В менеджменте исходным методом стратегического анализа является SWOT – анализ, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: S trengths (Сильные стороны), W eaknesses (Слабые стороны), O pportunities (Возможности) и T hreats (Угрозы). Акроним SWOT был впервые введён в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором K. Андресом. Первоначально SWOT анализ был основан на озвучивании и структурировании знаний о текущей ситуации и тенденциях.
SWOT – анализ организации
Возможности | Сильные стороны | ||
1 | 1 | ||
2 | 2 | ||
3 | 3 | ||
… | … | ||
N1 | N 2 | ||
Угрозы | Слабые стороны | ||
1 | 1 | ||
2 | 2 | ||
3 | 3 | ||
… | … | ||
M1 | M 2 |
Внешняя среда Организация
Пример заполнения матрицы SWOT-анализа в паблик рилейшнз
Возможности | Сильные стороны | ||||
1 | Благоприятный климат для улучшение позиций организации на рынке | 1 | Положительный образ компании в глазах общественности | ||
2 | Поддержка проекта фирмы влиятельными сторонниками | 2 | Возможность выделения значительной суммы средств на ПР | ||
3 | Повышение внимания общественности к деятельности компании | 3 | Налаженные контакты с лидерами мнений | ||
… | … | ||||
N1 | N 2 | ||||
Угрозы
| Слабые стороны | ||||
1 | Неадекватная реакция ключевых групп на имидж организации | 1 | Неразвитость коммуникаций с представителями СМИ | ||
2 | Протесты групп общественности (в связи с новым проектом фирмы) | 2 | Отсутствие программы реагирования на кризисные ситуации | ||
3 | Потеря доверия клиентов | 3 | Поверхностные отношения с клиентами | ||
… | … | ||||
M1 | M 2 |
Внешняя среда Организация
По правилам анализ проводится в два этапа: на первом заполняются квадраты «возможности» и «угрозы», а на втором квадраты «сильные стороны» и «слабые стороны» в представленном порядке.
Особое внимание при ПР-планировании следует уделять социальной компоненте внешней среды. При этом следует учитывать, что факторы внешней среды являются взаимозависимыми и изменение в одной группе может вызвать цепь изменений во всей системе. Воздействие всех выявленных факторов должно учитываться в процессе планирования деятельности по связям с общественностью.
Признавая важность факторов внешней среды косвенного воздействия, особое внимание все-таки следует уделять процессам и явлениям, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность организации и реализацию функций паблик рилейшнз. Для выявления позиции организации в социальной среде по сравнению с положением конкурентов предлагаем использовать несколько модифицированный вариант SWOT-анализа матричной формы. Квадраты возможностей и угроз дробятся на более мелкие части в зависимости от групп общественности, от которых они исходят. В соответствии с выделенными угрозами и возможностями определяются сильные и слабые стороны организации.
|
|
Анализ внешней среды прямого воздействия
Угрозы | Возможности | |
Группы общественности | ||
Конкуренты | 1. 2. | |
Оппоненты | ||
Сторонники | ||
… | ||
Потребители |
Внешняя среда
В некоторых случаях можно пойти еще дальше и увязать потенциальные возможности и угрозы не с одной, а несколькими группами общественности, вовлеченными в ситуацию. Кроме этого, возможно создание условной временной шкалы параллельного или последовательного вовлечения групп общественности в ситуацию. Это дает возможность прогнозировать развитие событий и не ограничиваться сосредоточением внимания на какой-либо одной из групп публики.
Следующий шаг, который может сделать ПР-специалист в направлении анализа внешней среды организации, связан с установлением причинно-следственных связей между самими угрозами. Может ли одна угроза повлечь за собой другую, насколько вероятно такое развитие событий: ответы на эти и подобные им вопросы способны существенно повысить устойчивость организации по отношению к изменяющимся факторам внешней среды. Для повышения качества управления в данном ракурсе целесообразно использовать метод сценариев и дерево решений.
Анализ угрожающих факторов во взаимосвязи с
ключевыми группами общественности
Вовлеченные группы общественности
| Угрозы (SWOT-анализ) | |||||||||||
А | Б | В | Г | |||||||||
1* | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |
Конкуренты | ||||||||||||
Оппоненты | ||||||||||||
Сторонники | ||||||||||||
Потребители |
* В данной таблице для наглядности мы представили три временных этапа развития ситуации. Так угроза «А» рассматривается как угроза со стороны конкурентов, но в случае ее актуализации в ситуацию вовлекаются последовательно оппоненты и потребители. Ситуация «Б» может быть инициирована сторонниками организации как ПР-объекта и повлечь за собой негативную реакцию оппонентов. Например, излишнее акцентирование внимания на достоинствах ПР-объекта может не только привести к эффекту отторжения, но и спровоцировать увеличение активности оппонентов по поиску недостатков.
Для заполнения предложенной матрицы и ее модифицированных вариантов необходимо собрать и проанализировать информацию о каждой группе общественности, которая представляется важной для определенной организации. Например, когда речь идет о конкурентах, необходимо знать насколько конкурентна внешняя среда хозяйственного субъекта, какие организации следует считать конкурентными, какова их репутация, ресурсы и уровень функционирования, а также как соотносятся между собой услуги организации и ее конкурентов. Как ни странно, анализ конкурентов должен проводиться не только в коммерческих, но и в некоммерческих структурах. Несмотря на то, что теоретически конкуренция в некоммерческом секторе не должна присутствовать, так как эффективность решения социальных проблем общества во многом определяется уровнем сотрудничества различных некоммерческих организаций, на практике при учете ограниченности ресурсов конкуренция все же присутствует и анализ конкурентов просто необходим. Например, некоммерческая организация участвует в конкурсе грантов на финансирование проекта социальной адаптации детей-инвалидов. Для того, чтобы победил ее проект, НКО должна проанализировать не только свои ресурсы и возможности, но и оценить ресурсы, возможности и преимущества конкурентов, которыми в данном случае являются другие организации, участвующие в конкурсе.
|
|
В процессе определения угроз и возможностей, исходящих от оппонентов, целесообразно выделить все группы общественности, основной или вспомогательной целью функционирования которых является противостояние организации и создание препятствий на ее пути. Кроме этого, важно знать, насколько эффективны были эти группы в прошлом, какова их репутация и ресурсы. Одновременно анализируются тенденции изменения направлений развития подобных групп, применяемые ими тактики и стратегии противостояния.
Тема 7. Этап планирования PR-кампании
(планирование и программирование)