Отрасли (разделы) психологии
Выделяют более ста отраслей психологического знания. Наиболее важными из них являются:
Общая психология включаете себя психологию познавательных процессов и состояний, психологию личности, индивидуально-типологические особенности человека и др. Является основой для изучения других отраслей.
Возрастная психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека (развитие личности в онтогенезе).
Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей и т.п.
Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности медицинских работников и поведения больных, разрабатывает психологические методы их лечения и психотерапии.
Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.
Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения.
Дифференциальная психология рассматривает психологические различия, как между индивидами, так и между группами людей.
Педагогическая психология исследует психологические аспекты обучения и воспитания.
Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса, психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.
Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.
Зоопсихология изучает особенности психики и поведения животных.
Методы современной психологии: наблюдение, эксперимент, беседа и др.
Для получения фактов, их обработки и объяснения в психологии используют следующие методы
Организационные методы
Сравнительный метод (метод «поперечного среза») сопоставление различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению.
Лонгитюдный метод (метод «продольного среза») многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.
Комплексный метод –висследовании участвуют представители различных наук. Это позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности.
Эмпирические методы
Обсервационные методы
Наблюдение (внешнее) - метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики. Наблюдение - древнейший метод познания. Его примитивной формой - житейскими наблюдениями - пользуется каждый человек в своей жизни.
Виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (иногда проводится в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид - включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).
Самонаблюдение (интроспекция) – наблюдение человека за собственными психическими явлениями. Выделяют два вида: непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках человек анализирует, что он думал).
Экспериментальные методы.
Эксперимент (главный метод) отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведении изучаемого.
Лабораторный эксперимент осуществляется в специально оснащенном помещении в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов.
Естественный эксперимент – психологический эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно для испытуемого.
Формирующий (обучающий) эксперимент – метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности. На данном этапе могут формироваться определенные навыки, умения и т.д.
Психодиагностические методы
Тест – это кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека.
Выделяют множество видов тестов. Назовем некоторые из них: тесты интеллекта – выявляют умственный потенциала индивида; тесты креативности используют для оценки творческих способностей и т.д.
Беседа – это метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения. Вид бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты.
Анамнез (лат.по памяти) - сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или при объективном анамнезе — от хорошо знающих его лиц.
Требования к беседе как методу. Нельзя превращать беседу в опрос (непринужденность). Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.
Приемы обработки данных
Количественный (математико-статистический) и качественный анализ, в том числе дифференциация материала по типам, группам, вариантам и составление психологической казуистики, т.е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями и нарушениями общих правил.
- Интерпретационные методы
Различные варианты генетического (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками психики) методов.
Понятие, происхождение и принципы развития психики
Психика – это свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом картины этого мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Эволюция психики. Для того чтобы понять природу психики, важно ответить на вопрос: когда и почему возникла психика, как она развивалась в ходе эволюции?Исходя из материалистического понимания психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящий момент представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.Приверженцы идеалистического направления считают, что психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно.
Развитие психики
Развитие психики животных. Согласно данной концепции история развития психики и поведения животных делится на две стадии, которые, в свою очередь, включают в себя несколько уровней.
С позиций материализма психические явления возникли намного позднее появления жизни на Земле. Сначала живой организм обладал лишь свойствами раздражимости и самосохранения, которые проявлялись через механизмы обмена веществ с окружающей средой, а также через собственный рост и размножение, далее добавились чувствительность и способность к научению.
Изменившиеся условия жизни послужили толчком к изменению организма, появлению у него способностей отражать мир, лучше ориентироваться в окружающей действительности. Таким образом, в процессе эволюции в организмах живых существ выделилась нервная система, взявшая на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством. Улучшение структуры и функций нервной системы послужило основным источником развития психики.