В Фарсе имеются владения, которые,их собственники передали под покровительство (ильтиджа) вельмож из приближенных султана в Ираке. Их владельцы владели от имени этих [вельмож], они продавали их друг другу-и передавали по наследству.
Ал-Истахри, Китаб ал-месалик ва-л-мемалик. Цит. по: «Материалы по истории туркмен и Туркмении», т. I, M. – Л., 1939, с.170-172, 176-177.
ІІ. ГОРОДА, ТОРГОВЛЯ, ПОЛОЖЕНИЕ РЕМЕСЛЕННИКОВ ИРАНА В X – XII вв.
Морская торговля иранских купцов на юге страны в X в.
У купцов особенно заметно стремление объединять средства. Жители Сирафа1 и побережья предпринимают морские путешествия... На долю их (купцов) достается богатое имущество, так что состояние иного человека достигает 4 миллионов динаров. Теперь мне называют еще более высокие суммы. Однако подобный человек (купец) по своей одежде ничем не отличается от своих наемных поденных работников.
1 Сираф – гавань в Персидском заливе.
Ал-Истахри, Китаб ал-месалик ва-л-мемалик. Цит. по: сИстория Ирана с древнейших времен до конца XVIII в.», ЛГУ, 1958, с.134.
Г. Нишапур в X в.
Нишапур, он же Абрашахр... Строения в нем из глины... Рынки его [находятся] в рабаде1, вне старого города (ме-дина) и цитадели (кухендиз)...
1 Рабад – внешний город, первоначально предместье.
Ал-Истахри. Китаб ал-месалик ва-л-мемалик. Цит по: «Материалы по истории туркмен и Туркмении», т. I, M. – Л., 1939, с.170-172, 176-177.
[К описанию рынков Нишапура, данному Истахри, добавлено:] и в промежутках между этими рынками ханы и караван-сараи1, в которых живут торговцы с товарами, [предназначенными] для продажи на них. На каждый рынок привозят то, что соответствует ему; любой караван-сарай походит на рынок какого-нибудь другого города. В одном из этих караван-сараев [находятся] богатейшие из тех, кто [торгует] на этих больших рынках. А у небогатых в других [местах] рынок и караван-сарай, там находят себе приют владельцы мастерских, [располагаясь] по своим ремеслам в лавках, населенных ремесленниками, и в мастерских, набитых работниками.
1 Хан (от слова ханэ) – постоялый двор. Караван-сарай (первоначально рабад) – постоялый или гостиный двор, огороженный стенами с большими нппотями.
Ибн-Хаукаль. Китаб ал-месалик ва-л-мемалик. Цит. по: «Материалы по истории туркмен и Туркмении», т. I, M. – Л., 1939, стр. 182.
Я не знаю в мусульманских [странах] равного ему (Ниша пуру)... Его товары вывозятся во все страны, у его ткани слава и блеск, в нее наряжаются жители Египта и Ирака. Там собираются плоды и туда ездят ради наук и торговли. Он – ярмарка Фарса, Синда и Кермана, складочное место Хорезма, Рея и Джурджана... Но [при этом] в климате его сухость, в людях его грубость... Улицы [в нем] грязные, ханы, [караван-сараи] в беспорядке, бани нечистые, лавки скверные и стены неровные. Ему постоянно сопутствуют беды, и с ним водит дружбу дороговизна. В нем мало зелени для еды и дров, тяжелые заработки и средства к жизни.
Ад-Муккаддаси. Ахсан ат-такасим фи-ма’рифат ал-акалим. Цит. по: «Материалы по истории туркмен и Туркмении», т. I, M. – Л., 1939, с.196-197.
Голод в Нишапуре (XI в.)
Нишапур я увидел на этот раз не таким, [как раньше]. Весь он запустел, лишь немногое осталось населенным. Ман1хлеба стоил 3 дирхема.
...Был такой голод, какого не помнили в Нишапуре. Умерло много людей из войска и простого народа.
Нужно обратиться ко времени до событий, случившихся в этом году2: джуфтвар3 земли покупался за 1000 дирхемов, потом продавали за 200 дирхемов, потом стали продавать за 1 ман пшеницы – и никто не покупает...
После нашего возвращения в Нишапур 1 ман хлеба дошел до 13 дирхемов. Большинство жителей города и области умерли.
1 Ман, батман (иногда в переводах мен, бетмен) – мера веса, колеблющаяся от 2800 г до І16 кг. Тебризский ман равен 2949 г.
2 Имеется в виду 1040 г.
3 Джуфтвар – мера земли, которую можно обработать парой быков.
Абу-л-Фазль Бейхаки. Тарих-и-Бейхаки. Цит. по: «Материалы по истории туркмен и Туркмении», т. I, M. – Л., 1939, стр. 290-291.
Исфахан и Табриз в XI в.
Этот город (Исфахан) лежит в долине, воздух и вода там замечательно хороши...
Город окружен высокой прочной стеной с воротами и бойницами. Наверху стена по всему протяжению снабжена зубцами. В городе есть ручьи проточной воды и красивые высокие здания. Посреди города стоит красивая большая соборная мечеть. Говорят, что длина стены – три с половиной фарсаха1. Весь город находится в цветущем состоянии, развалин я не видел нигде. Базаров там много; я видел базар менял, где торгуют 200 менял. Каждый базар окружен стеной и воротами, точно так же окружены стенами с крепкими воротами кварталы и улицы.
Там были прекрасные караван-сараи и улица, называемая улицей вышивальщиков, где было 50 хороших караван-сараев, в каждом из них жило много торговцев и жильцов
Тот караван, с которым следовали мы, вез 1300 харва-ров2 разного товара, но, когда мы приехали в этот город, наше прибытие осталось совершенно незаметным, ибо тесноты там нет, всюду достаточно помещений...
Султан3повелел, чтобы в течение трех лет с жителей города ничего не брали. Правитель следовал этому указанию, и все переселенцы снова вернулись на родину...
Незадолго до нашего приезда там был страшный недород, но, когда мы приехали туда, там как раз снимали с полей ячмень. Полтора мена пшеничного хлеба отдавали за один полновесный дирхем, 3 мена ячменного хлеба тоже стоили один дирхем...
Во всех странах, где говорят по-персидски, я не видел города красивее, более населенного и более цветущего, чем Исфахан.
[5.XII.1042 г. в Табризе]... произошло землетрясение. Часть города была разрушена. Мне говорили, что при этом погибло 40000 человек.
1 Фарсах – мера длины, расстояние, которое можно было проехать по дороге в час, примерно 6 – 8 км.
2 Харвар (перс.) – букв, груз осла; в разных районах Ирана были свои меры веса – харвары.
3 Султан Тогрул-бек – глава сельджукского государства (1038 – 1063).
Насир-и-Хусрау, Сафар-намэ (Книга путешествия). Пер. и вступ, ст. Е.Э. Бертельса, М. – Л., 1933, с.197-198, 37.
III. МОНГОЛЫ В ИРАНЕ