Проверка соблюдения аудируемым лицом требований законов и нормативных актов

И обобщение информации в ходе аудита

Международные стандарты, регулирующие сбор

Тема 4

Таблица 3.13. Элементы письма-заявления руководства организации

Элемент письма-заявления Содержание письма-заявления
Адресат Письмо-заявление должно быть адресовано аудитору, проводящему проверку
Дата письма Письмо-заявление обычно датируется тем же числом, что и аудиторское заключение. Отдельное письмо-заявление относительно конкретных операций или событий может быть получено в процес­се аудита или после даты аудиторского заключения (например в день публичного размещения)
Подпись письма Письмо-заявление подписывается должностными лица­ми, которые несут ответственность за деятельность ор­ганизации (обычно это генеральный директор и финан­совый директор). Аудитор может потребовать письма-заявления от дру­гих членов руководства (например от лица, ответствен­ного за ведение протоколов собраний акционеров, за­седаний совета директоров)
Пункт о признании ответствен ности Письмо-заявление должно содержать пункт о призна­нии ответственности руководства за объективное пред­ставление финансовой отчетности
Перечень заявлений руководства Письмо-заявление должно содержать заявления руко­водства, касающиеся следующих вопросов: • отсутствия нарушений в бухгалтерском учете и сис­ теме внутреннего контроля; • предоставления всех документов; • подтверждения полноты информации в отношении связанных сторон; • отсутствия существенных искажений в финансовой отчетности и пр.

Образец письма-заявления руководства организации приводится в приложении 8.

Руководство организации может отказать в предоставлении за­явления, которое необходимо аудитору. Это рассматривается как ог­раничение объема аудиторской проверки. В этом случае аудитор должен выразить условно-положительное мнение или отказаться от выражения мнения в отношении финансовой отчетности.

4.1.Проверка соблюдения аудируемым лицом требований законов и нормативных актов

4.2.Порядок рассмотрения случаев мошенничества

и ошибок

4.3. Оценка последующих событий при аудите

финансовой отчетности

4.4.Оценка допущения непрерывности деятельности аудируемого лица

4.5. Процедуры контроля качества аудиторской работы

Рекомендации в отношении обязанности аудитора учитывать за­коны и нормативные акты при аудите финансовой отчетности со­держатся в международном стандарте 250 «У ч е т законов и н о р м а т и в -ных актов п р и аудите финансовой отчетности». Стандарт содержит следующие параграфы: введение, ответственность руководства за соблюдение законов, проверка аудитором соблюдения законов, со­общение о несоблюдении законов и нормативных актов, отказ от проведения аудита.

При планировании аудита и выполнении аудиторских процедур аудитор учитывает тот факт, что несоблюдение субъектом законов и нормативных актов может оказать существенное влияние на финан­совую отчетность. Однако при проведении аудита могут быть выяв­лены не все факты несоблюдения законодательных актов. Вместе с тем, выявление любых, даже несущественных, случаев несоблюде­ния законодательства ставит под сомнение честность руководства и работников организации. Поэтому необходимо проанализировать возможные последствия несоблюдения законодательства для аудита.

Термин «несоблюдение» согласно международным требованиям означает преднамеренные и непреднамеренные действия или без­действие проверяемого субъекта, которые противоречат действую­щим законам и нормативным актам. Такие действия включают опе­рации, осуществленные самим субъектом или от его имени руково­дством либо работниками. Термин «несоблюдение» не применяется к действиям руководства или работников, не имеющим отношения к деятельности организации. Профессиональная подготовка, опыт, знание субъекта и отрас­ли позволяют аудитору определить, что отдельные действия, при­влекшие его внимание, содержат признаки несоблюдения законов и нормативных актов. Однако выводы аудитора относительно опреде­ления фактов несоблюдения законодательства обычно формируются на основе консультации опытного и квалифицированного юриста. Окончательное же решение вправе принимать только суд.

Законы и нормативные акты оказывают различное влияние на финансовую отчетность организации. Одни нормативные докумен­ты определяют форму, содержание и порядок формирования пока­зателей финансовой отчетности, другие — регулируют условия веде­ния деятельности предприятия. Эти условия должны соблюдаться руководством организации. Деятельность некоторых организаций (например банков, страховых компаний) жестко регулируется зако­нодательством. Остальные организации должны руководствоваться только общими вопросами функционирования экономического субъекта (например соблюдение трудового законодательства, техни­ки безопасности и т.д.). Во всех случаях несоблюдение законов и нормативных актов влечет штрафные санкции, судебные процессы, ответственность экономического субъекта и руководства. В целом чем слабее связь несоблюдения с событиями и операциями, кото­рые отражаются в финансовой отчетности, тем меньше вероятность определения факта несоблюдения законодательства аудитором.

Международная практика применения МСА 250 различна. Это связано с отличиями в нормативной базе, действующей в разных странах. Национальные стандарты каждой страны отражают ее спе­цифику определения влияния законов и нормативных актов на ау­дит.

Данным стандартом руководствуются только при аудите финан­совой отчетности. МСА 250 не применим к специальному заданию по проверке соблюдения законов и нормативных актов, а также к подготовке отдельного отчета.

Стандарт определяет ответственность руководства организации за соблюдение законов и нормативных актов. Руководство организа­ции несет ответственность:

• за осуществление деятельности субъекта в соответствии с за­конами и нормативными актами;

• предотвращение и выявление фактов несоблюдения законо­дательства.

Для предотвращения и выявления фактов несоблюдения зако­нодательства руководство организации должно:

• контролировать изменение законодательства и соответствие деятельности новым требованиям;

• разрабатывать системы внутреннего контроля и оценивать их функционирование;

• разрабатывать, публиковывать и соблюдать правила внутрен­него распорядка организации;

• обучать сотрудников правилам внутреннего распорядка орга­низации;

• контролировать соблюдение правил внутреннего распорядка и применение дисциплинарных мер воздействия;

• привлекать юристов для мониторинга за изменениями зако­нодательства;

• вести реестр специальных законов, которые должны соблю­даться субъектом, и книги жалоб.

Крупные организации могут возложить выполнение этих обя­занностей на отдел внутреннего аудита или ревизионную комиссию.

При проверке аудитором соблюдения законов и нормативных ак­тов он не несет ответственность за предотвращение несоблюдения законодательства. Тем-не менее проведение ежегодного аудита спо­собствует такому предотвращению. Однако при аудите возникает риск того, что некоторые существенные искажения в финансовой отчетности не будут выявлены. Риск увеличивается в том случае, если существенное искажение является причиной несоблюдения за­конодательства вследствие:

• наличия ряда нормативных актов, которые влияют главным образом на деятельность организации. Они не оказывают су­щественного влияния на финансовую отчетность и не учиты­ваются системами бухгалтерского учета и внутреннего кон­троля.

• сокрытия фактов несоблюдения законодательства. Например, руководство организации может совершить сговор, подлог до­кументов, умышленное неотражение в учете операций, умышленное искажение информации;

• наличия ограничений, присущих системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также применению тестиро­вания.

Для выявления фактов несоблюдения законодательства следует учитывать правила МСА 200 «Цель и общие принципы аудита фи­нансовой отчетности», а именно: при планировании и проведении аудита необходимо придерживаться принципа профессионального скептицизма. Аудитор может выявить события и операции, которые могли бы поставить под сомнение соблюдение субъектом законов и нормативных актов.

Аудитор при планировании аудита должен изучить все норма­тивные документы, имеющие отношение к организации и отрасли. Он должен также получить представление о соблюдении субъектом этих нормативных актов. Особое внимание следует обратить на за­коны и нормативные акты, которые могут оказать влияние на дея­тельность организации. В частности, их несоблюдение может при­вести к прекращению деятельности организации или поставить под сомнение непрерывность ее деятельности, например несоблюдение лицензионных требований или правил инвестирования.

Для общего понимания законов и нормативных актов аудитору необходимо:

• использовать информацию о деятельности организации и от­расли;

• узнать у руководства о политике и действиях организации, направленных на соблюдение законодательства;

• узнать у руководства о нормативных документах, которые могут оказать существенное влияние на деятельность организации;

• определить политику и действия руководства организации для выявления, оценки и отражения в учете судебных исков и санкций;

• обсудить законодательные требования с аудиторами дочерних фирм в других странах.

При проверке фактов несоблюдения законодательства применя­ются два типа аудиторских процедур:

• направленные на выявление несоблюдения законов и норма­тивных актов;

• применяемые при выявлении фактов несоблюдения законо­дательства.

Содержание аудиторских процедур приводится в табл. 4.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: