Свободные поселенцы (hospites)

7. Грамота начала XII в.

Этой грамотой настоящих и будущих уведомляем о том, что Вильгельм Coetus пожертвовал нам, монахам св. Петра Шартрского, для владения, обработки и заселения (ad hospitandum) лес из своего феода. Мы же, монахи, для защиты и охраны поселенцев (hospitum) этой земли разрешили ему взимать с тех из них, кои осядут на этой земле и будут обра­батывать ее плугом с волами, ежегодно в третий день Рождества Господня... по секстарию овса, каплуну и денарию; с про­чих же – по мине1 овса, каплуну и денарию... Разрешили мы также господину Вильгельму, в случае если он законную дочь свою захочет выдать замуж или если замок (castrum) при­обретет, взимать с поселенцев земли той талью2, однако лишь через посредство приора св. Романа; равным образом для выкупа себя из плена можно взимать ему талью. Также если он пожелает сам со всей родней (gente) своей участвовать в походе короля или графа, людей земли той может вести за собой в качестве телохранителей, если захочет; но без его личного участия людям земли той никак [в поход] не ходить. Согласился он, чтобы от прочих повинностей (consuetudinibus), кои он обычно взимает на земле своей и с людей своих, [означенные поселенцы] были совершенно свободны.

1 Секстарий и мина – меры сыпучих тел; секстарий, или сетье, соста­влял vig модия и делился на 2 мины. Модий – древнеримская мера сыпу­чих и жидких тел, равная 8,7 кг.Средневековый модий значительно пре­восходил древнеримский; величина его варьировалась в зависимости от различных районов.

2 Произвольная талья – ежегодная подать, размер которой устанав­ливался по воле сеньора; при освобождении крестьян от личной зависи­мости обычно заменялась фиксированной тальей, денежная величина ко­торой была твердо определена.

 

«Французская деревня XII – XIV вв. и Жакерия». Сборник документов. Под ред. Н.П. Грацианского, М. – Л.,.1935, с.42.


Госпиты на земле собора Шартрской богоматери (1215 г.)

Пусть будет известно теперь и в будущие времена, что Жермон д’Ерлюа с согласия своих сыновей, Дроко и Адама, и жены Изабеллы дал монастырю Шартрской богоматери 9 арпан1 земли около Тернесвиля и право владеть 8 госпи-тами. Уступили Жермон и его наследники всех госпитов, которые находятся на упоминаемых арпанах этой земли, с которых получают следующие повинности и права, а именно: два секстария овса, две курицы и за хлеб три денье2, поло­вина с которых идет в пользу Жермона и его наследников, остальная часть, которая находится около дороги, отдана для возделывания госпитам на условии отдачи шампара и деся­тин, если она будет обрабатываться.

1 Арпан – древнефранцузская поземельная мера, заимствованная у Древних галлов; величина арпана – около ½ га.

2 Денье – мелкая древнефранцузская монета, происходившая от рим­ского денария. В средние века 12 денье составляли 1 су. Су – медная или низкопробного серебра монета; 20 су составляли один ливр.

 

«Cartulaire de Notre-Dame de Chartres», vol.2. Chartres, 1863, p.75.

 

ОСВОБОЖДЕНИЕ КРЕСТЬЯН ОТ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Монахи св. Петра отпускают на волю неких своих людей

Всем, кто увидит настоящую грамоту, официалы Шартрской курии... Да будет всем ведомо, что Эрембурга, дочь покойного Гуго de Laon из Жерминьовиля, Аальда, дочь оной Эрембурги, и Вильгельм, сын Леобина Куанье, муж назван­ной Аальды, явившись в наше присутствие, признали, что они, а также Петр, Гуйот, Жилот и Иоанна, дети названной Эрем­бурги, и Лигарда, дочь названных Вильгельма и Аальды, были лично зависимыми людьми (homines de corpore) мона­стыря блаженного Петра Шартрского, но что аббат и братия означенного монастыря отпустили их на волю и совсем раз­решили от всяких уз и обязательств (Ьопеге) крепостной зависимости (servitutis) с сохранением названными аббатом и братией их прав на юстицию, барщину, мельничный баналитет (molture), талью, чинш и все другие поступления (redibentiis), кои должны идти аббату и братии с владений поименованных отпущенных на волю.

«Французская деревня XII – XIV вв. и Жакерия». Сборник документов. Под ред. Н.П. Грацианского, М. – Л., 1935, с.53.



Грамота освобождения 1288 г., данная аббатом св. Колумбана Санского

...Пожелали также названные монахи и пожаловали, что­бы оный Готфрид и наследники его, как свободные и от вся­кого беспокойства крепостной зависимости (ab omnis scrupulo servitutis) избавленные люди, имели впредь право сво­бодно продавать, покупать, дарить, закладывать и отчуждать всякое свое имущество, делать завещания, заключать с кем угодно браки, вступать в духовное звание... имущество свое умножать и уменьшать, учинять иски и отвечать перед вся­кими судьями...

«Французская деревня XII – XIV вв. и Жакерия». Сборник документов. Под ред. Н.П. Грацианского, М. – Л., 1935, с.54.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: