И обобщение информации в ходе аудита
Международные стандарты, регулирующие сбор
Тема 4
Таблица 3.13. Элементы письма-заявления руководства организации
Элемент письма-заявления | Содержание письма-заявления |
Адресат | Письмо-заявление должно быть адресовано аудитору, проводящему проверку |
Дата письма | Письмо-заявление обычно датируется тем же числом, что и аудиторское заключение. Отдельное письмо-заявление относительно конкретных операций или событий может быть получено в процессе аудита или после даты аудиторского заключения (например в день публичного размещения) |
Подпись письма | Письмо-заявление подписывается должностными лицами, которые несут ответственность за деятельность организации (обычно это генеральный директор и финансовый директор). Аудитор может потребовать письма-заявления от других членов руководства (например от лица, ответственного за ведение протоколов собраний акционеров, заседаний совета директоров) |
Пункт о признании ответствен ности | Письмо-заявление должно содержать пункт о признании ответственности руководства за объективное представление финансовой отчетности |
Перечень заявлений руководства | Письмо-заявление должно содержать заявления руководства, касающиеся следующих вопросов: • отсутствия нарушений в бухгалтерском учете и сис теме внутреннего контроля; • предоставления всех документов; • подтверждения полноты информации в отношении связанных сторон; • отсутствия существенных искажений в финансовой отчетности и пр. |
Образец письма-заявления руководства организации приводится в приложении 8.
|
|
Руководство организации может отказать в предоставлении заявления, которое необходимо аудитору. Это рассматривается как ограничение объема аудиторской проверки. В этом случае аудитор должен выразить условно-положительное мнение или отказаться от выражения мнения в отношении финансовой отчетности.
4.1.Проверка соблюдения аудируемым лицом требований законов и нормативных актов
4.2.Порядок рассмотрения случаев мошенничества
и ошибок
4.3. Оценка последующих событий при аудите
финансовой отчетности
4.4.Оценка допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
4.5. Процедуры контроля качества аудиторской работы
Рекомендации в отношении обязанности аудитора учитывать законы и нормативные акты при аудите финансовой отчетности содержатся в международном стандарте 250 «У ч е т законов и н о р м а т и в -ных актов п р и аудите финансовой отчетности». Стандарт содержит следующие параграфы: введение, ответственность руководства за соблюдение законов, проверка аудитором соблюдения законов, сообщение о несоблюдении законов и нормативных актов, отказ от проведения аудита.
|
|
При планировании аудита и выполнении аудиторских процедур аудитор учитывает тот факт, что несоблюдение субъектом законов и нормативных актов может оказать существенное влияние на финансовую отчетность. Однако при проведении аудита могут быть выявлены не все факты несоблюдения законодательных актов. Вместе с тем, выявление любых, даже несущественных, случаев несоблюдения законодательства ставит под сомнение честность руководства и работников организации. Поэтому необходимо проанализировать возможные последствия несоблюдения законодательства для аудита.
Термин «несоблюдение» согласно международным требованиям означает преднамеренные и непреднамеренные действия или бездействие проверяемого субъекта, которые противоречат действующим законам и нормативным актам. Такие действия включают операции, осуществленные самим субъектом или от его имени руководством либо работниками. Термин «несоблюдение» не применяется к действиям руководства или работников, не имеющим отношения к деятельности организации. Профессиональная подготовка, опыт, знание субъекта и отрасли позволяют аудитору определить, что отдельные действия, привлекшие его внимание, содержат признаки несоблюдения законов и нормативных актов. Однако выводы аудитора относительно определения фактов несоблюдения законодательства обычно формируются на основе консультации опытного и квалифицированного юриста. Окончательное же решение вправе принимать только суд.
Законы и нормативные акты оказывают различное влияние на финансовую отчетность организации. Одни нормативные документы определяют форму, содержание и порядок формирования показателей финансовой отчетности, другие — регулируют условия ведения деятельности предприятия. Эти условия должны соблюдаться руководством организации. Деятельность некоторых организаций (например банков, страховых компаний) жестко регулируется законодательством. Остальные организации должны руководствоваться только общими вопросами функционирования экономического субъекта (например соблюдение трудового законодательства, техники безопасности и т.д.). Во всех случаях несоблюдение законов и нормативных актов влечет штрафные санкции, судебные процессы, ответственность экономического субъекта и руководства. В целом чем слабее связь несоблюдения с событиями и операциями, которые отражаются в финансовой отчетности, тем меньше вероятность определения факта несоблюдения законодательства аудитором.
Международная практика применения МСА 250 различна. Это связано с отличиями в нормативной базе, действующей в разных странах. Национальные стандарты каждой страны отражают ее специфику определения влияния законов и нормативных актов на аудит.
Данным стандартом руководствуются только при аудите финансовой отчетности. МСА 250 не применим к специальному заданию по проверке соблюдения законов и нормативных актов, а также к подготовке отдельного отчета.
Стандарт определяет ответственность руководства организации за соблюдение законов и нормативных актов. Руководство организации несет ответственность:
• за осуществление деятельности субъекта в соответствии с законами и нормативными актами;
• предотвращение и выявление фактов несоблюдения законодательства.
Для предотвращения и выявления фактов несоблюдения законодательства руководство организации должно:
• контролировать изменение законодательства и соответствие деятельности новым требованиям;
• разрабатывать системы внутреннего контроля и оценивать их функционирование;
|
|
• разрабатывать, публиковывать и соблюдать правила внутреннего распорядка организации;
• обучать сотрудников правилам внутреннего распорядка организации;
• контролировать соблюдение правил внутреннего распорядка и применение дисциплинарных мер воздействия;
• привлекать юристов для мониторинга за изменениями законодательства;
• вести реестр специальных законов, которые должны соблюдаться субъектом, и книги жалоб.
Крупные организации могут возложить выполнение этих обязанностей на отдел внутреннего аудита или ревизионную комиссию.
При проверке аудитором соблюдения законов и нормативных актов он не несет ответственность за предотвращение несоблюдения законодательства. Тем-не менее проведение ежегодного аудита способствует такому предотвращению. Однако при аудите возникает риск того, что некоторые существенные искажения в финансовой отчетности не будут выявлены. Риск увеличивается в том случае, если существенное искажение является причиной несоблюдения законодательства вследствие:
• наличия ряда нормативных актов, которые влияют главным образом на деятельность организации. Они не оказывают существенного влияния на финансовую отчетность и не учитываются системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
• сокрытия фактов несоблюдения законодательства. Например, руководство организации может совершить сговор, подлог документов, умышленное неотражение в учете операций, умышленное искажение информации;
• наличия ограничений, присущих системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также применению тестирования.
Для выявления фактов несоблюдения законодательства следует учитывать правила МСА 200 «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности», а именно: при планировании и проведении аудита необходимо придерживаться принципа профессионального скептицизма. Аудитор может выявить события и операции, которые могли бы поставить под сомнение соблюдение субъектом законов и нормативных актов.
|
|
Аудитор при планировании аудита должен изучить все нормативные документы, имеющие отношение к организации и отрасли. Он должен также получить представление о соблюдении субъектом этих нормативных актов. Особое внимание следует обратить на законы и нормативные акты, которые могут оказать влияние на деятельность организации. В частности, их несоблюдение может привести к прекращению деятельности организации или поставить под сомнение непрерывность ее деятельности, например несоблюдение лицензионных требований или правил инвестирования.
Для общего понимания законов и нормативных актов аудитору необходимо:
• использовать информацию о деятельности организации и отрасли;
• узнать у руководства о политике и действиях организации, направленных на соблюдение законодательства;
• узнать у руководства о нормативных документах, которые могут оказать существенное влияние на деятельность организации;
• определить политику и действия руководства организации для выявления, оценки и отражения в учете судебных исков и санкций;
• обсудить законодательные требования с аудиторами дочерних фирм в других странах.
При проверке фактов несоблюдения законодательства применяются два типа аудиторских процедур:
• направленные на выявление несоблюдения законов и нормативных актов;
• применяемые при выявлении фактов несоблюдения законодательства.
Содержание аудиторских процедур приводится в табл. 4.1.