КРЕПОСТНЫЕ (СЕРВЫ)
I.Из Бомануара
Ф. де Бомануар (ок. 1250 – 11296), известный французский юрист, происходил из рыцарского рода, занимал ряд высоких государственных должностей, автор работы «Обычаи Бовэзи» (между 1280 иг, 1283 гг.), которая представляет собой важнейший источник для изучения правовой жизни северной Франции XIII в.
§ 1452....Есть много состояний личной крепостной зависимости (servitudes). Ибо одни из крепостных так подчинены своим сеньорам, что эти сеньоры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют [над ними] право жизни и смерти, могут держать их в заключении по своей воле – за вину или без вины – и никому за них не ответственны, кроме как одному богу. С другими обращаются более человечно, ибо при их жизни сеньоры не могут ничего от них требовать, если только они не провинятся, кроме ихчиншей, ренти повинностей, обычно платимых за их крепостное состояние (servitude). И [лишь] когда они умирают или женятся на свободных женщинах, все их имущество – движимое и недвижимое – переходит к сеньорам. Ибо тот, кто женится на свободной, должен платить выкуп по усмотрению сеньора. И если [крепостной] умирает, нет у него наследника, кроме сеньора, то дети крепостного ничего не получают, если не заплатят выкупа сеньору, как это сделали бы люди посторонние. Эти последние повинности (custume) носят у крепостных Бовэзи название мертвой руки и брачной пошлины (foris maritagium). О других крепостных состояниях в чужих землях мы умолчим, ибо наша книга гласит об обычаях в Бовэзи.
|
|
§ 1457. Наши обычаи более вежливы (courtoise) по отношению к крепостным, нежели во многих других областях, ибо во многих других областях сеньоры могут распоряжаться жизнью и смертью своих крепостных, когда и как им угодно, а также принуждать их вечно жить на своих землях. В Бовэзи же с ними обращаются более человечно, ибо при условии платы своим сеньорам положенных обычаем рент и подушного (chevages) они могут идти служить и жить вне юрисдикции своих сеньоров. Но нельзя им отказываться платить следуемое сеньору брачное (formariage) за исключением мест, пребывание в которых может дать им свободу, как, например, в некоторых городах, всякий житель которых свободен в силу привилегии или обычая. Ибо как только кто проведает, что его крепостной поселился в таком месте, он может получить его обратно, если заявит на него в течение одного года и одного дня притязание как на своего крепостного... Множество крепостных, тайно ушедших от своих сеньоров на жительство в такие места, получило свободу.
§ 1434. Известно, что состояние личной крепостной зависимости (servitude) передается через матерей ибо всякое дитя, рожденное крепостной (serve), считается крепостным, хотя бы отец его был человек свободный. Даже если отцом будет рыцарь (chevalier), женившийся на крепостной (une serve), все дети, которых она будет иметь от него, наследуют ее крепостное состояние.
|
|
«Французская деревня XII – XIV вв. и Жакерия». Сборник документов. Под ред. Н.П. Грацианского, М. -Л., 1935, с.29-31.
Из грамоты конца XI в.
Вот аллоды... кои состоят в вечном владении аббатов – Roserias Muceium, luncherium – с их принадлежностями, именно: мужчинами и женщинами крепостного состояния (servis et ancillis), землями, обрабатываемыми и необрабатываемыми, лесами, лугами и водами.
«Французская деревня XII – XIV вв. и Жакерия». Сборник документов. Под ред. Н.П. Грацианского, М. – Л., 1935, с.31.
Из грамоты 1263 г.
Лично зависимые люди (homines de corpore), согласно местным обычаям, те, по отношению к коим Парижский капитул имеет следующие права: мертвую руку (manum mor-tuam) и брачное (forismaritagium); нельзя также без разрешения капитула ставить их в клирики. Можно обменивать их на лично зависимых людей других сеньоров, голову на голову (persona pro persona). И не имеют они свободы свидетельских показаний, каковая принадлежит свободным людям той местности.
«Французская деревня XII – XIV вв. и Жакерия». Сборник документов. Под ред. Н.П. Грацианского, М. – Л., 1935, с.33.
СВОБОДНЫЕ ВИЛЛАНЫ
Из Бомануара
XIV. § 467. Мы называем вилланским держанием такое, которое держат от сеньора за чинш, ренту или шампар, ибо с держания феодального (en fief) ни одного из этих платежей нести не должно.XLVIII, § 1502. Отнюдь не исключена возможность того, чтобы дворянин (gentilhomme) держал землю на виллан-ском праве... только он должен выполнять за вилланские держания то, что следует, как если бы подначальные люди (gens de pooste) их держали, ибо свобода лица не делает вилланского держания свободным.
«Французская деревня XII – XIV вв. и Жакерия». Сборник документов. Под ред. Н.П. Грацианского, М. – Л., 1935, с.38.
Из грамоты XI в.
Я, рыцарь Одон... дарю господу богу, святым его апостолам, Петру и Павлу, и Клюнийскому монастырю... все, что имею в селениях Curtilliacus Cliciacus, [именно] манс, который держит Арнульф виллан... т. е. 12 денариев, кои поименованный виллан мне ежегодно уплачивал...
«Французская деревня XII – XIV вв. и Жакерия». Сборник документов. Под ред. Н.П. Грацианского, М. – Л., 1935, с.38.
Из грамоты 1060 г.
Да будет ведомо, что все оброчные дворы (casales) должны нести одинаковый оброк (censum); каждый двор должен давать ежегодно по 8 денариев... 8 мер (concas) пшеницы и 24 [меры] овса... А также виноградник, некогда именовавшийся виноградником аббата, дважды в году должны вскапывать, подрезать и выполнять в нем все нужные работы, выжимать виноградный сок и доставлять его [для сливания] в господские бочки; если же виноградник будет обращен в поле, должны нести труды по обработке полей, насколько это понадобится и как полагается, вплоть до доставки собранного урожая в господские амбары.
«Французская деревня XII – XIV вв. и Жакерия». Сборник документов. Под ред. Н.П. Грацианского, М. – Л., 1935, с.38-39.