Фрагмент из цензье домена Маниз (конец XI – начало XII в.)

1. Каждый манс должен в середине февраля 2 дня [бар­щины] на быках; в марте – 2 дня на быках; в течение первой половины апреля – 1 день на быках, а остальные 15 дней – 1 день на быках, и после полудня – 1 день ручной барщины; в мае должен обработать 1 бонуарий1пахотной земли и пла­тить ценз 15 денье; в июне – 2 дня на быках; в июле – 2 дня на быках, 3 дня косьбы и 3 дня скирдования с вилами; в ав­густе – сентябре – 15 дней на жатве, обработать 2 бонуария земли – один засеянный полбой, другой овсом; в октябре – 1 день ручной барщины, а другой на быках. Начиная с празд­ника св. Мартина до середины февраля – 15 дней ручной барщины, до середины мая – 7 дней.

2. Каждая четверть манса должна иметь полосу 5 верже длины и 5 верже ширины. Каждый верже содержит 16 с по­ловиной шагов. Первая полоска должна быть обработана до праздника св. Иоанна, вторая должна быть закончена на праздник св. Ремиглия. Те, кто не успел этого сделать, дол­жны платить штраф, согласно установленному праву.

1 Бонуарий – мера площади в раннее средневековье. Размеры ее варьировались от 54 до 134 арпан.

Ed. Perroy, La terre et les paysans en France au XII et XIII siecle, Paris, 1956, p. 2.



ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ ФОРМ ДЕРЖАНИЙ

15. Освобождение крестьян от серважа и образование цензовых держаний (1185 г.) 1.

1....Аббат Арнульф и весь монастырь Ферриер освобож­дают и отпускают на волю на вечные времена от всех тягот про-серважа всех сервов (homines de corpore), как мужского, так и женского пола, которые ныне проживают в приходе Сен-Элюа и в предместье монастыря, как слуг монахов, так и всех прочих – их жен, детей и их будущее потомство. Они также дают право им и своим госпитам, живущим в этом приходе, полную свободу уйти по своему усмотрению и распорядиться своим добром как свободным госпитам.

1 Цензовое держание (цензива) – крестьянское земельное держание, с которого уплачивалась сеньору денежная рента, реже – оброк

 

2....Всех тех, кто живет в пределах монастырского пред­местья, и тех, кто желает жить там в будущем, церковь осво­бождает от поборов, денежных требований и тальи1. А вместо освобождения каждый владелец дома с очага должен еже­годно уплачивать церкви 5 су ценза2. Если кто-либо владеет многими домами, то один из них может быть житницей (granchia), за который надо платить 6 денье, за каждый из остальных домов упомянутый держатель платит по 5 су. Но если по причине раздела наследства или по какой-либо другой причине житница превращается в дом для жилья, с него платится ценз в 5 су.

1 В данном случае денежная подать.

2 Ценз – подать продуктами или деньгами, которую платили фео­дально зависимые крестьяне за пользование землей.

 

3. Кто захочет построить житницу на земле церкви, тот должен получить на это разрешение и платить 6 денье. Все, кто проживает в пределах монастырского предместья, платят подорожную подать только по вторникам, как и прихожане Сен-Элюа. На праздник св. Петра, в июле, также платят подорожную пошлину.

Они платят винаж1 постоянно и фораж2 на следующий день после праздника св. Мартина, а также уплачивают в прльзу церкви тариф в 3 денье за каждую бочку, большую или малую, проданную ими.

1 Винаж – издольщина с виноградника.

2 Фораж – определенный процент с продажи вина.

 

4. Весь день действует церковный бан1, а 8 дней июля – шамбелан2. Если кто-либо приедет на монастырскую землю с повозкой закупать вино, то при продаже одного модия сеньор получает секстарий, при продаже полмодия – полсекс-тария и при продаже четверти модия – одну четверть секстария.

1 Бан – монополия сеньора на продажу вин.

2 Щамбелан – в данном случае лицо, ведающее доходами монастыря.

5. Мясники платят мясную повинность.

6. Церковь имеет право получить от жителей военную помощь по обычаям [округа] Ратине.

7. Все фьефы церковных минестериалов1будут уничто­жены и превращены в цензовые вилланские держания, при­чем ценз на них устанавливается в 5 су, если держатель вышеназванного фьефа не владеет другим держанием, с кото­рого он может платить 5 су. Но если он уже владел или будет владеть держанием, которое не было фьефом, то тогда с него вносится 5 су, а то, что раньше было фьефом, превращается в вилланское держание под цензом 12 денье. Если размер фьефа слишком мал, то размер ценза уменьшается сообразно его величине. Все цензы уплачиваротся в июле, на празд­ник св. Петра и Павла.

1 Фьеф – феод; минестериалы – лица, осуществлявшие контроль по сбору повинностей; минестериалы были часто держателями фьефов.

 

8. Сапожную повинность уплачивают так же, как и раньше. Ло и вант1 уплачиваются так же, как и раньше...

1 Ло и вант (lods et ventes) – повинности, взимавшиеся в пользу сеньора с каждой продажи или покупки в его владениях; обычно состав­ляли третью – шестую часть цены и уплачивались деньгами.

 

10. Шамбелан и мер держат свои фьефы по праву личной присяги и обязаны содержать боевого коня.

11. Все другие повинности и судебные штрафы берутся по обычаям г. Лорри, за исключением руажа1, снопов в пользу приказчика и подводной повинности, которые сохра­няются за цензивами церкви, будут ли это виноградники, земли, леса или какие-либо держания.

1 Руаж – повинность за проезд на повозке по дорогам сеньора.

 

12....Каждый раз, когда избирается новый аббат, каждый житель предместья аббатства должен заплатить для пира по 5 су с каждого дома и по 5 су сверх ежегодного ценза...

Никто из наших сервов, госпитов и жителей этих мест, находящихся от нас в какой-либо зависимости, не может пользоваться вышеописанной свободой без нашего дозволе­ния. Все, кто получил эту свободу, в случае войны должны помогать нам и охранять наше имущество.

13. Они же должны накануне праздника св. Ремиглия ежегодно платить только прево Шато-Ландон талью, сумма которой равна 15 ливрам.

H. Delaborde, Recueille des actes de Philippe Auguste, t. I, N 156, Paris, 1916.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: