7. Грамота начала XII в.
Этой грамотой настоящих и будущих уведомляем о том, что Вильгельм Coetus пожертвовал нам, монахам св. Петра Шартрского, для владения, обработки и заселения (ad hospitandum) лес из своего феода. Мы же, монахи, для защиты и охраны поселенцев (hospitum) этой земли разрешили ему взимать с тех из них, кои осядут на этой земле и будут обрабатывать ее плугом с волами, ежегодно в третий день Рождества Господня... по секстарию овса, каплуну и денарию; с прочих же – по мине1 овса, каплуну и денарию... Разрешили мы также господину Вильгельму, в случае если он законную дочь свою захочет выдать замуж или если замок (castrum) приобретет, взимать с поселенцев земли той талью2, однако лишь через посредство приора св. Романа; равным образом для выкупа себя из плена можно взимать ему талью. Также если он пожелает сам со всей родней (gente) своей участвовать в походе короля или графа, людей земли той может вести за собой в качестве телохранителей, если захочет; но без его личного участия людям земли той никак [в поход] не ходить. Согласился он, чтобы от прочих повинностей (consuetudinibus), кои он обычно взимает на земле своей и с людей своих, [означенные поселенцы] были совершенно свободны.
1 Секстарий и мина – меры сыпучих тел; секстарий, или сетье, составлял vig модия и делился на 2 мины. Модий – древнеримская мера сыпучих и жидких тел, равная 8,7 кг.Средневековый модий значительно превосходил древнеримский; величина его варьировалась в зависимости от различных районов.
2 Произвольная талья – ежегодная подать, размер которой устанавливался по воле сеньора; при освобождении крестьян от личной зависимости обычно заменялась фиксированной тальей, денежная величина которой была твердо определена.
«Французская деревня XII – XIV вв. и Жакерия». Сборник документов. Под ред. Н.П. Грацианского, М. – Л.,.1935, с.42.
Госпиты на земле собора Шартрской богоматери (1215 г.)
Пусть будет известно теперь и в будущие времена, что Жермон д’Ерлюа с согласия своих сыновей, Дроко и Адама, и жены Изабеллы дал монастырю Шартрской богоматери 9 арпан1 земли около Тернесвиля и право владеть 8 госпи-тами. Уступили Жермон и его наследники всех госпитов, которые находятся на упоминаемых арпанах этой земли, с которых получают следующие повинности и права, а именно: два секстария овса, две курицы и за хлеб три денье2, половина с которых идет в пользу Жермона и его наследников, остальная часть, которая находится около дороги, отдана для возделывания госпитам на условии отдачи шампара и десятин, если она будет обрабатываться.
1 Арпан – древнефранцузская поземельная мера, заимствованная у Древних галлов; величина арпана – около ½ га.
2 Денье – мелкая древнефранцузская монета, происходившая от римского денария. В средние века 12 денье составляли 1 су. Су – медная или низкопробного серебра монета; 20 су составляли один ливр.
«Cartulaire de Notre-Dame de Chartres», vol.2. Chartres, 1863, p.75.
ОСВОБОЖДЕНИЕ КРЕСТЬЯН ОТ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Монахи св. Петра отпускают на волю неких своих людей
Всем, кто увидит настоящую грамоту, официалы Шартрской курии... Да будет всем ведомо, что Эрембурга, дочь покойного Гуго de Laon из Жерминьовиля, Аальда, дочь оной Эрембурги, и Вильгельм, сын Леобина Куанье, муж названной Аальды, явившись в наше присутствие, признали, что они, а также Петр, Гуйот, Жилот и Иоанна, дети названной Эрембурги, и Лигарда, дочь названных Вильгельма и Аальды, были лично зависимыми людьми (homines de corpore) монастыря блаженного Петра Шартрского, но что аббат и братия означенного монастыря отпустили их на волю и совсем разрешили от всяких уз и обязательств (Ьопеге) крепостной зависимости (servitutis) с сохранением названными аббатом и братией их прав на юстицию, барщину, мельничный баналитет (molture), талью, чинш и все другие поступления (redibentiis), кои должны идти аббату и братии с владений поименованных отпущенных на волю.
«Французская деревня XII – XIV вв. и Жакерия». Сборник документов. Под ред. Н.П. Грацианского, М. – Л., 1935, с.53.
Грамота освобождения 1288 г., данная аббатом св. Колумбана Санского
...Пожелали также названные монахи и пожаловали, чтобы оный Готфрид и наследники его, как свободные и от всякого беспокойства крепостной зависимости (ab omnis scrupulo servitutis) избавленные люди, имели впредь право свободно продавать, покупать, дарить, закладывать и отчуждать всякое свое имущество, делать завещания, заключать с кем угодно браки, вступать в духовное звание... имущество свое умножать и уменьшать, учинять иски и отвечать перед всякими судьями...
«Французская деревня XII – XIV вв. и Жакерия». Сборник документов. Под ред. Н.П. Грацианского, М. – Л., 1935, с.54.