный срок и [поэтому] был вынужден притеснять народ и добывать деньги недозволенными средствами.
Он пожаловал своим военачальникам, приближенным и тюркам имения султана и тех, кто скрылся, а также имения Ибн-Ширзада и право казны на имения подданных4.
1 Ибн-Ширзад – один из дворцовых чиновников, исполнял обязанности везира, не занимая официально этого поста. При халифе Мутна (946 – 974) участвовал в войне против Бундов и скрылся от преследований) в 946 г.
2 Абу Джафар – один из приближенных Му’изз-ад-Даулы Ахмеда (ум. в 967 г.) – эмира из династии Бундов.
3 Ас-Саймари – один из приближенных Му’изз-ад-Даулы.
4 Право казны на получение поземельного налога.образом, большая часть ас-Савада стала обелённой и недоступной сборщикам налогов, а меньшая часть его была подвержена обложению и откупам.
|
|
...Потом везиры, уступая мукта1, принимали от них взятки. Иногда они брали подарки, а иногда уступали их заступникам, и раздавались икта по непостоянным ставкам.
Когда проходили годы и земли обрабатывались, то доход с некоторых рос из-за роста урожая, а с некоторых падал из-за падения цен. [В то время, когда начали жаловать икта войскам, цены были неимоверно высокими из-за засухи, о которой мы говорили].
Те, кто получал выгоду, умалчивали о том, что они извлекали от икта, и не было возможности поэтому определить сумму их дохода согласно оценке обложения.
Те, кто терпел убыток, возвращали свои икта и получали взамен другие, с тем чтобы они возместили убытки.
Злоупотребления росли до того, пока не была узаконена такая практика: войска разоряли свои икта, потом возвращали их и получали взамен другие там, где они выбирали.
Мукта ограничивались передачей земли для управления своим гуламам и управляющим, которые не вели счета тому, что проходило через их руки и не отыскивали способов увеличения дохода и пользы. Они присваивали имущество мукта разными незаконными путями, а господа возмещали то, что они теряли со своего имущества, за счет конфискации их имущества и беззакония по отношению к тем, с кем они имели дело.
Управление каждым округом было предоставлено какому-либо вельможе из приближенных Дейлемитов, который превращал этот округ в свою резиденцию и в кормление. Он был окружен вероломными чиновниками, цель которых была – не дать хода делам, откладывать их из года в год.
Земли, не розданные в икта, давали на откуп двум группам людей. Одна группа состояла из крупных военачальников и других военных чинов, другая – из гражданских.
Что касается военачальников, то они домогались накопления богатства и получения барыша, подавали жалобы и требовали уменьшения откупной суммы. Если с них требовали уплаты этой суммы, они становились врагами, а когда росло их имущество, затевали восстания. Если к ним были снисходительны, то жадность их росла, и они не умеряли ее.
«The Eclipse of the Abbasid Caliphate, Vol.II, Oxford, 1921. The Concluding Partion of the Experiences of the Nations by Miskawaihi, arabic Text, p.96, 98.
Мукта, т. е. те, кто держит икта, должны знать, что они не могут взимать с крестьян ничего другого, кроме предоставленной им законной подати, которую они с них могут брать только хорошим способом. И когда они (мукта) ее, законную подать, взимают, то крестьяне должны быть спокойны за свою жизнь, имущество, жен и детей, а также за орудия и земельные участки, так как у мукта (иктадаров) на все это права нет. Если крестьяне пожелают прийти ко двору и довести до сведения правителя о своем положении, то они (мукта) не могут их от этого удерживать, и всякого мукта, кто иначе поступит, укротят, икта отберут, а его накажут, чтобы другим это послужило назидательным примером.
1 Мукта – те, кто держат икта. Икта – условная форма феодального землевладения
Низам-аль-Мульк, Сийасет-намэ. Цит. по: «История Узбекской ССР», т.I, кн.1, Ташкент, 1955, с.259,