Вщ особистої залежності

(1246 р.)

В ім'я святої і нероздільної тройці. Амінь. Людовік, з ласки божої ко­роль франків. Хай знають усі, хто побачить цю грамоту, — теперішні і май­бутні, що оскільки всі згадані нижче чоловіки і жінки селища нашого, яке називається Villa nova Regis, біля Парижа, особисто залежні від нас і кріпа­ки, ми, пройняті благочестям і милосердям, їх та спадкоємців їхніх — тепе­рішніх і майбутніх... навіки наділили даром свободи, із стягненням, проте, і залишенням для нас і для спадкоємців наших інших належних нам по зако­ну платежів, що їх раніше вони винні були нам і за звичаєм сплачували. Постановляємо, проте, і волимо, що коли хтось з названих відпущених на волю або з їх потомків колись одружиться з особою кріпосного стану, тим самим буде повернений до колишньої несвободи, і все його майно перейде в наші руки... А прізвища їх такі: [названо понад 300 прізвищ чоловіків і жінок].

Хрестоматія з історії середніх віків / За ред. М. П. Граціанського і С. Д. Сказкіна.Т. II. —. К, 1952.С 42.


 


124


125


Кутюми Бовезі (близько 1283 р.)

(Витяги)

ГЛАВА 1 О ДОЛЖНОСТИ БАЛЬИ

47. Ни один преступник, каковы бы ни были его преступления, до тех пор, пока они не доказаны и не достаточно известны, не должен быть при­говорен к смерти. Прежде следует спросить бальи, хочет ли он дожидаться законных доказательств, и, если он этого не хочет, пусть держит его (прес­тупника) в тюрьме, так как его плохая репутация свидетельствует против него.

ГЛАВА 2 О ВЫЗОВЕ В СУД

58. Если сеньор хочет вызвать в суд дворянина, сидящего на его фьефе
(феоде), он должен взять двух людей являющимися пэрами (равными) тому,
кого он хочет вызвать... И тогда он должен им сказать, чтобы они пошли и
вызвали в суд этого человека и чтобы они сопровождали его в надлежащее
место, а также должен им поручить, чтобы они ему сказали, по какой причи­
не он вызван в суд. И тогда, когда следует вызывать в суд, вызов должен
быть сделан по меньшей мере за 15 дней.

59. Тот, кто вызывается в суд, должен рассмотреть, как и почему его
вызывают... Человек может 3 раза отложить суд на 1,5 месяца (3 раза по
2 недели) и в четвертый раз не явиться в течение 2 недель по извещению.
И если сеньор захватит его фьеф за то, что он не мог оправдаться, так как за­
явил, что придет в суд лишь через 15 дней, то он должен будет ему вернуть
его целиком, по требованию, если он сможет ответить по всем обвинениям,
которые ему будут предъявлены.

ГЛАВА 30 О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

823. Самое главное для всех тех, кто вершит правосудие, — это умение различать проступки, каковы они — велики или малы, и знание того, какого наказания они заслуживают. Ибо так же, как и не одинаковы проступки, не одинаковы и наказания. Есть такие преступления, которые должны караться смертью как подлежащие королевской юрисдикции, независимо от того, ка­ким путем злоумышленник их совершил. Другие же преступления должны быть наказаны долголетним тюремным заключением с конфискацией имуше-

126


ства, но не одинаково во всех случаях, а в той степени, в какой это требуется. Третьи же преступления должны быть наказаны конфискацией имущества без смертной казни, без увечья и без тюремного заключения; (для наказания преступников, их совершивших) достаточно штрафа, так как они не равны тем, о которых мы говорили выше. Мера наказания должна зависеть от про­ступка, а также от того, кто его совершил и кому нанесен ущерб...

825. Убийство состоит в том, что один (человек) умышленно убивает или заставляет кого-нибудь убить другого человека во время между захо­дом и восходом солнца, причем убийство это совершается наверняка.

828. Убийством называется и тот случай, когда кто-либо убивает дру­гого (человека) в пылу спора: возникает ссора, во время ссоры произносятся безобразные слова, после безобразных слов возникает драка, кончающаяся часто смертью одного из спорящих.

831. Тот, кто поджег дом, должен быть повешен, и его имущество долж­
но быть конфисковано...

832. Тот, кто украдет чужие вещи, должен быть повешен, и его имуще­
ство должно быть конфисковано...

833. Тот, кто заблуждается в вере, не верит и не хочет вернуться на ис­
тинный путь... должен быть сожжен и лишен всего имущества...

ГЛАВА 34 О СУВЕРЕНЕ

1043. Во всех местах, где король не называется, мы подразумеваем тех, кто держит баронию, так как каждый барон является сувереном в своей баронии. Следует понимать, что король является сувереном над всеми и на основании своего права охраняет все свое королевство, в силу чего он мо­жет создавать всякие учреждения, какие ему угодно для общей пользы, и то, что он устанавливает, должно соблюдаться. И нет над ним никого, столь ве­ликого, чтобы он мог прийти в его двор (творить суд) о правонарушениях или по жалобам на неправильное решение по всем делам, которые касаются короля. И так как он является сувереном, стоящим выше всех, мы его назы­ваем лишь тогда, когда мы говорим о каком-либо суверенном праве, кото­рое ему принадлежит лично.

ГЛАВА 39

О ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ, ФАЛЬШИВЫХ СВИДЕТЕЛЯХ и т. д.

1146. По нашему мнению, согласно нашим обычаям, имеется восемь видов доказательств. И первый вид состоит в том, что кто-либо признает то, что от него требуют, соглашается исполнить требуемое либо без всякого от-

127


каза, либо после некоторого отрицания факта. Это доказательство наилуч­шее, наиболее простое и наименее дорогостоящее из всех.

1149. 4-й вид доказательства — доказательство при помощи свидетелей. К нему прибегают в тех случаях, когда отрицается какой-то факт, и проситель предлагает его подтвердить при помощи свидетелей. Для этого доказательства необходимы по крайней мере два законных свидетеля, которые отвечали бы после принесения присяги на предложенные вопросы одинаково.

1156. 8-й вид доказательства — доказательство при помощи презумп­ции. Этот вид доказательства может иметь множество способов, так как од­ни могут представить дело так ясно, что оно становится доказанным при по­мощи предположения, а другие — столь сомнительно, что злодеяние никак не доказывается.

ГЛАВА 45 ОБ ОТКАЗАХ, СЕРВИТУТ АХ и т. д.

1438. Личная крепостная зависимость создавалась многими путями. Во-первых, вследствие того, что в старину, когда вызывали своих поддан­ных на войну.., тех, кои без уважительной причины оставались (дома), обра­щали навеки в крепостных вместе с их потомством... Во-вторых, вследствие того, что, побуждаемые великим благочестием, многие отдавали себя и по­томков своих и имущество свое святым,...облагая себя повинностями по своей (доброй) воле. И повинности, с них поступавшие, управляющие цер­ковными имуществами заносили в списки.., а потом из дня в день ухищря­лись взимать с них больше и больше... В конце концов то, что было сделано по доброй воле и изменения своей властью или же употреблять слова: «Мы не должны и не можем», что оскорбительно для авторитета государя.

VI. В том случае, когда мы найдем, что эти эдикты должны быть заре­гистрированы и исполнены в той форме, в какой мы их послали им после то­го, как выслушали представления по этому поводу, мы желаем и повелева­ем, чтобы по получении нашего приказания они приступили к проверке и регистрации, прервав все дела, если только мы не позволим им сделать вто­рые представления, после которых мы желаем, чтобы это было выполнено без всяких промедлений.

Черниловский 3. М. История феодального государства и права.М., 1959.

 

 

128

























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: