Тема 5.2 Финансово-кредитное обеспечение предпринимательства

Имеются следующие типы финансирования производственной и ком­мерческой деятельности предприятий:

Самофинансирование — покрытие текущих и долговременных затрат, связанных с расширенным воспроизводством и формиро­ванием общественных фондов потребления за счет собственных средств предприятий.

Банковское и коммерческое кредитование включает краткосроч­ное и долгосрочное. Краткосрочное кредитование дает возмож­ность предприятиям пополнить оборотные средства, используе­мые ими для создания необходимых запасов сырья, материалов и топлива, незавершенного производства, запасных частей и т. д. Долгосрочное кредитование используется для долговременной инвестиционной деятельности.

Акционирование в условиях рынка имеет большое значение для развития предприятий. Акционерный капитал высвобождает из оборота вложенные ранее государственные средства.

Бюджетное финансирование применяется в основном для структур­ной перестройки отраслей народного хозяйства и решения социально зна­чимых программ.

В последнее время все шире используются неденежные типы финан­сирования — факторинг, франчайзинг, траст, лизинг.

Факторинг — разновидность торгово-комиссионной операции, которая сочетается с кредитованием оборотного капитала клиента, оплатой неопла­ченных требований, возникающих между хозяйственными субъектами в про­цессе реализации товаров (услуг). Сегодня это универсальная система финан­сового обслуживания, которая включает следующие виды: информационное, юридическое, бухгалтерское, сбытовое, финансовое обслуживание. Клиент сохраняет практически лишь производственные функции.

Классический факторинг предполагает наличие коммерческого кре­дита, предоставляемого в товарной форме покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары, или применение расчетно-кредитных отно­шений между продавцом и покупателем в форме открытого счета (про­давец отгружает товар покупателю, направляет в его адрес товарораспре­делительные документы, относя сумму задолженности в дебет счета, от­крытого им на имя покупателя). В этих условиях отношения между про­давцом и покупателем являются рискованными для одной или обеих сто­рон. Этот риск берет на себя факторинговая компания.

Применение факторингового обслуживания наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые имеют перспективы увеличения объемов производства и сталкиваются с проблемой нехватки денежных средств (временно) в связи с непогашением долгов дебиторами, недостаточным уровнем прибыли и трудностями, связанными с производственной деятельностью. Факторинг ускоряет оборачиваемость средств в расчетах, что особенно важно для таких предприятий.

Франчайзинг — порядок распределения и реализации продукции (работ, услуг), при котором предприятие любой формы собственности функционирует под торговой маркой и с поддержкой головного предпри­ятия, продающего права на реализацию своей продукции. Это предпри­ятие (франчайзер) обеспечивает постоянный контроль за работой субъек­тов хозяйствования для достижения последними оптимальной эффектив­ности, проводит обучение их кадров. Предприятиям обеспечивается защи­та их прав действовать на данной территории, и при этом никакое другое предприятие в системе данной франчайзы не получает права работать на этой территории. Франчайзинг имеет следующие недостатки: значитель­ный первоначальный капитал; ограничение территории, закрепленной за предприятием франчайзером; запрет на продажу товаров (работ, услуг), не оговоренных в контракте; отчисления средств на рекламу по усмотрению франчайзера независимо от того, выгодно это или нет; постоянная выпла­та фиксированных текущих платежей и отчислений от прибыли франчайзеру. Преимущества франчайзинга: предприятия, заключившие контракт (договор) с франчайзером в сфере услуг, имеют больший доход на вло­женный капитал, чем предприятия, производящие продукцию; минимальные средства при организации предприятия в рамках франчайзинга приносят больший доход на вложенный капитал. В основном это реализуется на первом году работы, так как необходимость в начальных затратах уже пропала; есть вероятность получения более высокой прибыли, чем у предприятия вне франчайзинга.

Траст — определенное имущество, переданное банку под контроль и управление на специально оговоренных условиях.

Трастовые услуги в сфере банковской деятельности и финансовых компаний — это доверительные отношения между сторонами, одна из которых берет на себя ответственность за распоряжение собственностью (имуществом, деньгами и иными правами) другой в пользу кого-либо.

Лизинг — отношения между юридическими лицами по поводу пере­дачи в аренду средств труда, финансирования, приобретения движимого и недвижимого имущества на определенный срок. Объектом лизинга явля­ется любое движимое (машины, оборудование, транспортные средства, вычислительная и другая техника и т. д.) и недвижимое (здания, сооруже­ния и т. д.) имущество, относящееся к основным фондам (капиталу), яв­ляющееся предметом купли-продажи.

Субъекты лизинга — это лизингодатель и лизингополучатель (пользователь). Лизингодатель — субъект хозяйствования, собственник объекта лизинга, представляющий его в аренду. Лизингополучатель дого­варивается с лизингодателем об аренде и наделяется правом владения, пользования и распоряжения объектом лизинга в пределах, установленных договором лизинга.

Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (с изм. и доп. от 12 июля 2013 г. № 57-З) определен порядок и условия финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Так, в частности, в ст. 10 указано:

«Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с законодательством за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Государственная финансовая поддержка за счет средств, предусмотренных программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – государственная финансовая поддержка), оказывается субъектам малого предпринимательства Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей путем предоставления:

- финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;

- имущества на условиях лизинга (финансовой аренды);

- гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь в соответствии с частью четвертой настоящей статьи.

Государственная финансовая поддержка оказывается субъектам малого предпринимательства областными и Минским городским исполнительными комитетами путем предоставления:

- финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;

- субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами;

- субсидий для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам лизинга (финансовой аренды) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя;

- субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией.

Государственная финансовая поддержка оказывается субъектам малого предпринимательства банками Республики Беларусь путем предоставления льготных кредитов за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков.

Государственная финансовая поддержка оказывается субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства путем предоставления областными и Минским городским исполнительными комитетами субсидий для:

- приобретения необходимого имущества, реконструкции, ремонта здания (части здания) в целях реализации задач по поддержке и развитию субъектов малого предпринимательства;

- возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией;

- компенсации расходов на проведение мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства (конференции, маркетинговые исследования), обучающих курсов.

Государственная финансовая поддержка также оказывается путем финансирования мероприятий программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, направленных на популяризацию и стимулирование развития предпринимательской деятельности (проведение конкурсов, издание методических пособий, развитие информационных ресурсов и другие мероприятия) и не относящихся к государственной финансовой поддержке, указанной в частях второй–пятой настоящей статьи.

В ст. 11 определены условия оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства. Государственная финансовая поддержка предоставляется субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе, за исключением случаев, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Если законодательными актами не установлено иное, государственная финансовая поддержка не может оказываться субъектам малого предпринимательства:

- средняя численность работников которых за календарный год на дату обращения за оказанием такой поддержки превышает значения, установленные абзацами третьим и четвертым части первой статьи 3 настоящего Закона;

- объем выручки которых от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за календарный год превышает предельные значения, установленные Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;

- в уставном фонде которых доля участия Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, иностранных юридических лиц и иностранных граждан, религиозных организаций, общественных объединений, союзов (ассоциаций), фондов, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, превышает 25 процентов (за исключением субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства);

- являющимся банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

- являющимся участниками концессионных договоров (соглашений) о разделе продукции, заключенных с иностранными инвесторами в порядке, определенном законодательством;

- осуществляющим деятельность в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, электронных интерактивных игр, производство и реализацию подакцизных товаров, добычу полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Государственная финансовая поддержка также не оказывается субъекту малого предпринимательства в случае, если:

- данный субъект находится в процессе реорганизации, ликвидации (прекращения деятельности), экономической несостоятельности (банкротства);

- им не представлены предусмотренные законодательными актами документы, необходимые для оказания государственной финансовой поддержки, или при наличии в представленных документах недостоверных сведений;

- ранее в отношении этого субъекта было принято решение об оказании аналогичного вида государственной финансовой поддержки и срок ее оказания не истек;

- со дня нарушения данным субъектом условий оказания государственной финансовой поддержки не прошло три года;

- у него имеется задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды;

- у этого субъекта имеются убытки по итогам прошедшего календарного года.

Субъекты малого предпринимательства при обращении за оказанием государственной финансовой поддержки представляют соответствующим государственным органам и иным организациям, оказывающим такую поддержку, сведения о средней численности работников (для юридических лиц) и объеме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за календарный год, предшествующий году обращения, заверенные подписью руководителя и печатью юридического лица или подписью индивидуального предпринимателя и печатью при ее наличии.

Однако практически все малые предприятия сталкиваются с проблемой финансирования. По статистике, из десяти малых предприятий в Республике Беларусь, обращающихся за кредитом, деньги получает лишь одно. Почти все банки выдвигают условие: предприятие должно не только просуществовать не менее года, но и показать прибыль. Сегодня банковские кредиты выступают источником финансовых средств для начала бизнеса только в 9 % случаев. Конечно, нынешняя ситуация на рынке кредитования в корне отличается от той, кото-рая была 8–10 лет назад, когда стоимость займов для малого и среднего бизнеса доходила до 200 % годовых. Но если крупный бизнес в Беларуси может получить рублевые кредиты под 8–12 %, то для малых предприятий реальные ставки начинаются с 16 %, но и это большая редкость. Как правило, малые предприятия могут рассчитывать на 20–26% годовых (для индивидуальных предпринимателей – 29,7%), и то лишь при наличии ликвидного залога или надежных поручителей.

В Республике Беларусь также предпринимаются попытки поднять на принципиально новый уровень проблему кредитования малого бизнеса. Так, в настоящий момент Нацбанк Республики Беларусь и ПРООН (Программа развития ООН) приступили к реализации совместного проекта по развитию микрофинансирования в Беларуси. По сути, под этим термином понимают все финансовые услуги для малого бизнеса — от микрострахования рисков до микролизинга. Как было отмечено выше, в соответствии с региональными программами государственной поддержки малого предпринимательства вбюджетах областей и г. Минска предусматриваются средства на финансово-кредитную поддержку инвестиционных проектов. Она должна оказываться навозвратной и платной основе, атакже через частичную компенсацию малым предприятиям ииндивидуальным предпринимателям процентов покредитам и лизинговых платежей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: