Общая характеристика учебного предмета

Программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса, снятие нервно-психических перегрузок учащихся, что является немаловажным при обучении и воспитании слабовидящих детей.

Программа направлена на обеспечение равных возможностей и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Освоение музыкального материала по скорректированной программе способствует целенаправленному воздействию на слуховые рецепторы слабовидящего учащегося, развитию у него внутреннего слуха, тем самым, компенсируя нарушения зрения.

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания слабовидящих школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления слабовидящих детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления слабовидящих детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Музыка способствуют развитию познавательной активности слабовидящего ребенка, расширению границ познания. Дает возможность искать новые источники информации, новые формы взаимодействия с окружающей средой. Помогает установить контакт со взрослыми и сверстниками для обмена опытом, совместной работы.

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Каждый урок пения в школе начинается с распевания. Распевки учат детей правильно дышать во время пения, слушать себя и класс, петь красиво.

Потом основная часть — для младших классов это работа над песней. В песне важно понять ее смысл, она оставляет у детей впечатление радости или грусти, скорби. Через песню можно воспитать важные черты характера.

Параллельно учащихся знакомят с нотной грамотой. Осознанное пение по нотам развивает у ребенка музыкальный слух.

Прослушивание на уроках музыки позволяет познакомить детей с разнообразными музыкальными произведениями — по форме, характеру и жанру. В начальных классах детям дают понятие лишь о громкой или тихой музыке с быстрым или медленным темпом. Помимо этого происходит знакомство с регистром, высоким, низким и средним, а также с жанрами: маршем, полькой, вальсом, народной музыкой.

Со 2 класса дети обучаются игре на свирели. Позднее детей начинают знакомить с тембрами и названиями инструментов симфонического оркестра при помощи прослушивания разнообразных симфоний. У детей расширяется кругозор, их знакомят с жизнью и творчеством русских и зарубежных композиторов, они узнают о времени, в котором те жили, учатся слушать классическую музыку. Всестороннее музыкальное воспитание оказывает неоценимое воздействие на формирование личности ребенка, учит его слышать мир вокруг себя.

Основными формами обучения является урок. На уроках предусматривается использование различных наглядных средств обучения (музыкальные инструменты). На уроках музыки применяются следующие методы: наблюдение, практический, объяснительно-иллюстративный, информативный, частично-поисковый.

Распределение времени на прохождение программного материала даются ориентировочно.

Формы проведения занятий:

Безусловно, при организации занятий, со слабовидящими учащимися ведущей формой проведения занятий является фронтальное, но используются парные, групповые, индивидуальные формы проведения занятий. Занятия проводятся с учётом возрастных особенностей, имеющихся навыков самостоятельной познавательной деятельности и степенью готовности к работе в коллективе, паре, группе. Кроме этого в обучении должны учитываться наличие и характер сопутствующих заболеваний, состояние слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, эмоционально-волевой сферы.  

Таким образом, при организации занятий необходимо учитывать дошкольный опыт ребёнка в самостоятельной деятельности, представлять себе патологию зрения, состояние здоровья учащегося, уровень его физического и психического развития.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: