Или как провести волонтерский лагерь (отрывок)

 Роберт Латыпов

 

Нам есть, что рассказать и чем поделиться. И мы надеемся, что наш опыт окажется востребованным. Эти рекомендации адресованы, прежде всего, тем, кто планирует впервые взяться за проведение молодёжного волонтерского лагеря. Но, думается, полезными они будут и для тех, кто имеет опыт в этом деле.

Мы не ставили себе цель рассказать обо всём и сразу. Это сложно. Какие-то отдельные моменты в работе руководителя лагеря будут отмечены кратко, в виде тезисов. Надеемся на вашу творческую активность, способность вносить позитивные дополнения, разумные изменения и новшества.

О ГЛАВНОМ

Волонтёрский (добровольческий) лагерь - мероприятие, проводимое для решения одной-двух, реже - трёх социально значимых проблем на определённой территории, с чётко обозначенными целями, сроками, объёмами выполняемых работ, количеством участников.

Волонтёрский лагерь - это коллектив людей, добровольно объединившихся на короткий период для проведения той или иной общественно полезной деятельности. Этот коллектив действует по принципам самоорганизации и личной ответственности каждого участника. Иерархия, разделение обязанностей и функций здесь минимальны. Их необходимость вызвана, прежде всего, тем, чтобы деятельность лагеря была более эффективной, а жизнь участников - максимально комфортной, располагающей к взаимопониманию, глубокому общению, приобретению новых знаний и друзей, созданию неконфликтной среды.

Подготовка и проведение добровольческого лагеря - это труд, требующий профессионализма, компетентности, терпения, поиска, времени и отказа от быстрых результатов. Его проведение не должно быть самоцелью. Он необходим и востребован тогда, когда осознаны проблемы местного сообщества, той или иной социальной группы, которые лагерь реально поможет решить, когда ясно определены способы решения этих задач.

Как сами проблемы, так и путь, формы их решения могут быть различными. Это может быть та или иная помощь социально незащищенным слоям населения (пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам, беженцам) в форме каких-либо услуг (например, ремонт квартир или строительство детской площадки). Помощь может оказываться отдельным лицам, учреждению или организации (детскому дому, приюту, музею) и даже целому населённому пункту (например, помощь в благоустройстве мемориальных и парковых зон города). Лагерь может выполнять социальные заказы, соответствующим образом оформленные, как от местной власти, так и от учреждений, отдельных представителей общественности. В зависимости от направленности задач, выполняемых лагерем, он может называться «краеведческим», «экологическим», «социальной помощи» и т. д. Главное, чтобы фактором, который объединяет людей в этом лагере, был их бескорыстный труд вместе с пониманием его важности и необходимости. В этом особенность волонтёрского лагеря, в отличие от лагерей отдыха или других, специализированных (например, спортивных, просветительских).

Наш опыт проведения волонтёрских лагерей показывает, что помимо высокой мотивации его руководителей и участников успех зависит от уровня организации лагеря. Поэтому подготовку необходимо начинать задолго до самого мероприятия - от года до (и не менее!) трёх месяцев.

Традиционный волонтёрский лагерь Молодёжного «Мемориала» всегда включает в себя несколько важных программ:

· трудовую (ежедневная работа от 4 до 5 часов);

· просветительскую (не менее 2-3 экскурсий, проведение дискуссий, семинара по заранее объявленной тематике);

· культурную (встречи с известными людьми, представителями творческой интеллигенции);

· отдых участников.

В некоторых случаях к ним может быть добавлена туристическая программа, связанная с проведением двухдневных походов.

Приступая к этой работе, оцените собственные возможности и ресурсы, в том числе ваш практический опыт, общественные и личные связи, финансовые возможности. Это можно сделать либо в одиночку, если вы, конечно, опытный руководитель, либо проведя устный или письменный опрос среди своего коллектива (команды) с последующим обсуждением данного вопроса. Это так называемый внутренний мониторинг. Можно пригласить к работе экспертов. Ими могут стать сотрудники молодёжных организаций и учреждений. Главное, чтобы они имели опыт такой деятельности.

Оцените также необходимость, объёмы и пути привлечения дополнительных ресурсов. Как это сделать? Прямо на листочке бумаги напишите для себя, что вам нужно, сколько, зачем, а затем - кто реально вам сможет в этом помочь? И обязательно решите сразу, от чего вы можете отказаться, а от чего - нет.

Следует выделить главные направления в процессе подготовки лагеря. Первым из них может быть взаимодействие с местными органами власти, учреждениями и организациями, заинтересованными в его проведении. Иначе говоря, вы должны заняться поиском партнёров.

Второе направление - составление бюджета лагеря и поиск источников финансирования. Наверное, это самый болезненный вопрос. В практике многих организаций сначала ведётся поиск спонсоров и только потом планируется сам лагерь. Но мы думаем, что сегодня этот вопрос уже не так страшен для самой идеи проведения лагеря. Источники финансирования можно найти в городских, районных бюджетах (статьи расходов, направленные на организацию летнего детского отдыха), в целевых молодёжных программах местных администраций, в спонсорской помощи, в грантовых конкурсах, организуемых администрациями регионов, а также российскими и международными благотворительными фондами. Главное здесь, на наш взгляд, не упустить время и проявить настойчивость, терпение в написании многочисленных заявок, просьб и выдержку в ожидании положительных ответов. И у вас всё получится!

Третье направление - подбор участников лагеря. Обычно он осуществляется по таким характеристикам, как возраст, пол, образование, род занятий, профессиональная подготовка, опыт участия в подобных мероприятиях и прочее - в зависимости от рода и специфики лагеря. Международный и российский опыт показывает, что оптимальное количество участников одного лагеря не должно превышать 18-20 человек. По мнению психологов, именно такая группа имеет больше шансов на формирование хороших, позитивных отношений среди её членов, создание обстановки дружбы и доверия. А это, в свою очередь, влияет на эффективность лагеря в целом. При большем количестве участников существует угроза «расползания» коллектива на отдельные группы.

Следующее - подготовка фронта и объёмов работ. Это направление обязательно включает в себя предварительные совещания с заказчиком (партнёром) и при необходимости - предварительные командировки к месту предполагаемой деятельности лагеря. Наш опыт показывает, что такие поездки всегда приносят пользу, ибо позволяют лучше узнать местность, людей, оценить характер и масштабы предстоящей работы. В ходе поездок находятся новые партнёры, помощники, будущие участники лагеря.

Следует уделить внимание и подготовке будущих участников лагеря: организовать дополнительное обучение, провести ознакомительные беседы, тренинги, специальные профессиональные курсы. Это поможет улучшить качество работ, сэкономить силы и время в ходе проведения лагеря.

Если вы намереваетесь пригласить и подготовить участников из других городов, регионов, стран, то стоит разработать программу быстрого обучения и наметить её проведение в первые же дни лагеря.

Приобретение необходимого оборудования, инвентаря, продуктов питания осуществляется ответственным лицом, чаще всего - заместителем руководителя лагеря, в строгом соответствии с бюджетом мероприятия.

Таким образом, даже неполный перечень вопросов, которые нужно решить, чтобы провести полноценную смену волонтёрского лагеря, подтверждает: всё это осуществить сможет только КОМАНДА, коллектив единомышленников, внутри которого существует чёткое разделение обязанностей и, вместе с тем, гибкая система взаимозаменяемости.

Следовательно, ещё одним направлением работы должно стать создание этой команды. В нашей организации это достигается путём постоянного участия сотрудников и волонтёров в проведении тех или иных молодёжных проектов, акций, в которых проявляются способности и возможности каждого. Мы стремимся поддерживать атмосферу доверия и взаимного уважения, помогаем друг другу. Не последнюю роль играют обучающие семинары по развитию лидерских и командных качеств.

Команда может состоять не только из сотрудников вашей организации (учреждения). В неё могут входить ваши будущие и нынешние партнёры, добровольцы, в том числе и будущие участники лагеря. Не поленитесь и проведите с ними одну-две «командные» встречи. Здорово, если вам удастся провести занятия по технике «верёвочного курса» (тренингового курса на формирование команды) с приглашением опытного психолога.

И последнее. Волонтёрский лагерь - это самая благоприятная среда для развития идей добровольчества. Заложенные в нём идеи взаимопомощи, добра, атмосфера общежития, взаимоуважения обладают большим потенциалом. Поэтому не удивляйтесь, если после окончания лагеря запланированно или самопроизвольно возникнет идея продолжения волонтёрской деятельности. Организаторы вправе рассчитывать на то, что после замечательно проведённого лагеря вокруг них соберётся группа наиболее активных, стойких и целеустремлённых молодых людей, с которыми можно совершить ещё немало благих дел.

РАБОТА С ДОБРОВОЛЬЦАМИ

Для привлечения добровольцев в волонтёрский лагерь можно использовать несколько технологий. Во-первых, это так называемый «стихийный» набор: распространение брошюр или плакатов организации, использование служб объявлений (газеты, радио, ТВ, интернет), контакты с большими общественными ассоциациями. Во-вторых, набор может быть целенаправленным и включать информационные встречи в целевых аудиториях (студенчество, школьники). Набор по принципу «концентрических колец» подразумевает привлечение добровольцев из групп, которые уже как-то связаны с организацией. Наконец, вы можете прибегнуть к привлечению участников из ближайшего окружения. Это особенно эффективно для «замкнутых систем» - школа, клуб, двор, друзья и т. д.

Если вы планируете проведение молодёжного лагеря, то за добровольцами отправляйтесь в близлежащие школы, высшие учебные заведения и, конечно, в молодёжные некоммерческие организации. Объявление о лагере охотно распространят по своим каналам комитеты по молодёжной политике и образованию в вашем регионе. Весьма эффективна в последнее время электронная рассылка информационных писем среди НКО. При составлении объявления о наборе участников помните, что молодых людей увлекает яркая социальная реклама, шоу-программа, возможность побывать в интересном месте, в новом обществе и в новом для себя качестве.

Будет здорово, если вы подготовите информационный буклет для каждого добровольца. Этот буклет должен содержать сведения о вашей организации (учреждении), о целях и задачах лагеря, виды предлагаемых для добровольцев работ, привлекательные стороны лагеря, описание проблемы, которую он сможет решить или будет способствовать разрешению, сведения о предыдущих проектах или опыте работы в этом направлении. Обязательно должна быть информация, касающаяся требований к участникам лагеря, перечень необходимых вещей, которые им нужно иметь с собой.

Если средств на издание буклета нет, то заменой ему может стать специальный раздел на сайте вашей организации. По возможности дополните передаваемую информацию фото- и видеоматериалами во время индивидуальной или групповой беседы.

Необходимо всегда помнить о поощрении, «оплате» труда добровольца. Надо заранее продумать формы такой поддержки. Наиболее распространённой формой является возмещение волонтёрам необходимых расходов (проезд на транспорте до места расположения лагеря и обратно, питание в лагере, расходы на канцелярские и хозяйственные товары и проч.). Проще говоря, добровольцев берут в период лагеря на «полный пансион». Дополнительными формами поддержки должны стать организация досуга волонтёров (экскурсии, просветительские беседы, дискуссии, спортивные и познавательные игры и т. д.), дополнительное обучение (тренинг, семинар, специальный курс и др.), а для некоторых добровольцев - перспектива устройства на оплачиваемую должность в вашей организации.

По своему статусу вам, скорее всего, придётся поддерживать дисциплину и порядок в волонтёрском лагере. Поэтому нельзя не сказать и о мерах воздействия на тех, кто нарушает принятые в лагере правила поведения. Речь здесь, конечно, не идёт о наказаниях, унижающих достоинство человека. Скорее, о некоторых действиях морального свойства, имеющих целью вразумить, напомнить, объяснить. Делать это надо, разумеется, весьма корректно и с особой осторожностью, чтобы, во-первых, не возникло сомнение в том, что это совершается в интересах коллектива и самой идеи лагеря, а не из-за ваших личных пристрастий и, во-вторых, не имеет целью оскорбить или унизить человека.

Отношения в волонтёрском лагере - это очень специфические отношения. Здесь нельзя приказывать, нельзя «давить» на человека, нельзя заставить его делать то, что для него неприемлемо. Всегда надо помнить о том, что это коллектив добровольно собравшихся людей.

Мы бы порекомендовали уже на первом собрании волонтёров обсудить вопросы: Как быть с теми, кто нарушает правила общежития? Будут ли у нас вообще наказания? И, если да, то кто и как будет их налагать? Может быть, это будет не руководитель лагеря (т. е. один человек), а некий Совет или всё собрание лагеря?

Лучше всего, если воздействие на «нарушителей» будет происходить в форме игры. В таком случае и сама форма, и последствия наказания будут наименее болезненными как для самого человека, так и для коллектива, атмосферы в лагере в целом.

Создание нормального, здорового микроклимата в группе - сложная задача. И мы надеемся, что вы вместе со всеми участниками лагеря выработаете такие формы взаимодействия в коллективе, которые позволят не только решить «производственные» задачи лагеря, но и сохранить благородство, чистоту и прозрачность ваших отношений.

Кстати, «старички» могут быть весьма полезны в период подготовки лагеря, а также в его первые дни, что мы с успехом и используем в своей работе. Они передают свой опыт и традиции лагеря новому поколению волонтёров. При этом мы всегда стараемся набирать в лагеря побольше новых людей. Обычное соотношение «старичков» и «новичков» в лагерных сменах «Мемориала» примерно 30 на 70 % в пользу последних.

Стоит заметить, что до 10% участников наших волонтёрских лагерей и экспедиций составляют иностранные волонтёры. Это - один из привлекательных, проверенных на опыте стимулов к участию молодых людей в наших летних мероприятиях.

В период подготовки мероприятия и набора волонтёров:

· предоставьте им как можно более полную информацию о целях и задачах лагеря, о характере и специфике трудовой деятельности, о месте проведения лагеря, о требованиях, предъявляемых к волонтёрам, о руководителях лагеря и организации;

· при разработке проекта программы лагеря учитывайте интересы (мотивацию) добровольцев;

· познакомьтесь с опытом и традициями других смен лагеря;

· проанализируйте с руководителями прошлых смен допущенные ошибки в подготовке лагеря, наиболее запомнившиеся конфликты между участниками и пути их решения;

· обсудите со своей командой и партнёрами сроки и время отдыха для участников лагеря;

· постарайтесь решить все вопросы и споры с партнёрами до лагеря. В случае, если они всё же возникли, решайте их без участия и привлечения волонтёров.

 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

После прочтения этой брошюры наверняка у некоторых из читателей возникнет мысль: стоит ли браться за такое трудное дело, каким является волонтёрский лагерь. Ведь сколько нужно сделать, обдумать, согласовать, собрать, купить и предусмотреть! Сколько ответственности! И всё для каких-то двух-трёх недель! Стоит, друзья. Поверьте - стоит!

Тот, кто когда-нибудь проводил волонтёрский лагерь и проводил его успешно, подтвердит, насколько это здорово! Во многом благодаря вашему энтузиазму группа людей, часто незнакомых, разных и непохожих друг на друга, за считанные дни становятся Друзьями, Коллегами, Единомышленниками. За считанные дни они способны, что называется, «свернуть горы». Такие горы, что не под силу и профессионалам. За время лагерной смены на ваших глазах произойдёт настоящее становление характеров, гражданской позиции. Нигде так, как в волонтёрском лагере, ребята не учатся понимать и уважать права и свободы других, чувствовать чужую боль, сопереживать, испытывать потребность быть полезным и понимаемым. А это дорогого стоит!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: