Типы политических культур

Политические культуры Система вообще как объект Объекты “на входе” системы Объекты “на выходе” системы Отношение к себе как к объекту
Патриархальная 0 0 0 0
Подданническая 1 0 1 0
Участия 1 1 1 1

 

Патриархальная политическая культура (или политическая культура местных общин). Если эти четыре типа повторяющихся ориентации относительно специализированных политических объ­ектов не выделяются (отсутствуют) и мы обозначаем их нулями, то такую политическую культуру мы называем патриархальной. Политические культуры африканских племен и автономных мест­ных общин... подпадают под эту категорию. В этих обществах нет специализированных политических ролей. Лидеры, вожди, шаманы - это смешанные политико-экономико-религиозные роли. Для чле­нов таких обществ политические ориентации относительно этих ролей неотделимы от религиозных или социальных ориентации. Патриархальные ориентации также включают в себя относитель­ное отсутствие ожиданий перемен, инициируемых политической системой. Члены патриархальных культур ничего не ожидают от политической системы... Даже крупномасштабные и более диффе­ренцированные политические системы могут иметь в основе пат­риархальную культуру. Но относительно чистый патриархализм более вероятен в простых традиционалистических системах, где политическая специализация минимальна...

Подданническая политическая культура. Второй важный тип политических культур, показанных в таблице 1-2, - это подданни­ческая культура. В ней существуют устойчивые ориентации отно­-


сительно дифференцированной политической системы и относи­тельно того, что система дает “на выходе”, но ориентации относи­тельно специфических объектов “на входе” системы и относи­тельно себя как активного участника очень слабы. Субъект такой системы (подданный) осознает существование правительственной власти и чувственно ориентирован на нее, возможно гордясь ею, возможно не любя ее и оценивая ее как законную или нет. Но отношение к системе вообще и к тому, что она дает “на выхо­де”, т. е. к административной стороне политической системы или “нисходящему потоку”, это отношение в основе своей пассивное, это ограниченная форма знания и участия, которая соответствует подданнической культуре. Мы говорим о чистых подданнических ориентациях, которые наиболее вероятны в обществах, где нет сформировавшихся и дифференцированных от других элементов системы структур “на входе”. Подданнические ориентации в поли­тической системе, имеющей развитые демократические институты, скорее будут аффективными и нормативными, чем когнитивными...

Политическая культура участия. Третий основной принцип политических культур - культура участия - такая культура, в кото­рой члены общества определенно ориентированы на систему во­обще, а также как на политические, так и на административные структуры и процессы, другими словами, как на “входной”, так и на “выходной” аспекты политической системы- Индивидуальные члены такой политической системы могут быть благоприятно или неблагоприятно ориентированы на различные классы политиче­ских объектов. Они склоняются к тому, чтобы ориентироваться на “активную” собственную роль в политике, хотя их чувства и оцен­ки таких ролей могут варьироваться от принятия до отрицания.


Антология мировой политической мысли.

В 5 т. Т. II. Зарубежная политическая мысль, XX в... М., 1997. С. 594-599.


Г.А. Алмонд, С. Верба*



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: