Социальная ситуация развития

Подростковый возраст «начинается» с изменения соци­альной ситуации развития. В психологии этот период назы­вают переходным, трудным, критическим возрастом.Этот возраст исследовали многие видные психологи. развития в подростковом возрасте.Подростковый возраст харак­теризуется бурными изменениями в анатомии и физиоло­гии. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет (быстрее, чем мышцы), развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбу­димость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п. Вместе с тем в психологии признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой при­чины его психологического развития. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку и срав­нения себя с другими

Подростковый возраст является по сути кризисным.Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.Внешние предпосылки. Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляют собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают каче­ственно новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований: сколько учителей, столько различ­ных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда — необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых; введение общественно-полезного труда в школьное обу­чение. У подростка появляется осознание себя как учас­тника общественно-трудовой деятельности; предъявляются новые требования в семье (помощь по хозяйству, с под­ростком начинают советоваться); подросток начинает интенсивно рефлексировать себя.

Внутренние предпосылки. В этот период происходит бур­ный физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, происходит влияние на централь­ную нервную систему, происходит бурный рост тканей и систем организма). Выраженная неравномерность созре­вания различных органических систем в этот период при­водит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздра­жительности, негативизму.

Центральные новообразования. Центральные новообразования: абстрак­тное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство «взрослости», переоценка ценностей, автономная мораль.

Ведущая деятельность Ведущие позиции начинают занимать общественно-по­лезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.Общественно-полезная деятельность является для под­ростка той сферой, где он может реализовать свои возрос­шие возможности, стремление к самостоятельности, удов­летворив потребность в признании со стороны взрослых, «со­здает возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать».

Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка яв­ляется стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приво­дит к социальной неадаптированное и правонарушениям. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Под­росток максимально подвержен влиянию группы, ее ценно­стей; у него возникает большое беспокойство, если подвер­гается опасности его популярность среди сверстников. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к са­моутверждению.Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, под­росток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.

Именно в подростковом возрасте появляются новые мо­тивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл.

Мышление Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Под­росток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в анализе действитель­ности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток при­обретает взрослую логику мышления.

Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысловое, а механическое запоминание.

Речь В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной сто­роны, за счет расширения богатства словаря, с другой — за счет усвоения множества значений, которые способен зако­дировать словарь родного языка. Подросток легко улавливает неправильные или нестан­дартные формы и обороты речи у своих учителей, родите­лей, находит нарушение несомненных правил речи в кни­гах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения.Особый смысл для подростковой субкультуры имеет сленг. Сленг в подростковых объединениях — языковая игра, маска, «вторая жизнь», которая выражает потребность и возможность уйти от социального контроля, обособиться, придав особый смысл своему объединению.

Самосознание Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из от­дельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмыс­ливать их как особенности своего поведения, а затем и ка­чества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, свя­занные прежде всего с учебной деятельностью и взаимоот­ношениями с окружающими. Это центральная точка всего переходного возраста.

Активное формирование самосознания и рефлексии рож­дает массу вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокой­ство «Какой я?» вынуждает подростка искать резервы сво­их возможностей


Юношеский возраст. Становление самосознания. Ученые дают разные возрастные рамки этого периода. И.Ю. Кулагина выделяет старший школьный возраст — ранняя юность (16—17 лет), юность — от 17 до 20—23 лет. Юность — это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей - служба в армии.

Социальная ситуация развития характеризуется в пер­вую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит вый­ти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (следует заметить, что эти процессы весьма вариа­тивны). В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формиро­вание как личности: он должен быть подготовлен к труду, к семейной жизни, к выполнению гражданских обязаннос­тей.

Самоопределение, как личностное, так и профессио­нальное, — характерная черта юношества.

Ведущая деятельность — учебно-профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной де­ятельности — стремление приобрести профессию.

Мышление в юности приобретает личностный эмоцио­нальный характер. Появляется страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам. Эмоциональность прояв­ляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств. Интел­лектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частны­ми фактамиПроисходит су­щественная перестройка эмоциональной сферы, проявляет­ся самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность, неприятие лицемерия, ханжества, гру­бости.

Юность — решающий этап формирования мировоззре­ния. Мировоззренческий поиск включает социальную ориен­тацию личности, осознание себя в качестве частицы соци­альной общности (социальной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального положения и способов его до­стижения.Фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни («Для чего я живу?», «Как жить?»). Юноша ищет глобальную и универсальную форму­лировку «служить людям», «приносить пользу». Его инте­ресует не столько вопрос «Кем быть?», сколько «Каким быть?», а также гуманистические ценности (он готов рабо­тать в системе социальной защиты), общественная направ­ленность личной жизни (борьба с наркоманией и т.п.), ши­рокая социальная благотворительность, идеал служения.Этому возрасту свойственен самоанализ. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмо­циональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния.

Становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» — центральное психологическое новообразова­ние юношеского возраста.Открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых — главное приобретение юности. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склон­ность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе (разобраться в своем харак­тере, своих чувствах, действиях, поступках). Происходит самооценка своей внешности (особенно у де­вушек). Юноши остро переживают замечаемые у себя при­знаки реального или мнимого избыточного веса, слишком большого или слишком маленького, как им кажется, роста, другие элементы внешности.Одна из важных психологических характеристик юнос­ти — самоуважение (принятие, одобрение себя или непри­нятие, неудовлетворенность собой). Семья остается тем местом, где они себя чувствуют наиболее спокойно и уверенно. С родителями обсуждаются жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Жизненные планы дети могут обсуж­дать и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно. Важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. Общение со свер­стниками — это специфический канал информации, специ­фический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта. Становится актуальным поиск спутника жизни и едино­мышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.Юношеская дружба уникальна, она занимает исключи­тельное место среди других привязанностей. Однако потреб­ность в интимности в это время практически ненасыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. Повышается требование к дружбе, усложняются ее критерии. Юношеская любовь предполагает боль­шую степень интимности, чем дружба, и она как бы вклю­чает в себя дружбу.В юности происходит гормональная перестройка, сопро­вождающая половое созревание. Социально-психологические свойства этой возрастной группы зависят от социально-профессионального положе­ния. Кризис проявляется в крушении жизненных планов (не поступил в вуз), в разочаровании правильности выбора спе­циальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании. В кризисе юности молодые люди сталкиваются с кризисом смысла жизни. Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса при­водит к развитию негативных явлений, например, наркома­нии, алкоголизму.

Центральной проблемой становится нахождение молодым человеком индивидуального (отношение к своей культуре, к социальной реальности, к своему времени), авторство в ста­новлении своих способностей, в определении своего собствен­ного взгляда на жизнь. «Обособляясь от образа себя в глазах ближайшего окружения, преодолевая профессионально-по­зиционные и политические детерминации поколения, объек­тивируя многие свои качества как «Я», человек становится ответственным за собственную субъектность, которая зачас­тую складывалась не по воле и без ведома ее носителя. Этот мотив пристрастного и неустанного рассекречивания соб­ственной самости, переживание чувств утраты прежних цен­ностей, представлений, интересов и связанное с этим разоча­рование и позволяет квалифицировать этот период как кри­тический — кризис юности.

Негативные моменты связаны с утратой налаженных форм жизни — взаимоотношений с другими, способов и форм учебной деятельности, привычных условий жизнедеятельности и т.п. и вступлением в новый период жизни; позитивные — с новыми возможностями становле­ния индивидуальности человека, формирования гражданс­кой ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования.

В юности происходит овладение профессией, создание своей семьи, выбор своего стиля и своего места в жизни.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: