Города, ремесло, торговля в Иране в XІІІ в

Большая страна Персия, а в старину она была еще боль­ше и сильнее, а ныне татары разорили и разграбили ее...

Язди [йезд] – красивый, большой, торговый город Пер­сии. Много шелковых тканей тут выделывается; называют их язди; купцы торгуют ими с большой прибылью по разным странам...

Крерман [Керман] – древнее царство в самой Персии, им владели цари по наследству, но, с тех пор как его поко­рили татары, нет тут наследственных владетелей; татары, кого пожелают, того в цари и ставят... Делают тут отлично кон­скую сбрую: узды, седла, шпоры, мечи, луки и колчаны; вся­кое вооружение у них на собственный образец...

...Городов, крепостей тут много. Города обнесены земля­ными валами, высокими, толстыми, в защиту от каранов, что бродяжничают по здешним местам и грабят всех... А как за­берут равнину, что задумали разграбить, ничему там не спа­стись – ни людям, ни скотине; нет той вещи, которой они не забрали бы. Полонив народ, стариков убивают, а моло­дых уводят с собой и продают в рабство. Царь их называется Ногодаром1.

...Сам Марко, скажу вам, был полонен ими, да бежал в крепость Каносальми; немало и товарищей его было за­брано: иных продали в рабство, а других побили.

1 Ногодар (Негуд,ер, Некудер) – внук Чагатая, находился на службе хулагидов до 1269 г., ум. до 1278 г.

 

Книга Марко Поло. Пер. старофранцузского текста И.П. Минаева, М., 1955, с.63, 65, 66, 67.



Основание карханэ в Табризе (XIII в.)

По завоевании тех стран, которые ими (монголами) были взяты, эти войска остались при нем (Хулагу) и он отвел ка­ждому отряду из них в содержание одну из [завоеванных] областей. То, что было отведено войску, отправленному с ним, со стороны властителя земель кипчакских и хорезмских, заключалось в Тавризе1 и Мераге. И стали они (кипчаки) по­лучать с них свое содержание. Потом когда Хулагу умер и воцарился сын его Абага, то они постарались обмануть его тем, что султан их Берке хочет построить в Тавризе собор­ную мечеть. Он (Абага) дал им разрешение на это, и они по­строили ее да написали на ней имя султана Берке. Потом они попросили [позволения] построить завод для выделки тканей для себя. Он (Абага) разрешил им и это. И стали они выде­лывать там материи для султана Берке. В этом положении остабалось дело до тех пор, пока произошел между ними раз­лад и они столкнулись и Берке поразил Абагу. Разгневался Абага и уничтожил фабрики. Потом, когда это столкновение было забыто и дело между обоими царями уладилось, фаб­рики возобновили работу, с тем чтобы они (кипчаки) имели право привозить со своей земли имущество для изготовления там того, что захотят.

1 Тавриз – правильнее Табриз.

 

Ибн Фадлаллах ал-Омари. Масалик ал-абсар фи-мамалик ал-амсар (Пути взоров по государствам разных стран). В.Тизенгаузен, Сборник материа­лов, относящихся к истории Золотой Орды, СПб., 1884, т.I, с.239.

 

Положение ремесленников-рабов

В земле сарацин (мусульман) и других, в среде кото­рых [монголы] являются как бы господами, они забирают всех лучших ремесленников и приставляют их ко всем своим делам. Другие же ремесленники платят им дань от своего занятия... Каждому они дают на день хлеба на вес, но очень немного, а также не уделяют им ничего другого, как неболь­шую порцию мяса трижды в неделю. И они делают это только для тех ремесленников, которые пребывают в горо­дах... И, говоря кратко, они (ремесленники) мало что едят, мало пьют и очень скверно одеваются, если только они не могут чего-нибудь заработать в качестве золотых дел масте­ров... Другие же, которых держат дома в качестве рабов, до­стойны всякой жалости: мы видели, как они весьма часто хо­дят в меховых штанах, а прочее тело у них все нагое, не­смотря на сильнейший солнечный зной, зимою же они испы­тывают сильнейший холод.

 

Плано Карпини, История монголов. Пер. старофранцузского текста А.И. Малеина, СПб., 1911, с.36-37.



Рашид ад-Дин о реформах Газан-хана (1295 – 1304)

Из Указа Газан-хана об отмене откупной системы и

введении фиксированных податей (1304 г.)

Указ о том, чтобы [наряды] на причитающиеся с областей подати подробно выписывал и переводил [на место] Большой диван, а мелкки и хакимы1областей отнюдь не писали бератов2.

...Мы отправили во все владения битикчиев3, чтобы они подробно переписали каждую область, уезд и деревню и так установили бы денежный налог и подати, чтобы весь народ успокоился... Прежде аваны4 и угнетатели взимали вдвое больше налогов под видом расходов, чрезвычайных повин­ностей и разных причин и поводов, перечислять которые по­дробно было бы долго, но большую часть [их] расхищали они сами...

Люди, бравшие [сбор] причитающихся дивану налогов на откуп, имели только корыстную цель...

Ныне... стало доступно и удалось подробно для каждой деревни написать податные росписи большой части местно­стей [наших] владений, которых никогда, ни в одну пору не переписывали, и реестров и списков которых никогда не собирали воедино, и установить [размер] налога...

Все реестры областей собрали в книгохранилище, которое мы построили в Тебризе... Каждая деревня и место пусть на­чертают [эту роспись податей] на [деревянных] досках, или каменных [плитах], или медных и железных листах... пусть высекут надпись на алебастре и пишут на воротах деревни, на мечети, на минарете – где хотят... Для селений, которым налог определен наличными деньгами, уплата обязательна по-прежнему наличными деньгами, для тех, которым [назна­чены подати] натурой, по-прежнему уплата обязательна на­турой, причем для каждого разряда податей – в определен­ный срок. Устанавливаются точно так же и тамговые по­шлины, дабы по-прежнему их писали на досках... Если раис и раияты проявят нерадивость... и не доставят податей в установленный срок, то пусть сборщик их заберет и взимает с каждой сотни динаров основной [подати] по одному динару пени, а каждому, кто провинился, даст по 70 палок...

Написан в средине божьего месяца раджаб-ал-асамма лета 703 [февраль 1304 г.]... (стр.264-270).

1 Хаким – губернатор, управляющий.

2 Берат – ассигновка, дававшая право на получение жалованья или пенсии с определенной области или селения.

3 Битикчи – писец, секретарь. Битикчи были чиновниками, составите­лями документов во всех монгольских государствах и при Джелаиридах в Иране в XIV в.

4 Аваны – чиновники по сбору налогов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: