Сектантские учения в Северной Индии во второй половине XIV в

Одной из милостей бога, ниспосылающего тяготы жизни, – его величие всесильно и милость всеобъемлюща – было то, что в Индостане ереси и дурное получили распространение в религии и стали обычными и естественными для людей, кото­рые отклонились от великолепных законов [пророка]. Бог вло­жил свою силу в своего ничтожного раба, и этот задумал взять на себя [труд] запрещения ересей, устранения дурного (rpexa). Он сделал скромные по­пытки, так что с помощью бога ложные и еретические обычаи были сметены и правда была отделена от лжи. Это был пер­вый шаг.

В прежние времена кровь мусульман обильно проливалась и многие виды пыток практиковались, как-то: калечили руки, ноги, уши и носы, выкалывали глаза, вливали расплавленную медь в горло людей, резали на куски мясо рук и ног, заживо жарили на огне, вбивали гвозди в руки, ноги, грудную клетку, сдирали заживо кожу, колотили жезлом с шипами, отделяли артерии, распиливали тело пополам... Милости­вейший и милосердный бог укрепил ум своего раба, помог ему посвятить свои силы тому, чтобы не проливалась неспра­ведливо кровь мусульманина, и чтобы его не подвергали ни­каким пыткам, и чтобы никого не калечили... Они (прежние правители) совершали эти [жестокости] для того, чтобы сердца были проникнуты страхом, страх довлел над умами людей и дела государства были упорядочены. Их девизом было сле­дующее высказывание:

Если хотите спокойствия в государстве,

Держите постоянно свой меч в действии.

Благодаря богу... эти жестокости и ужасы были вытеснены мягкостью, великодушием и благодеяниями.

Страх и надежда усилились, как никогда прежде, в умах знатных и простых, и нет нужды в наказаниях, побоях, жестокости и пытках...

Затем шииты, именуемые рафизитами, вынуждали людей отдаться шиизму. Написав памфлеты и книги о своей рели­гии, они проповедовали и наставляли [в своей вере] и открыто поносили и безобразно оскорбляли двух шейхов – [Абу Бек-ра и Омара]. Мы арестовали всех их, и их отступничество и обольщение [ими] других были доказаны. Мы наказали фа­натиков и припугнули остальных предостережением, наказа­нием и жестокостями.

Секта мулхидов и абахтиев собралась и подстрекала на­род к неверию. Они обычно собирались по ночам в назначен­ном месте. Люди, не уважающие матримониальные запреты, приносили с собой еду и вино и говорили: «Это и есть поклонение аллаху». Сделав изображение, они заставляли людей склоняться перед ним. Они приводили по ночам с собой жен, матерей, сестер, и кому из них удавалось схватить за одежду какую-нибудь женщину, он совокуплялся с ней. Мы отру­били головы этим пирам (старшинам, старейшинам), заклю­чили в тюрьму и наказали остальных, так что это зло было полностью искоренено из лона ислама.

Группа людей в лице безбожников (дахарийа), отступни­ков и распутников пыталась вводить людей в заблуждение, делала своими последователями и проповедовала им о пороч­ности (ложности) веры. Эти совратители имели главу, имено­вавшегося Ахмадом Бихари. Он был жителем города Дели.

…Представители ортодоксального духовенства обвиняли многих сек­тантов в бесстыдстве, клеймили их позором за оргии, якобы имевшие ме­сто на сектантских сборищах.группа бихариев, [его последователей], называла его богом. Они [чиновники] арестовали банду этих людей и привели в цепях к нам. Он (Ахмад Бихари) поносил пророка и утвер­ждал: «Какой свет может быть в апостольстве человека, ко­торый имел девять жен?» Один из его последователей дал свидетельское показание о его утверждениях. Мы наказали обоих заключением в тюрьму и приказали другим отказаться и отречься. Мы изгнали каждого из них в различные городки. В результате порочность этой грязноголовой секты была по­давлена.

Еще одним деянием бога было следующее. В городе объ­явился некто, по имени Рукн, называвшийся Махди. «Я – по­следний Махди, я достиг тайно внушенного знания. Я не учился у кого-либо, но названия всех созданий, которые не известны ни одному апостолу, кроме пророка Адама (да бу­дет мир над ним), известны мне, и тайны науки алфавита, которые никому не открыты, открыты мне». С такой претен­зией (обманом?) он написал книги, и склонял людей к неве­рию и безбожию, и объявил: «Я, Рукн уд-дин, апостол Ал­лаха». Религиозные наставники уведомили нас об этом, ут­верждая: «Это было сказано, и мы слышали это от него». Когда они привели его к нам, мы узнали о совращении им других. Мы вырвали у него признание в ересях и заблужде­ниях. Ученые, сведущие в религии, объявили: «Он обратился в язычника и его наказание законно». Этот грех порча – имели авторитет среди суннитов... благодаря его отступничеству. Если бы искоренение их было отложено – [что не угодно богу], – [этот грех и порча] могли бы повести к такому вреду, что многие мусульмане впали бы в заблуждение и отреклись бы от ис­лама; поднялось бы такое волнение, что многие люди по­гибли бы из-за этого. Мы приказали объявить на собрании ученых мира, сведущих в законе, о грехе, порочности этого злодея и обольщении им [людей], приказали и довели это до слуха всех знатных и простых, дабы осуществить заслужен­ное наказание согласно решению знатоков закона и догмы.

Они казнили его вместе с теми, которые были его привер­женцами, последователями и союзниками, и все люди, знат­ные и простые, напали и разорвали его мясо, кожу, члены на куски, и его зло покарали сурово, чтобы это стало предосте­режением людям мира...

Еще одной милостью бога было следующее. Некто... выда­вал себя в области Гуджарат за духовного руководителя. Он набрал большое число последователей и, заявляя: «Я – бог», наставлял их следующим образом: «Когда я говорю, что я – бог, вы должны подтверждать [это]». – «Ты есть, ты есть», – отвечали они, а он продолжал: «Я – повелитель, который бес­смертен». [Он] написал книгу своих высказываний. [Чиновники] привели его ко мне в цепях, и ему было предъявлено обвинение. Мы наказали его и сожгли его книгу, которую он написал, так что эта смута среди единобожных мусульман также была подавлена.

Другая милость бога явствует из следующего. Глупые идолопоклонники-индусы... построили новые храмы в городе [Дели] и его окрестностях. В религиозных установлениях про­рока сооружение новых храмов не дозволено. Внушенные божественной силой, мы разрушили их слабые сооружения, наказали глав ложной религии, которые ввели других в за­блуждение, пригрозили остальным наказанием, так что эта мерзость полностью исчезла.

Еще одной милостью бога было следующее. В деревне Малух1, где был танк, известный как Канд, были построены храмы. Большое число индусов со своей свитой, верхом, осна­щенные оружием и доспехами, сопровождаемые женами и детьми, которых несли в паланкинах и везли в экипажах, со­бирались тысячами, согласно своему обычаю, в назначенный день и осуществляли идолопоклонство... Группа неверующих мусульман, побуждаемых дурными страстями, участвовала в сборищах. Когда это положение вещей дошло до нашего слуха, то мы благодаря милости бога приняли твердое реше­ние уничтожить такой грех, который разъедает религию ис­лама. Мы направились туда в день, когда они собрались, и приказали наказать старшин, которые обольстили [их] и вели по ложному пути. Остальных индусов мы предостерегли му­чительным наказанием. Мы разрушили храм идолов и воз­двигли мечеть на его месте. Мы заселили местности и дали одной название Туглакпур, другой – Садлапур, и теперь бла­годаря великому и всевышнему богу мусульмане возносят молитвы истинному богу... в тех местах, где глупые неверные построили свои храмы идолов.

Еще одной милостью бога было следующее. Доложили, что в деревне Салихпур некоторые индусы построили новый храм и осуществляют идолопоклонство. Туда мы также по­слали несколько человек разрушить храм и искоренить грех этих людей, которые упорствуют в пороке...

1 Некоторые индийские исследователи идентифицируют Малух с мест­ностью Малджа или Малча близ Дели, другие – с местностью, известной под этим названием в округе Лакнау.

 

«Футухат-и Фируз-шахи». Микрофильм рукописи, принадлежащей Британскому музею.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: