Занятия изобразительным искусством содействуют правильному восприятию слабовидящими обучающимися действительности, развитию наблюдательности, образного мышления, творческого воображения; способствуют привитию эстетического вкуса и приобщают к творческой деятельности.
Коррекционно-развивающие цели занятий изобразительным искусством с обучающимися по варианту 4.2:
· обучение слабовидящих детей целенаправленному обследованию предметов, наблюдению процессов и явлений окружающей действительности; выработать умение сравнивать предметы между собой, развить понимание формы, строения предметов;
· формирование основ построения реалистического рисунка; умений и навыков графического изображения предметов, процессов и явлений с натуры, по памяти, по представлению; развитие творческих способностей, воображения;
· обучение чтению изображений и соотнесению их с натурой;
· формирование навыков пользования рисунком при изучении различных учебных предметов, в техническом творчестве, при трудовом обучении и в практической деятельности;
· ознакомление обучающихся с зрительной депривацией с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры и прикладного искусства.
В процессе реализации данных целей, ставятся следующие задачи:
· развивать способность обучающихся слабовидящих школьников к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
· совершенствовать навыки рассматривания произведений изобразительного искусства с использованием бисенсорного (зрительного и осязательного) восприятия;
· выработать у слабовидящих обучающихся алгоритм рассматривания произведений изобразительного искусства,
· сформировать первичныезнания о мире искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
· сформировать элементарныеумения и навыки художественной деятельности;
· выработать у слабовидящих школьников практические умения в разных видах художественно-изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);
· воспитывать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
· развивать творческие способности;
· формировать личностные качества учащегося (настойчивость, терпение, стремление к познанию, доброжелательность).
· способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, путем вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
· способствовать развитию зрительного восприятия и его функций: анализ, синтез, цветовосприятие, целостность, предметность;
· развивать пространственные представления; совершенствовать навыки ориентировки в микро и макропространстве;
· способствовать развитию высших психических функций слабовидящих обучающихся – памяти, воображения, внимания;
· способствовать развитию познавательной деятельности слабовидящих младших школьников;
· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
· расширять кругозор обучающихся;
· развивать активный и пассивный словарь слабовидящих младших школьников.
Перечисленные задачи вызывают необходимость применения специальных методов обучения, направленных на ликвидацию в ходе обучения пробелов, отставаний, неравномерности развития различных сторон познавательной деятельности. Главное заключается в создании условий для восприятия учебного материала с учетом остроты и поля зрения, состояния бинокулярного, глубинного зрения, а также цветоразличительных функций.