Законник царя Стефана Душана

В лето 6857 (1349) индикта 2, в праздник вознесения гос­подня, месяца мая 21-й день. Составлен этот законник право­славным собором нашим, преосвященным патриархом кир Иоанникием, и всеми архиереями, и духовенством малым и великим, и мною, благоверным царем Стефаном, и всеми вла-стелями моего царства – малыми же и великими.

Законов этих положения были [такие]:

4. О духовном законе. В духовных делах каждый человек должен иметь повиновение и послушание по отношению к сво­ему архиерею. Если же окажется, что кто-либо по своей воле или против своего желания согрешил перед церковью или нарушил какое-либо положение этого законника, он должен покаяться и исправиться перед церковью. Если же он ослу­шается и отстранится от церкви, не захочет исполнить пове­ления церкви, пусть будет отлучен от церкви.

10. О еретике. И если окажется еретик, живущий среди христиан, пусть будет заклеймен по лицу и изгнан. Кто же будет его укрывать, также должен быть заклеймен.

11. О духовенстве. И святители пусть поставят духовен­ство по всем приходам, по городам и селам, и только те будут духовниками, [которые получили благословение от своего архиерея с властью духовно вязать и решать], и пусть каж­дый слушает их по закону церковному. Те же духовники, ко­торых не поставили архиереи, пусть будут изгнаны, и пусть их накажет церковь по закону1.

12. О духовном деле. И духовное дело миряне пусть не су­дят. Если же окажется, [что] кто-то из мирян судил по церков­ному делу, пусть платит 300 перперов2. Только церковь судит [по духовному делу].

21. О продаже христианина. И кто продаст христианина в иную, неверную веру, пусть у него будет отсечена [рука] и отрезан язык3. И люди властельские, которые сидят по церковным селам и катуням4, пусть каждый возвратится к сво­ему господину5.

24. О власти над церквами. Над церквами пусть имеет власть господин царь, и патриарх, и логофет6 – и никто дру­гой.

25. Об освобождении церквей. Все церкви, какие нахо­дятся на земле моего царства, освобождаются мною, царем, от всех работ малых и великих7. И церкви царские пусть не подчиняются великим церквам.

28. О неприкосновенности церковного человека. Отныне да не тронет ни одна власть монаха или церковного человека. А кто нарушит это при жизни моей или после смерти моей, не будет благословен. Если же кто перед кем виноват, пусть ищет судом и правдою по закону. Если же затронет без суда или повредит кому, пусть платит тогда всемеро.

29. О поповской баштине8. И попы-баштинники пусть имеют свою наследственную землю и [да] будут свободны. Другим попам, которые не имеют баштины, пусть дается 3 нивы по закону, и да будет поп свободен. Если же он возь­мет сверх той земли, пусть работает церквам по закону.

31. О суде церковных людей. Церковные люди по всякой тяжбе пусть судятся у своих митрополитов, и у епископов, и игуменов. Если оба (истец и ответчик) принадлежат к одной церкви, пусть судятся у своей церкви. Если же тяжущиеся из двух церквей, их должны судить обе церкви.

32. О селе меропхов9. И какие есть меропхские села в цар­стве моем, в Загорье и в других местах, церковные люди пусть не ходят на меропщину, ни на сенокос, ни на пахоту, ни на виноградники, ни на какую другую малую или большую ра­боту. От всех работ я, царь, освободил их, пусть работают только церкви. А если окажется, что кто-то погнал метохию10на барщину и нарушил мой царский закон, то тот властитель лишится своего имущества и будет наказан.

33. О власти над церквами. И передал я, царь, игуменам церквей, пусть владеют всем домом, кобылами, и конями, и овцами, и всем прочим. И во всем да будут свободны, как соответствует это закону и правде.

37. О властелях и властеличичах. Властели и властеличичи11, которые находятся в державе моего царского величе­ства, сербы и греки, получившие от меня баштины по хрисовулам, которыми они владеют ко времени этого собора, пусть будут тверды.

1 Статьи 10 и 11 направлены против богомилов. Под «духовниками, которых не поставили архиереи», составители законника имеют в виду представителей богомильской церковной иерархии.

2 Перпер – денежная единица.

3 Имеется в виду продажа в рабство, еще сохранявшаяся в Сербии до XV в.

4 Катуни – небольшие поселения в горных районах, где расположены пастбища; население катуней занималось скотоводством.

5 Статья направлена против бегства крестьян от их владельцев-феода­лов на церковные земли, привлекавшие, в частности, освобождением от воинской повинности и другими льготами.

6 Логофет – заимствованное из Византии название одного из при­дворных чинов царского двора; заведовал царской канцелярией, осуще­ствлял контроль над церквами.

7 Малые и великие работы, от которых царь освобождает церкви, со­вокупность повинностей крестьян: пахота, обработка виноградников, строи­тельство городов и укреплений и т. д. – все выполнявшееся личным трудом и скотом крестьян называлось великими и малыми работами. Владения церкви освобождались от таких работ в пользу царя.

8 Баштина – одна из двух форм феодальной собственности на землю, наследственное владение. Баштины духовенства, как видно из этой статьи, были свободными, т. е. освобождались от повинностей. Так же обстояло дело и с баштанами светских феодалов – властелей.

9 Меропх – одна из категорий феодально зависимого крестьянства Подробности об их положении и обязанностях см. в ст. 66, 67, 140, 205. Меропштина – совокупность повинностей меропхов.

10 Метохия – заимствованное у Византии греческое название церков­ных владений.

11 Властели и властеличичи – сербские землевладельцы-феодалы. Вла­стель – крупный феодал-землевладелец, властеличич – более мелкий. См. также статью 49.

 

38. О хрисовулах. И все хрисовулы, и указы, которые я, царь, дал и которые дам, и те баштины, [которые записаны в них], как и баштины, которые были даны первыми правовер­ными царями, пусть будут тверды. И пусть ими свободно рас­полагают; дать ли церкви, или на помин души, или продать кому-либо.

39. О властельской баштине. Если властель не имеет де­тей или имел, да они умерли, то баштина после его смерти останется гдустой, пока не найдется из его рода кто-либо до третьего племянника, тот пусть и получит его баштину.

40. О свободной баштине. И все баштины пусть будут сво­бодны от всех работ и податей царства моего, кроме сока1 и воинской службы по закону.

41. Об отнятии баштины. Да не волен господин царь, ни король2, ни госпожа царица ни у кого отнять силой баштину, ни купить, ни выменять, если ее владелец сам не захочет [этого].

42. О властельских отроках. И отроки3, которых имеют властели, пусть будут им в баштину4 и их детям в баштину вечную, но в приданое отрок даваться не должен никогда.

46. Оцеркви. Если окажется властель, который подчинил свою церковь другой церкви, то он не имеет больше власти над той церковью.

47. О властеле и о коне. Когда умрет властель, добрый конь и оружие [покойного] пусть будут переданы царю, а одежду властельскую большую жемчужную и золотой пояс пусть возьмет его сын, и да не отнимет у него царь. Если же властель не имеет сына, но имеет дочь, дочь вольна распоря­жаться этим и продать или отдать [может] свободно.

  48. О пограничном властеле. Властели, которые погранич­ные земли держат. Если какие-либо чужие войска перейдут границу, пограбят землю царскую и возвратятся тем же пу­тем, то пограничные властели, через землю которых прошли иноземцы, должны за все заплатить.

49. Об оскорблении властеличича. Властель, выругавший и осрамивший властеличича, пусть платит 100 перперов, а властеличич, обругавший властеля, пусть платит 100 перпе­ров и да будет бит палками.

51. Об измене. За измену, за всякое преступление [отве­чают] брат за брата и отец за сына, родственник за родствен­ника. Те же, кто отделены от такого [преступника, и живут] в своих домах, и [сами] не согрешили, не платят ничего, исключая того, кто согрешил, и дом того пусть платит.

54. О властельском поношении. И если себр5 выбранит властеля, платит 100 перперов и будет заклеймен6. Если же властель или властеличич выбранит себра, платит 100 пер­перов.

55. О вызове властелей. Властель не призывается [на суд] вечером, призывается до обеда, и да будет ему сообщено об этом предварительно. И кто будет призван с приставом пре­жде обеда и к обеду не придет, будет [признан] виновным и платит 6 волов.

57. О селе, когда кто умрет. Если кто умрет, а имеет одно село в жупе7 или между жупами, какое зло совершится это­му селу, весь тот убыток платит округ.

68. О Пронии8. Прению никто не волен ни продать, ни ку­пить, кто не имеет баштины. Из прониарской земли никто не во­лен отдать [часть] церкви: если же отдаст, это не будет твердо.

59. О путешествии царском. Пусть всякий везет царя, куда он только едет: всякий город до жупы, и жупа до жупы, и опять жупа до города.

66. Об отроке и меропхе. Отроки и меропхи, которые вме­сте живут в одном селе, всякую плату, приходящуюся на них, пусть платят вместе по количеству душ. Как плату платят и работу работают, так пусть и землю держат.

67. О меропхе. Меропхам закон по всей земле. В неделю пусть работают два дня прониару, и дают ему в год царский перпер, и бесплатно сено косят ему один день, и на виноград­нике [работают] один день, если же кто не имеет виноград­ника, то пусть один день выполняют ему другие работы. И все, что не работает меропх, все они (прониары) получают, а иного ничего сверх закона пусть у них (меропхов) не отни­мается.

68. О себре. Себры не должны собираться на сход. Если уже найдется такой, кто [вздумает] собрать их, да будут отре­заны у него уши и выжжены ресницы9.

70. О братнином преступлении. И кто зло учинит: брат или сын, или родственник, которые живут в одном доме, пусть платит все хозяин дома или пусть выдаст того, кто преступле­ние совершил.

71. О несвободном. И кто из несвободных придет на цар­ский двор, пусть всякому будет оказана правда, за исключе­нием властельского отрока.

73. О пастбище села. Село с селом пусть пасет. Куда одно село, туда и другое [может], за исключением в заповедных, законных лесах и законных лугах, [где] пусть никто не пасет.

74. О жупе и потраве. Жупа жупе да не повредит скотом ничего. Если же окажется в этой жупе село какого-либо вла­стеля, или мое царское село, или церковное село, или [село] властеличича, этому селу никто не запретит пасти, пусть па­сет [оно скот там], где -и жупа [пасет].

75. О потраве. Если кто потравит жито, или виноград, или луг не преднамеренно, за такую потраву пусть платит то, что назначат присяжные, которые оценивают [ущерб]. Если же преднамеренно потравит, пусть платит за потраву [да сверх того волов.

80. О нарушении границ. За нарушение границ между селaми50перперов, а влахам и арбанасам10 – 100 перперов, и [от той пени царю половина и господину, чье село, половина.

85. О бабунском слове11. Кто скажет бабунское слово, то, властель, пусть платит 100 перперов, если же не вла­стель, 12 перперов и пусть будет побит палками.

1 Сок – натуральная подать на землю, уплачивалась царю.

2 Король (сербск. краль) – здесь наследник царского престола.

3 Отроки – несвободные люди, близкие по своему положению к ра­бам. См. ст. 71, 103.

4 Баштина – здесь наследственная собственность на отрока.

5 Себр – свободный человек, но не принадлежащий ни к духовенству, ни к властелям. Иногда понятие «себр» употреблялось как общее для сво­бодных и крепостных – меропхов. См. ст. 68, 94, 96.

6 В некоторых рукописях законника нет слов «и будет заклеймен». Принятая здесь формулировка статьи дана по Ходошской рукописи. Она находится в полном соответствии с отношением составителей законника к себрам, повсюду противопоставляемым властелям.

7 Жупа – сельский округ.

8 Прония – одна из двух форм феодальной собственности на землю; условное, временное владение, дававшееся за выполнение определенной службы. Бывали случаи, когда прении переходили в баштины. Предотвра­тить такой переход и стремятся составители законника этой статьей.

9 Запрещение себрам собираться на сельские сходы – показатель уси­ления феодального гнета. Стремление феодалов обезопасить себя от кре­стьянских волнений нашло выражение в этой статье..

10 Арбанасы – албанцы-скотоводы, кочевавшие со своими стадами в Северной Албании, Македонии и Южной Сербии, входивших в состав вла­дений Душана. Влахи – кочевое скотоводческое население, по националь­ности принадлежащее к группе аромунов. По-видимому, потомки оттеснен­ного славянами в горные районы романского населения Балкан.

11 Бабуны – бранное название богомилов.

 

86. Об убийстве. Где произойдет убийство, тот, кто затеял драку, пусть будет виноват, даже если и убит будет.

87. Если убийство совершено непреднамеренно и без наси­лия, убийца платит 300 перперов, если же убийство предна­меренное, отрубить ему (убийце) обе руки.

92. О поличном (скот, конь или что-либо другое). Если кто узнает у какого-либо человека поличное, а будет это в лесу или пустоши, пусть приведет его в первое на пути село, и пе­редаст ему [этому] селу, и позовет [на суд], чтобы представили его судьям. Если село не выдаст его судьям, то к чему при­говорит суд, пусть платит это село.

93. О содействии побегу человека. Кто проводит чужого человека в чужую землю, обязан доставить хозяину семерых.

94. О властелях и о себре. Если властель убьет себра в городе, или в жупе, или в катуне, платит 1000 перперов; если же себр убьет властеля, отрубить ему обе руки и пусть пла­тит 300 перперов.

95. О брани. Если кто обругает святителя, или монаха, или попа, пусть платит 100 перперов, а кто окажется убийцей святителя, или монаха, или попа, тот будет убит и повешен.

96. Об убийстве. Кто окажется убийцей отца, или матери, или брата, или своего ребенка, пусть будет такой убийца со­жжен на огне.

97. О властельской бороде. Если окажется, что кто-либо вырвал бороду у властеля или у доброго человека, отрубить такому обе руки.

98. О вырывании бород себров. И если два себра друг у друга вырвут бороды, штраф за это 6 перперов.

99. О поджигателе дома. Если кто подожжет дом, или гум­но, или солому, или сено, село обязано выдать поджигателя. Если же не выдаст, платит все, что обязан был заплатить и претерпеть поджигатель.

100. О поджигателе гумна. Если же кто подожжет вне се­ла гумно или сено, то платит округа или выдаст поджигателя.

101. О насилии. Насилия не будет никому ни в чем в зем­ле моего царства. Если же кто подвергнется наезду или на­силию с похвальбою, те кони, с которыми наехали, пусть будут все отобраны: половина – мне, царю, а половина – тому, на кого н.аехали.

103. О суде над отроками. Отроки должны судиться по всем своим проступкам у своих господ, а по царевым, т. е. за кровь1, за вражду2, за воровство, за разбой и прием [беглых] людей, – у судей.

107. Об убийстве судебного пристава. Кто окажется убийцей судебного посыльного или пристава, пусть будет схвачен и да будет отобрано у него все, что он имеет.

108. О вводе во владение. Относительно пошлины за ввод во владение пусть будет так: пошлина за землю приставу – 3 перпера, за село – 3 перпера, за мельницу – 3 перпера, за жупу с каждого села – 3 перпера и за город – конь и оде­жду, за виноградник – 3 перпера, за коня – 1 перпер, за ко­былу – 6 динаров, за вола – 4 динара, за овцу – 2 динара.

112. О посрамлении судьи. Кто осрамит судью, то, если он властель, у него все отнимается, если же [это сделало] село, да будет [оно] разграблено и разорено.

113. О побеге из темницы. Какой человек убежит из тем­ницы, будь то мой царский человек, или церковный, или властельский, с чем он придет на мой царский двор, с тем пусть будет свободный. Если же убежал от своего господина или покинул его, пусть будет принадлежать тому, от кого убе­жал.

116. О побеге. Кто принял принадлежащего кому-либо че­ловека из чужой земли, а он бежал от суда своего господина, [то], если беглый представит милостивую царскую грамоту, она не должна признаваться недействительной.

Если же [беглый] не представит милости, то он возвра­щается ему [господину].

121. О купцах. Купцов, ходящих по царской земле, не волен никто из властелей или других людей задерживать на­сильно или распаковывать их товар и навязывать им силой деньги. Кто же будет силой разгружать или распаковывать товар, платит 500 перперов.

121. О царинниках1. Царский царинник не вправе при­нуждать или задерживать какого-либо купца, чтобы он про­давал ему товар за бесценок. Пусть всякий свободно ходит по торгам со своим товаром.

122. Не волен властель, ни малый, ни великий, никто дру­гой задерживать и заручать своих людей или других купцов, чтобы не ходили на царские тррги…

О купцах. Если же властель задержит купца, то пла-’тит 300 перперов, если его [купца] царинник задержит, платит 300 перперов.

123. Огородской земле. Городской землей [считается] [то], что около города. Что на ней будет ограблено или украдено, Ха все это платит округа.

124. О строительстве городского укрепления: Где разру­шится городское укрепление или башня, пусть поправят их

129. О помощи царю. Когда господин царь будет женить сына или крестить и будет нужно ему строить двор и дом, пусть помогает всякий, и малый, и великий.

130. О власти воевод. Во всяком войске пусть воеводы имеют власть, равную царской. Что они повелевают, всякий пусть им повинуется. Если же кто их ослушается в чем-либо, да будет ему такое же осуждение, как и тем, кто царя ослу­шался бы. И в судах малых и великих, которые есть в вой­ске, пусть судит воевода, и никто другой.

131. О церкви. Кто разорит церковь в военное время, пусть будет убит и повешен.

132. О ссоре. В войске пусть не будет ссоры. Если же двое поссорятся, пусть бьются, а другой никто из воинов пусть им не помогает. Если же кто пойдет на поединок и по­может, [пусть будет наказан и будут отрублены руки], а те пусть бьются.

133. О военной добыче. Кто что купит из военной добычи на чужой земле. Всякий будет волен купить из военной до­бычи, приобретена ли она на царской земле или на чужой земле. Если же кто его обвиняет, говоря это мое, пусть оп­равдывает его порота4 по закону, что он купил на чужой земле и что он не вор, не пособник, не соучастник. Тогда [по оправдании] пусть владеет этим, как своим [собственным].

138. О хрисовулах. Мои царские хрисовулы, что дарованы городам моего царства, что в них написано, не вольны того нарушить ни господин царь, ни кто-либо другой. Пусть будут тверды хрисовулы.

140. Меропхам в земле моего царства не вправе госпо­дин ничего учинить противного закону. Только то, что запи­сал царь в законнике, обязаны они делать и давать. Если же [господин] сделает ему (меропху) что-либо вопреки закону, мое царское повеление, чтобы всякий меропх мог судиться со своим господином: будь то мое царское величество, или госпожа царица, или церковь, или властели моего царства, или кто бы то ни был другой. Никто не властен удержать от суда моего царства, но пусть судят его судьи по правде. И если меропх выиграет дело, пусть судья моего царства от­даст его на поруки, что господин все заплатит меропху в срок, и после того не вправе тот господин чинить зло ме­ропху.

141. О приеме человека. Повелевает мое царское вели­чество. Никто пусть не принимает ничьего человека: ни мое царское величество, ни госпожа царица, ни церковь, ни властель, ни какой-либо другой человек – без моей царской гра­моты. Иначе пусть наказывается как изменник.

142. О торгах5. Также и торги, и князья в городах, если примут чьего-либо человека, таким же образом наказываются и да возвратят его.

143. О властеличичах. Если кто из властелей и властеличичей, которым царь дал земли и города, окажется насильст­венно завладевшим селами и людьми или чем-либо другим вопреки воле царя, узаконенной на соборе, то отнимется у него земля, а тот, кто устроил [этот захват], пусть платит все со своего дома и будет наказан как перебежчик.

146. О разбойнике и воре. Повелевает мое царское величество: во всех землях и городах, по жупам и по окраинам, чтобы не было разбойника и вора ни в чьем владении. И да укротится таким образом воровство и разбой: в каком селе будет обнаружен вор или разбойник, то село пусть будет разграблено, а разбойник повешен вниз головой, вор же ослеплен, а господин того села приведен связанным к моему царскому величеству и платит за все, что с самого начала учинили разбойник и вор, и, кроме того, наказан как вор и разбойник.

152. О воре. И если кто на суде обвиняет кого в разбое и воровстве и не будет улик, пусть будет им в оправдание железо6, как это постановило мое царское величество, пусть вынут его у церковных дверей из огня и положат его на свя­той алтарь.

153. О пороте. Повелевает мое царское величество: от­ныне и впредь да будет порота и за большое дело, и за ма­лое. За большое пусть будет 24 поротника, за то, что помень­ше, – 12 поротников, и за малое дело – 6. И эти поротники не вольны никого помирить, но только [могут] оправдать или обвинить, и пусть будет всякая порота в церкви, и поп в ри­зах пусть приведет их к присяге. И в пороте за кого боль­шинство клянется и кого большинство оправдает, тем и сле­дует верить.

154. О законе. Как был закон у деда моего царского ве­личества, у святого короля, [так] пусть [и] будут великим властелям поротниками великие же властели, а средним лю­дям – равные им люди, а себрам – равные им. И пусть не будет в пороте ни родственника, ни насильника.

156. О поротниках. Которые поротники поклянутся и оп­равдают кого-либо по закону и если после этого оправдания действительно обнаружится поличное у этого оправданного, которого оправдала порота, то возьмет мое царское величе­ство с этих поротников по 1000 перперов и пусть не будет больше веры этим поротникам, и никто из них ни замуж не выходит, не женится.

157. О купцах. Когда купцы приходят ночью на ночлег и управитель или господин того села не допустит, чтобы купцы остались в селе согласно закону моего царства, как это записано в законнике, то, если что-либо утратит путник, платит все тот господин или управитель за то, что не впу­стили их в село.

162. О гостях или путниках. Если что случится с каким-либо гостем, или купцом, или монахом и отнимет у него что-нибудь разбойник или вор или иная какая беда произойдет, пусть идут они все к моему царскому величеству и заплатит им мое царское величество то, что они утратили, а мое цар­ское величество да взыскивает [потом] с кефалиев7 и властителей, которым был передан путь и поручена стража. И вся­кий гость, и купец, и латинянин пусть приходит к первым стражам со всем, что имеет и несет [с собой], и пусть пере­дает его стража страже со всем [его добром]. Если же слу­чится что-нибудь и он что-либо утратит, да будет ему порота из достойных доверия людей, и что скажет [он] по совести с этими поротниками, сколько он потерял, столько и платят ему кефалии и стражи.

168. О пьянице. Если пьяница откуда-либо идет и нападет на кого-нибудь, или ударит, или окровавит, но не до смерти, такому пьянице пусть будет вырван глаз и отсечена рука. Если пьяный будет задевать кого-либо, или собьет шапку, или [как] иначе оскорбит, а не окровавит, то дать ему 100 па­лок и бросить в темницу, а потом по выводе из темницы бить его [палками] и отпустить.

169. О тяжущихся. Тяжущиеся, которые придут на суд моего царского величества, что скажут в начале [суда], тем речам и верить, и по тем речам и судить, а.последним [не ве­рить] ни в чем.

176. О баштинах. Землевладельцы, имеющие наследствен­ные земли, виноградники и купленные земди, могут свои ви­ноградники и земли отдавать в приданое или дарить церквам (или продать), но при этом работники остаются всегда на том же месте, за тем господином, чье будет село. [Если же на том месте, у того господина, чье село, не будет работника], он может эти виноградники [и нивы] взять себе.

178. О городах. Все города по земле моего царства пусть руководствуются законами, какие были при первых царях, а по судебным делам, что имеют между собой, пусть судятся перед управителями городскими и перед церковным клиром. А кто из жителей жупы имеет иск к горожанину, пусть на­чинает с ним тяжбу перед управителем города и перед цер­ковью по закону.

184. Если найдется золотых дел мастер, чеканящий мо­нету в городе без царской воли, да будет он сожжен, а город платит штраф, какой назначит царь.

189. О правом суде. За три вины – за измену, за убий­ство и за похищение властелицы – пусть идут к царю.

193. О своде коней и другого скота или какой другой вещи. В случае грабежа или воровства пусть тот, у кого оказалось поличное, сведет с себя обвинение сводом, [если же не сведет с себя обвинения], пусть платит всемеро. Если же скажет, купил в чужой земле, пусть оправдают его при­сяжные от пени, если же не оправдают его присяжные, пусть ллатит с пеней.

200. Царский доход: сок, и налог, и харач8 пусть дает всякий человек – кабл9 жита наполовину чистого, а поло­вину простого или перпер деньгами, а срок тому житу, когда его ссыпать, на димитриев день, а другой срок на рождество Христово. Если же властель сока не доставит в эти сроки, то пусть будет такой властель связан на царском дворе и дер­жат его, пока не заплатит вдвойне.

205. Если меропх убежит куда-нибудь от своего госпо­дина в другую землю10 или в царскую, где его найдет госпо­дин, пусть заклеймит его, и распорет ему нос, и отдаст его на поруки, дабы он опять был его [человеком], и другого ни­чего не возьмет с него.

1 Кровь – убийство.

2 Вражда – один из видов штрафов, взимавшихся за особенно тяже­лые преступления.

3 Царинник – сборщик таможенных пошлин.жители этого города [и жупа, являющаяся округой этого го­рода].

4 Порота – клятва свидетелей. См. подробнее ст. 153.

5 Торги (сербск. трг) – торговые центры города, чаще всего принадлежавшие царю, где велась торговля, осуществлялся таможенный досмотр товаров купцов, собирались пошлины с их товаров. Здесь же были монетные дворы, где чеканили монеты, как это явствует из ст. 171.

6 Оправдание железом – один из вариантов так называемого божьего суда.

7 Кефалии – представители царской администрации в городах.

8 Харач – денежный налог царю.

9 Кабл – мера сыпучих тел (зерна, соли и т. д.). Точное значение не­известно. Приблизительно ок. 15 кг зерна (см. Иван Божип, Доходак цар­ски, Београд, 1956).

10 Т. е. землю другого землевладельца.

 

Радойчич Никола. Законик царя Стефана Душана 1349 и 1354 годные, Београд, 1960.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: