Упландская правда»
О церкви VII. О десятине
Десятина должна выделяться на пашне, каждая десятая копна или каждый десятый сноп, и вокруг должна быть поставлена законная изгородь. Из этого имеет священник одну третью часть, и из двух долей, которые остались, имеет церковь одну третью часть. Они должны держать законную изгородь вокруг [этого] в течение 14 суток после того, как все бонды в том коне собрали урожай; и если потом не захочет каждый присматривать за своей долей, то пусть потерпит ущерб тот, кто должен получить ее, бонды же за это не отвечают. И бонды могут не выполнять извозную повинность, будь то для епископа или для священника, если только у них самих не будет желания к этому.
§ 1. И вот сеет кто-нибудь и собирает меньше, чем сто копен, собирает ли он не больше одной копны, или две, или больше, как бы много он ни собрал, но меньше, чем сто; тогда должен он давать в счет десятины каждую десятую копну или каждый десятый сноп и ставить законную изгородь вокруг, и он пусть будет свободен от взноса деньгами.
§ 2. И вот наймит или какой другой бродяга берет внаем землю, а сам не живет на той земле, тогда должна десятина даваться с земли, где она находится, а он должен платить взнос деньгами, где он живет, живет ли он в пределах прихода или нет. Если живет он на той земле, тогда пусть платит он десятину и будет свободен от взноса, если имеет он там стол и дом.
§ 3. Тот, кто хочет правильно заплатить десятину, должен давать каждую десятую копну или каждый десятый сноп, начиная от одной межевой канавы и кончая другой, считая (снопы) вверх по одной полосе пашни и вниз по другой, а не переносить хлеб с пашни на пашню; начинает же пусть с той копны или с того снопа, который он первый увез с пашни, так считает до тех пор, пока не будет десять. Десятина должна оставаться на пашне, и он должен держать законную изгородь вокруг, как выше говорилось. Если десятина будет украдена, съедена, испорчена или сгниет в течение срока законной изгороди, тогда бонд должен возместить это.
§ 4. На свою десятину церковь же должна заботиться о своем украшении, и о покрывале на алтарь, и об одежде для мессы, должна покупать воск и ладан... Если она нуждается в починке или исправлении, тогда должны бонды привозить строевой лес для этого, и церковь должна сама нанимать людей на работу и давать им пищу.
§ 5. И должны давать десятину со льна и конопли, репы, гороха и бобов, со ржи и пшеницы так же, как прежде было, по старому обычаю, и с хмеля.
§ 6. И вот должен священник за свою службу иметь десятину со всего скота. Мы должны давать в счет десятины теленка, когда ему 9 дней, поросенка, когда ему 9 дней, козленка, гуся и ягненка ко дню св. Улофа1. Священник должен сам позаботиться о своей десятине. Бонды должны привозить десятину со скотом к церкви и не обязаны давать клятву. И вот может случиться, что молодняка не родится столько, чтобы священник смог получить с него десятину; тогда должен бонд давать 4 пеннинга2 за каждого жеребенка, 2 пеннинга за теленка, ½ пеннинга за поросенка, ½ пеннинга за гуся, пеннинг за ягненка и столько же за козленка. И мы должны давать десятину со всего улова зимней ловли неводом, а также со всех добытых охотой шкур.
1 29 июля.
2 Основной денежной единицей была марка. 1 марка = 8 эре = 24 эртугам = 192 пеннпнгам.
§ 7. И вот живет в приходе ремесленник, который ничего не сеет; он должен к пасхе давать священнику пол-эре, если он один; если их двое, то пусть он дает целый эре и не больше, даже если их больше. И вот живет в приходе усадебник, который нанял себе дом и не имеет никакого посева или скота, такой должен к пасхе давать священнику столько же, сколько наймит: это составляет пол-эре, наймитка же платит эртуг.
§ 8. И вот может случиться, что бонд задержится со своей десятиной и все же признает, что он обязан давать десятину; тогда может священник в день пасхи лишить его причастия. И вот говорит священник, что он не получил какой-либо десятины от бонда или что он получил меньше, чем он имеет право получить с него; тогда пусть защищает себя бонд своей собственной клятвой и пусть останется потом безнаказанным. И вот обвиняет священник бонда в том, что он украл у него десятину, после того как она справедливо была выделена им; тогда пусть защищает он себя от этого обвинения в воровстве таким же образом, как бонд защищает себя от бонда в подобном деле в каждом случае в зависимости от рода преступления, или же пусть он ‘платит штраф по закону страны.
§ 9. Священник должен иметь в течение года оброк продовольствием стоимостью на 4 пеннинга или же 4 пеннинга.
О земле I. Как по закону должна предлагаться земля
Если хочет кто-нибудь продать землю, свою старую наследственную землю, то он должен предложить ее родственнику перед соседями и церковным приходом. Если родственник не хочет купить землю, то должен он перед сотенным тиигом предложить ее родственнику. Если захочет родственник объявиться при этом, то земля присуждается по родству. Если не хочет родственник объявиться при этом, то должен он на втором сотенном тинге предлагать ее ему. Если не хочет родственник объявиться при этом и не хочет купить ее, тогда должен он на третьем сотенном тинге предложить землю ему. Если не хочет родственник объявиться при этом, тогда может тот купить землю, кто имеет самый глубокий кошелек и хочет дать ее цену в деньгах серебром. Тогда должна она присуждаться ему полностью и прочно, как старая отцовская и дедовская земля (fäderne och fornärvd odaljord). И вот приходит родственник и предлагает цену за свою наследственную землю (sin bördesjord) в течение трех дней тинга. Тогда отвечает тот, который хочет продать: «Если хочешь ты дать столько же, сколько предлагает другой, и такими товарами, в которых я нуждаюсь, тогда дам я тебе купить землю по родству». «Нет, – говорит он, – я хочу дать цену деньгами». Тогда должна земля присуждаться по родству и деньги должны быть переданы в руки доверенного лица, если тот, который хочет продать землю, отказывается взять их. Тогда должен он дать одну марку чистого серебра за каждый эртуг, который взимается с земли в качестве подати зерном и деньгами, и не больше, или деньгами столько, чтобы можно было выплавить одну марку серебра из этого, а на треть меньше за такой эртуг земли, с которого взимаются в качестве подати только деньги, и потом за каждую землю все, чего она стоит. И вот не хочет он объявиться при покупке земли и не хочет купить землю на четвертом тинге, а также и никакой другой родственник [не хочет]; тогда может тот, кто хочет, дать цену за нее, купить ее и все же давать за каждый эртуг земли так, как здесь сказано.
§ 1. И вот говорит тот, который купил, что земля была законным образом предложена родственнику, но тот отказался; тогда должны 12 человек проверить, была ли эта земля по закону предложена или нет. Если подтвердят они, что земля была законным образом предложена, то должна его покупка быть закреплена за ним. Если захотят они клятвой подтвердить, что земля не была законным образом предложена или что они слышали, что на законном тинге родственнику была предложена цена за его наследственную землю, и деньги будут обнаружены в руках доверенных людей, тогда должна земля вновь быть присуждена по родству.
II. Если родственники спорят о покупке земли
И вот спорят о земле и о праве покупки, и один говорит: «Это принадлежит мне по родству, а не тебе». Если один ближе по родству с [этим] человеком, а другой дальше, тогда должно право покупки земли присуждаться тому, кто является ближайшим. Если спорят о земле и праве покупки и оба являются родственниками, тогда должен тот быть ближе к покупке, кто является ближайшим наследником, если бы должно было получаться наследство, в случае если он предложит цену за землю в течение законного тинга. А если не предложит он в течение законного тинга и подтвердят это 12 человек, тогда должен тот иметь землю, кто покупает ее. Если спорят о земле и праве покупки и являются оба одинаково близкими, тогда должны оба купить наследственную землю и оба должны уплатить ее цену.
§ 1. И вот называет кто-нибудь себя родственником и хочет поэтому купить землю; пусть он подтвердит свое право покупки с помощью своих родственников и клятвой 18 человек и пусть купит ту землю, на которую он подтвердил свое право.
§ 2. И вот кто-нибудь вновь продал землю, и продал ее согласно закону. Потом оспаривается покупка, защищается же она (покупка) 12 человеками так, как раньше сказано, что земля была законным образом предложена и таким же образом куплена. Если она будет защищена таким образом против того, кто оспаривает в настоящее время, то защищена также и против всех тех, кто потом возбудит иск об этом.
§ 3. Если продает кто-нибудь или обменивает свою наследственную землю в одном месте и покупает в другом, то это есть наследственная земля, а не благоприобретенная.
§ 4. Никакая благоприобретенная земля не должна предлагаться родственникам. Тот, кто приобрел землю, имеет право поступать с ней, как он захочет: дарить ее или продавать ее тому, кому он захочет, и так дорого, как он сможет, если только эта земля не досталась ему путем наследования или он не купил ее в качестве наследственной земли у своего родственника. Такая земля должна быть снова предложена законному родственнику.
V. О плате за вспашку
Если получает кто-нибудь двор от бонда путем покупки или обмена и если захочет владелец сам жить там, то должен он дать бонду плату за вспашку. Если это вспахано наполовину, то пусть он дает половину платы. А если это вспахано два раза, то пусть он дает полную плату. Трудно спорить с собственником. Если время для платы за допуск не истекло, тогда должен тот, кто берет [землю] за плату за допуск, предоставить ее вновь. Если поспорят они, то пусть он вернет обратно плату за допуск или пусть подтвердит, что она возвращена так, как говорит закон.(
§ 1. Все фасторы1, которые должны быть для земли и которые являются фасторами при купле-продаже, должны даваться и приниматься [их показания] на тинге или у церкви.
1 Фасторы – доверенные лица, которые должны были присутствовать при заключении сделок о купле-продаже земли.
IX. О залоге земли
Если отдает кто-нибудь землю в залог другому за зерно, или за деньги, или за другие товары, использует ли он их для посева, или для еды, или для чего-нибудь другого, в чем он нуждается, срок ему должен быть положен до дня св. Мартина1 для всей той земли, которая отдана в залог. Если может он выкупить ее или его родственники [могут выкупить] до дня св. Мартина, тогда будет иметь землю тот, кто выкупил ее. Если он не выкупит ее до этого дня, тогда будет тот иметь землю, у кого она была заложена.
§ 1. Вся земля, которая отдается в залог, должна отдаваться в залог на тинге или у церкви перед прихожанами и там выкупаться с фасторами таким же образом, каким она была отдана в залог. И вот говорит кто-нибудь, что выкупил [землю] с фасторами; тогда должны 12 человек проверить, выкупил ли он с фасторами или нет. Если подтвердят они клятвой, что он выкупил свою землю с фасторами, тогда выкупные фасторы должны быть признаны действительными. Если подтвердят они клятвой, что он не выкупил ее, тогда землю должен иметь тот, у кого она была заложена, а тот человек, который хотел с помощью выкупных фасторов подтвердить свое дело, должен заплатить 3 марки штрафа...
1 11 ноября.
X. Каким образом земля должна обрабатываться держателем
И вот говорится, каким образом земля должна обрабатываться держателем. Восемь лет – вот срок найма для земли, и на девятый должна даваться плата за допуск. Плата за допуск должна даваться такая, о какой оба договорились, собственник земли и держатель, и таким же образом оброк. Правильный день [сдачи] оброка есть начало масленицы. Если он уплачивает оброк заранее, то пусть он будет безнаказан. Если же он не выплатил оброк к положенному дню, то должен платить штраф эртуг за каждый эртуг до тех пор, пока не будет полного эре. А если он задерживается с целым эре или больше, то должен он платить штраф 3 эре за каждый год, и это должно поступать только бонду. Собственник имеет право потом взыскивать судебным порядком с держателя и за оброк, и за штраф, и потом собственник может распоряжаться своей землей, а держатель лишается всего своего труда, кроме того, что касается дома.
XIV. Как держатель может ездить в лес
Если человек владеет меньшим, чем эре [земли] в деревне, тогда держатель может ездить в лес с несколькими повозками. Если имеет он пол-эре, тогда может он ездить в лес с одной повозкой. Если имеет он меньше, чем пол-эре, тогда может ездить он в лес с волокушами, если кто-нибудь ничего не имеет в деревне, тогда не имеет он никакого права на лес.
§ 1. И вот имеет кто-нибудь эре или больше в деревне, тогда могут и владелец, и держатель ездить в лес со столькими повозками, со сколькими они захотят. Если соседи считают, что они рубят слишком много в лесу, тогда прав будет тот, кто хочет поделить лес.
О купле-пpодаже
III. Если кто-нибудь продает христианина
Никакой христианин не имеет права продавать христианина, ибо когда Христос был продан, он выкупил всех христиан. И вот продает кто-нибудь свободного человека! Если будет подтверждено, что он свободный, тогда пусть платит штраф 40 марок тот, кто продал свободного человека. И вот продает один христианин другого христианина, и тот его раб; тогда становится тот, который продан, свободным вследствие этой продажи. И тот, который купил, должен взять обратно свои деньги, и при этом не должно уплачиваться никакого штрафа. И он никогда не должен потом быть несвободным.
§ 1. И вот может быть возбужден иск против человека, который был раньше рабом и который был освобожден из двора своего владельца, тогда тот будет прав, кто хочет подтвердить свою свободу. Он должен подтвердить одну восьмую [свободы] с двумя людьми, одну четвертую – с четырьмя, половину – с восемью, полную свободу – с шестнадцатью ц людьми. Это должны сделать те, кто на тинге принимал его [в качестве свободного], в таком числе, как здесь сказано.
Так должны они поклясться, что владелец освободил его, и они приняли его на тинге.
§ 2. И вот раб или рабыня были освобождены от бонда. Потом увеличиваются их деньги, и бонд хочет тогда позвать их обратно к себе. Тогда имеют они право подтвердить, что они были освобождены так, как здесь сказано.
§ 3. Никто не имеет права отдавать себя в добровольное рабство, и никто не имеет права принимать другого как доб ровольного раба.
Об общине I. Как должен происходить передел деревни
Если бонды хотят устроить деревню по-новому или если она расположена в соответствии со старым порядком, то пусть каждый засеет свой пар, а уж потом произойдет новый раздел. Если обрабатывает кто-нибудь землю по старому порядку после того, как произошел раздел земли по новому порядку, то должен он платить штраф за незаконную обработку в каждом отдельном случае по роду преступления. Тогда принуждает четверть деревни другую четверть к переделу и половина деревни – другую половину. Тогда в деревне происходит передел. Вокруг деревни должны ставиться четыре межевых знака для усадебных участков и четыре межевых знака для проезжей дороги. Тогда деревня связана сельской улицей. Дорога должна быть шириной в 10 локтей. Одна общая дорога должна вести к каждой деревне и одна оттуда и не больше, если только общинники сами не захотят. Та деревня, которая имеет меньшее число эре [земли], должна иметь проезжую дорогу так же, как и та деревня, которая имеет большее [число]; не должны все тесниться на одной. И вот хотят бонды проложить дорогу через деревню; это могут они безнаказанно делать, если сами они согласны в этом. Если кто-нибудь загораживает общую дорогу или не принимает участия в постройке моста, не заменяя себя никем другим столь же подходящим, и осмотр подтвердит это, то должен он платить штраф 3 марки. Тот, кто владеет деревней, имеет право прокладывать дорогу внутри изгороди или вне ее, как он захочет, столь же хорошую, как прежняя, даже если она будет по размеру несколько длиннее.
§ 1. Усадьба должна наделяться по сельской мере согласно пеннингсландам и эртугсландам, эресландам и маркландам1. При этом каждый должен брать соответственно своей доле, которую он имеет в деревне, и каждый распоряжается своей долей, владеет ли он большим или меньшим. Никому не разрешается отнять долю другого под угрозой законного штрафа.
§ 2. Никому, кто владеет меньшим, чем четверть деревни, не разрешается требовать передела деревни. Тот должен распоряжаться в таком деле, кому принадлежит в деревне больше всего. Никто не имеет права без согласия всех владельцев земли сносить деревню, которая находится в справедливом разделе «по солнцу».
1 Для шведской деревни была характерна система сельской меры. Один маркланд = 8 эресландам = 3 эртугсландам = 8 пеннингсландам. Реальное содержание их в каждой местности могло быть различным, но в каждой деревне постоянно.
IX. О сборе урожая на лугу и на пашне и о нарезке торфа
И вот хотят бонды убрать урожай на своей пашне; и вот заболел у одного бонда работник или сбежал своей дорогой. Тогда должен каждый бонд в [данном] коне помочь ему одним днем работы, и таким образом он получит законную помощь. Этот день работы должен он получить прежде, чем кто-нибудь в коне выедет на пашню.
X. О снятии изгороди
Все должны держать изгородь вокруг луга до позднего благовещения1, вокруг пашни до тех пор, пока калитка не примерзнет к ограде. Но если кто-нибудь сеет половину эресланда или меньше, то он должен убирать урожай на своей земле тогда, когда другие в коне убирают свой. Если не может он тогда убрать урожай, то должны они держать законную изгородь для него в течение трех дней, и потом могут общинники безнаказанно открывать изгородь.
1 8 сентября.
XXI. О распашке нови
И вот говорится о нови. Если кто-нибудь делает заимку под пашню на огороженной земле и лежит она в сельской мере, то может он сеять там в течение трех лет и держать ее под паром в течение трех лет и потом предоставить ее к разделу. Если он владеет ею дольше и ему объявлено запрещение, то должен он платить штраф 3 марки. Если он делает заимку под луг, то может пользоваться им в течение трех лет и потом предоставить его к разделу. Если он держит его дольше и ему объявлено запрещение, то должен он платить штраф 3 марки.
Svenska landskapslagar. Första Serien: östgötalagen och Upplandslagen. Sthlm. 1933 – 1946, s.17-19, 130-131, 133, 135-136, 138-159, 177.
ПОЛЬША
ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯН