Условия разрешения конфликтов

 

Глава 25. Завершение конфликтов: критерии, формы, факторы                                            227

 

Большинство условий успешного разрешения конфликтов носит психологи­ческий характер, так как отражает особенности поведения и взаимодействия оп­понентов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Рассмотрим некоторые из них.

Прекращение конфликтного взаимодействия — первое и очевидное условие нача­ла разрешения любого конфликта. До тех пор, пока предпринимаются какие-то меры с одной или с обеих сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции оппонента с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.

Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения оппонентов является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и ин­тересов, так и целей и интересов другой стороны. Оно выражается в отрицатель­ном мнении об оппоненте и в негативных эмоциях по отношению к нему. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента.

Снизить интенсивность негативных эмоций переживаемых по отношению к оп­поненту. При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отно­шение сторон друг к другу. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необхо­димо смягчить это негативное отношение.

Перестать видеть в оппоненте врага, противника, понять, что проблему лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует: критический анализ соб­ственной позиции и действий, понимание интересов другого, выделение конст­руктивного начала в поведении или даже в намерениях оппонента. Раскрывая со­держание этих позиций, можно заметить, что признание собственных ошибок снижает негативное восприятие оппонента; понимание не означает принятия или оправдания, скорее это расширяет представление об оппоненте, делает его более объективным и, наконец, не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп, в каждом есть что-то положительное, на это и необ­ходимо опереться при разрешении конфликта.

Важно уменьшить негативные эмоции противоположной стороны. Среди при­емов выделяют такие, как положительная оценка некоторых действий оппонен­та, готовность идти на сближение позиций, обращение к третьей стороне, которая авторитетна для оппонента, критичное отношение к самому себе, уравновешен­ное собственное поведение и др.

Объективное обсуждение проблемы, выяснение сути конфликта, умение сторон видеть главное способствуют успешному поиску решения противоречия. Акцен­тирование внимания на второстепенных вопросах, забота только о своих интере­сах снижают шансы конструктивного решения проблемы.

Когда стороны объединяют усилия по завершению конфликта, необходим учет статусов (должностного положения) друг друга. Сторона, занимающая подчи­ненное положение или имеющая статус младшего, должна осознавать пределы уступок, которые может себе позволить ее оппонент. Слишком радикальные тре­бования могут спровоцировать сильную сторону на возврат к конфликтному противоборству.

Еще одно немаловажное условие — выбор оптимальной стратегии разрешения, соответствующей конкретной ситуации.

 

228 _______________________________________________ Раздел 6. Разрешение конфликтов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: