Соотношение эмпирического и теоретического в исследовании конфликтов

 

 

Г лава 5. Принципы исследования конфликтов ____________________________43

Нарушение оптимального соотношения теории, эксперимента и практики в про­цессе конфликтологического исследования приводит к снижению результатив­ности работы конфликтолога.

Исследование конфликта с точки зрения соотношения его теоретического и эмпи­рического компонентов может быть построено в соответствии с двумя стратегиями.

Эмпирическая база исследования является фундаментом, от качества которо­го зависит устойчивость теоретических обобщений к серьезным испытаниям практикой. Для оправдания этого может предлагаться много убедительных аргу­ментов. Однако в их основе лежит вполне естественное стремление минимизиро­вать усилия по достижению цели. Конфликтологу необходимо уметь противосто­ять этим, часто неосознанным, стремлениям.

Трудоемкость исследований, проводимых в соответствии со стратегией 2, во много раз больше, чем тех, в основе которых лежит стратегия 1.

Практическая ценность теоретических обобщений и рекомендаций, полученных на солидной эмпирической базе, заметно выше, чем ценность выводов, в основе которых лежит только личный опыт исследователя, дополненный небольшим ко­личеством других эмпирических данных, а также информацией, почерпнутой из книг и статей, посвященных исследуемому конфликту.

Развивать понятия, строить сложные теоретические конструкции, организовы­вать мысленные эксперименты, конечно, гораздо легче, чем проводить эмпири­ческие исследования. Поэтому объективно теоретический компонент как конфлик­тологического исследования, так и любого другого имеет тенденцию к доминированию над экспериментом и практикой.

Важной проблемой конфликтологического исследования является логика вза­имосвязи теории, эксперимента и практики в процессе изучения конфликтов.

На каждом из трех уровней развития (описательном, объяснительном, управ­ленческом) конфликтология прибегает к построению содержательных моделей трех типов:

1)        теоретических (концептуальных) — КМ;

2)         процедурных (методов науки) — ПМ;

3)        эмпирических (достоверное эмпирическое знание) — ЭМ.

Модели всех трех типов должны быть тесно связаны между собой. Практиче­ски невозможно строить концептуальные модели без обоснованных процедурных и эмпирических моделей. Знания, полученные умозрительным образом, облада­ют меньшей ценностью по сравнению со знаниями, соответствие которых на прак­тике доказано. В процессе анализа конфликтов конфликтолог должен постоянно обращаться к практике, оценивать полученные предварительные результаты с точки зрения их соответствия реальному положению дел, совершенствовать ме­тодику анализа и дорабатывать выдвинутые гипотезы в соответствии с новой ин­формацией, которую он получает в ходе самого процесса изучения.

Особое место практики в процессе познания связано с тем, что она является источником наших знаний, поскольку все проблемы, нуждающиеся в разрешении, а следовательно, и в познании, конфликтолог находит в практике реальной жиз­ни. Практика выступает критерием истинности полученных знаний, а также ко­нечным результатом познания.

Глава 6. Системная концепция конфликтов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: