Об участии городских коммун в битве

Из городов королевства Кастилия пришло к благородному королю дону Альфонсу много добрых людей. Из больших городов и укрепленных замков прибыли многочисленные от­ряды, хорошо снабженные лошадьми, оружием и всем необ­ходимым для того, чтобы участвовать в походе: продоволь­ствием, доспехами для лошадей, кольчугами и всем прочим, что предназначается для защиты тела в бою и помогает хо­рошо сражаться. И всего этого у них было столько, что не­возможно сосчитать, так что среди них не было ни одного, кто в чем-нибудь имел недостаток. Они даже добровольно отдавали снаряжение из своих запасов другим и делились со всеми тем, что у них было.

Несмотря на то что в своих городах и местечках они жи­вут под покровительством сеньора, однако когда он уходит в поход, они имеют обыкновение браться за оружие и знают благородное искусство верховой езды. С древних времен они носят имя caualgar1, которое дается обычно тому, кто совер­шил много славных подвигов в борьбе против мавров, а иног­да и против тех христиан, которые воюют друг с другом. Все они взялись за оружие так же, как некогда в прошлом это делали их отцы.

1 Caualgar всадник, участник caualgada – вооруженного отряда, совершавшего рейд в тыл врага во время Реконкисты.

 

О посвящении в рыцари свободных людей перед битвой

...Благородный король дон Альфонс сначала собрал идальго и простых людей, своих соотечественников, и весь свой королевский двор и сказал им: «Друзья мои, среди всех собравшихся вы мои соотечественники и вассалы...

Смотрите, друзья мои, если есть среди вас такие, кто ну­ждается в лошадях и не имеет их, или такие, у кого нет ору­жия или денег, или они нуждаются в чем-нибудь другом, при­дите ко мне и попросите, и я все исполню для каждого».

И как он сказал, так все и исполнил, и дал им лошадей, оружие, денег, и даже дал рыцарское звание тем, кто его не имел, но был его достоин...

«Las siete partidas». Part. II, tit. XXIII, ley 28.

Об уходе крестоносцев после взятия крепости Калатрава накануне битвы

Изо всей добычи, [захваченной в Калатраве], король дон Альфонс не взял себе ничего и все отдал крестоносцам и ко­ролю Арагона.

А между тем враг человеческого рода, тот, кто является врагом всех нас, – дьявол, который никогда не перестает за­видовать добрым делам людей, вселился в тех, кто составлял войско христово, помутил их рассудок и повернул их сердца к зависти.

И заставил он их отступить от намеченной цели и изме­нить обещанию, которое они дали. Поэтому почти все кресто­носцы заявили, что они слагают с себя крест, который при­няли, дав обещание сражаться в этой битве, и заявили, что отказываются от сражения и возвратятся в свои земли. Но король дон Альфонс, еще более укрепившись в своем реше­нии, ничего им не дал и разделил провиант между теми, кто остался и не отказался от намерения выполнить до конца начатое дело. Но эти самые крестоносцы, т. е. те, что пришли из-за гор, изменили благому намерению и доброму делу и как пришли, так и вернулись каждый сам по себе, и все ушли.

Остался архиепископ Нарбонны со своими людьми и неко­торыми рыцарями из провинции Вьенна. И как говорит архиепископ Родриго1, осталось всего 130 рыцарей и несколь­ко пехотинцев. Среди них остался Теобальд де Бласон со своим отрядом, человек благородный и свободный, уроже­нец Испании, кастилец по происхождению, и с ним некоторые рыцари из Пуату.

Остался и король Арагона со своим войском...

1 Родриго – архиепископ Толедо, автор хроники Альфонса XIII.

 

«Primera cronica general de Espana, que mando componer Alfonso el Sabio», publ. рог R. Menendez Pidal, t. II, Madrid, 1955, p.691-692, 696.



Об участии свободных крестьян в битве при Тарифе в 1340 г.

Из Хроники Альфонса XI

...И поскольку были здесь пехотинцы из гор Бискайи, и Гипускоа, и Алавы, и Астурии, всем им в Севилье король дал щиты, шлемы, копья и арбалеты.

И кроме того, были там и пехотинцы из других городов королевства и из земель орденов.

Во главе их в качестве командира был поставлен дон Перо Нуньес де Гусман из Леона. И король приказал, чтобы все пехотинцы выступали под стягом Перо Нуньеса. И кроме того, король приказал, чтобы рыцари Перо Нуньеса и рыцари королевского отряда, которых король выделил для этого, стали во главе отрядов пехотинцев... в соответствии с тем, что приказал король, пехотинцы находились с доном Перо Нуньесом; значительная часть их занимала вершину горы Пенья дель Сиерво, а среди тех, которые находились с войском, были крестьяне (labradores) и простые, незнатные люди (omes de росо valia).

«Cronica de los reyes de Castilla», f.I, Madrid, 1875, p.325.



II. БЕГЕТРИИ КАСТИЛИИ В XI – XV вв.

Пункт XIII постановления церковного собора Леона 1020г.,

Подтверждающий свободу человека бегетрии

Всякий человек бегетрии идет свободно, куда захочет идти со всем своим имуществом, и сохраняя свои земельные вла­дения.

 

«Cortes de los antiguos reinos de Leon у de Castilla», t.I, Madrid, 1841, p.14.

Что такое девиса, соларьего и бегетрия и какое между ними имеется различие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: