Судебные прецеденты в конституционном праве РФ

Судебный прецедент – такое новое решение суда по новому вопросу, которое становится образцом обязательным для последующего применения всеми судами равной и нижестоящей юрисдикции при рассмотрении аналогичных дел.

 

Юридический прецедент – новое юридическое решение, которое вносит новый порядок.

Правовой прецедент – не юридический характер.

 

Административный прецедент – новое решение органа исполнительной власти.

Долгие десятилетия в РФ не применялись прецеденты (В РФ была кодексная ПС). Последнее десятилетие ситуация меняется, происходит взаимопроникновение кодексных и прецедентных ПС. Инициатива: КПР.

 

Прецеденты – решения КС РФ (ст. 125 К РФ). В общем смысле, решения КС РФ шире, чем судебные прецеденты, но в частности они являются судебными прецедентами.

 

Постановления Конституционного суда РФ - источники КПР в рамках судебного правового регулирования.

 

Такие прецеденты вытекают из конкретных жалоб граждан по делам, касающимся конституционных прав и свобод человека и гражданина.

В ГК и ГПК в разделе о судебном прецеденте закреплена возможность использования (применения) судебных прецедентов, но отсутствует обязательность. Так что сейчас эта система только выстраивается. Решения КС и Уставных судов субъектов РФ (нет четкого соответствия Уставных судов и регионных судов).

Нормативные договоры как источники конституционного права РФ.

Федеративные договоры –              ч. 3 ст. 11 К РФ          ;             ст. 78 К РФ

 

Договор - заключается в добровольном порядке между равными субъектами, содержит в себе нормы права, затрагивающие неопределенный круг субъектов.

 

1.Международные договоры с участием РФ (пример: конвенция о правах ребенка; конвенция по правам человека)

Все, что затрагивает конституционные отношения личности и государства, общества и государства и т.д (носят национальный характер)

1 марта 1992 года - федеративный договор (носит национальный характер), договоры между субъектами РФ, субъектами и РФ – носят национальный характер и являются источниками конституционного права.

 

2.Религиозные акты (существуют в некоторых странах (пример: Исламские государства (каран)) регулируют конституционно-правовые отношения)

 

3.Политико-правовые декларации (пример: Всеобщая декларация прав человека; декларация о принципах международного права, принятая Ген. Ассамблеей ООН; декларация о гос. суверенитете РСФСР, принятая 1 съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1992 года.

Законодательный процесс в Российской Федерации.

Законодательный процесс в РФ - согласованная деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по разработке, принятию и обеспечению вступления в силу законов в Российской Федерации.

 

Этапы законодательного процесса (по другому-стадии законодательного процесса):

1. Законодательная инициатива - официальное внесение в установленную Палату Парламента управомоченным субъектом конституционного права законопроекта в установленной форме.

2. Обсуждение (подготовка законопроекта) внесенного в порядке законодательной инициативы или же позднее разработанного законопроекта.

· Предварительное (неофициальное) - как правило, с привлечением широкого круга заинтересованных лиц, экспертов, представителей соответствующих государственных и общественных организаций. Предварительное обсуждение проектов законов весьма важно для повышения качества как конкретного закона, так и всего законодательного процесса. На этом этапе представленный проект закона проходит всестороннюю юридическую, экономическую, социально-политическую и иную экспертизу.

· Официальное обсуждение законопроектов обычно осуществляется на двух уровнях - на уровне парламентских комиссий, комитетов и подкомитетов, а также на уровне парламентских палат. Регулируется процесс прохождения обсуждения с помощью специальных положений и регламентов.

 

3. Важной стадией законодательного процесса является принятие (государственная дума) и утверждение (правительство) закона.

· Принятие закона происходит в высшем законодательном органе государства.

· Утверждение (подписание) осуществляется главой государства.

 

4. Заключительная стадия законодательного процесса - обнародование принятого закона. Назначение этой стадии состоит в доведении до сведения населения информации осодержании принятого закона.

 

· Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего

сведения путем его опубликования в официальном издании. Обнародование осуществляется

от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим

данный акт.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: