Возможности снижения агрессии в конфликте (по М. С. Миримановой)

 

 

Глава 24. Стресс и предупреждение конфликта                                                                     219

 

Агрессию определяют как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб или вызывающее психоло­гический дискомфорт. Агрессивное поведение — одна из форм реагирования оп­понентов на конфликтную ситуацию. Вызывая для вовлеченных в нее лиц дест­руктивные последствия, она требует выработки адекватных мер противостояния.

Можно выделить следующие способы снижения агрессии в конфликте как соб­ственной, так и оппонента (М. С. Мириманова).

Пассивный способ предполагает возможность кому-то поплакаться, выгово­риться. Слезы облегчают страдания, снимают внутреннее напряжение.

Активный способ состоит в двигательной активности человека. Адреналин — спутник агрессии — сгорает от физической нагрузки.

Логический способ годится только для людей сугубо рациональных, жела­ющих докопаться до сути, что позволяет посмотреть на ситуацию со стороны.

Человек использует три основных способа ответа на агрессию.

1. Ответная атака — аналогичный ответ на реплики оппонента, что момен­тально создает порочный круг вербальной агрессии, служит доказатель­ством достижения агрессором своей цели — привлечение внимания жерт­вы и самоутверждение за ее счет.

2. Логически обоснованный спор — попытка убедить оппонента путем иод-крепления своей точки зрения доказанными или общепризнанными фак­тами. У жертвы появляется небольшой шанс остановить агрессию, если агрессор действительно хочет понять суть.

3. Просьбы и мольбы в большинстве случаев приводят к обратному результа­ту — поощрению агрессора, сигнализируя ему о том, что он добился своей цели.

М. С. Мириманова предлагает несколько приемов, которые помогают не про­сто противодействовать агрессии в трудной ситуации, а пытаться влиять на аг­рессивность оппонента.

1. Разрядка вопроса (снятие остроты): «Вопрос поставлен так, что в нем содер­жится еще несколько вопросов», «Надо, очевидно, выделить, какой из них нужно считать самым главным...» и т. п.

2. Перевод вопроса на другой предмет: «Вопрос поставлен так, что на него труд­но дать однозначный ответ. Для того чтобы ответить на него, нужно обра­титься к другому вопросу». Далее идет обстоятельный разговор, уводящий в сторону от заданного вопроса.

3.   Снижение значимости вопроса: «Было бы неверно ставить вопрос именно так», «Вероятно, данный вопрос не совсем корректен по форме» и т. п.

4. Затягивание времени ответа на вопрос (поиск времени на обдумывание): «С ходу ответить на этот вопрос трудно. Нужно в нем разобраться».

5. Придание вопросу явно бессмысленного характера: «Стоит ли разбираться в этом вопросе? Ответ и так очевиден».

Чем выше уровень конфликтоустойчивости и конфликтологической компетент­ности, тем лучше человек способен справиться с эскалацией конфликта.

 

 

Раздел 6

 

 

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ

Глава 25. Завершение конфликтов: критерии, формы, факторы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: