Конституція «Сетоку» (604 р.)

(Преамбула)

12-й год Суйко, лето; в 4-й луне, в день тигра, в новолуние, в день дракона наследник престола лично впервые составил конституцию из 17 статей.

/ (статья) гласит:

Цените согласие, ведь основа (всего — дух) несопротивления.

Все люди входят в группировки, (наносящие вред государству), а муд­рых мало.

Поэтому некоторые не повинуются ни отцу, ни государю, а также вра­ждуют с (людьми из) соседних селений.

Напротив (при) согласии в верхах и дружелюбии в низах, (при) согла­сованности в обсуждениях дела пойдут естественным порядком и какие (то­гда) дела не осуществятся?

// (статья) гласит:

Ревностно почитайте три сокровища; (эти) три сокровища суть: Будда,

дхарма и сангха.

(Они) — последнее прибежище (созданий) четырех рождений и наи­высшие (объекты) поклонения во всех странах.

Все миры, все люди почитают дхарму.

Мало людей очень плохих; если (их) наставлять хорошо, то (они) по­следуют (по истинному пути).

Исправить (их) можно только с помощью этих трех сокровищ.

III (статья) гласит:

Почтительно воспринимая государевы указы, обязательно соблюдай­те (их).

Государь — (это) небо; вассалы — земля.

Небо покрывает (землю), а земля поддерживает (небо).

(И тогда) четыре времени года сменяют друг друга и все в природе

идет своим чередом.

Когда (же) земля возжелает покрыть небо, то (это) приведет к разру­шению.

Поэтому, если государь изрекает, то вассалы должны внимать.

Если высшие приказывают, то низшие должны подчиняться.

256


Поэтому, почтительно воспринимая государевы указы, обязательно соблюдайте (их).

Несоблюдение (указов) естественно поведет к (общему) упадку.

IV (статья) гласит:

Сановники и чиновники! В основу (своей деятельности) положите ри­туал.

Основа управления народом безусловно в (соблюдении) ритуала.

Если высшие не соблюдают ритуала, то среди низших нет порядка.

Если низшие не соблюдают ритуала, то непременно возникают прес­тупления.

Поэтому, если сановники и вассалы соблюдают ритуал, то положение рангов не нарушается.

Если простой народ соблюдает ритуал, то и государство управляется естественно.

V (статья) гласит:

, Избавьтесь от чревоугодия, откажитесь от жадности и справедливо разбирайте поступающие жалобы.

Ведь жалоб простого народа за один день (накапливается) до тысячи. Если даже за один день столько (жалоб), то сколько их наберется за годы.

В последнее время лица, разбирающие жалобы, сделали обычаем изв­лекать из этого (личную) выгоду и выслушивать заявления после получения взятки.

Поэтому-то жалоба имущего человека подобна камню, брошенному в воду, а жалоба бедняка подобна воде, политой на камень.

Из-за этого бедный народ не знает пристанища.

Именно в этом есть нарушение (истинного) пути (наших) вассалов.

VI (статья) гласит:

Наказание зла и поощрение добра — хорошее древнее правило.

Поэтому не скрывайте добра людей, а, заметив зло, обязательно исп­равляйте (его).

Льстецы и обманщики — острое орудие для подрыва государства; (они) — остроконечный меч, разящий народ.

Подхалимы весьма охотно говорят высшим об ошибках низших, а при низших злословят об ошибках высших.

Подобные люди всегда неверны государю и немилосердны к народу, а это является источником больших неурядиц.

VII (статья) гласит:

Каждый человек должен иметь (свои) обязанности, и дела управления Должны быть разграничены.

257


 

 

"*2-51

Когда умного человека назначают на должность, тотчас же слышатся

похвалы.

Когда же беспринципный человек занимает должность, то многочис­ленны беспорядки.

В мире мало мудрецов, мудрость есть следствие глубоких размыш­лений.

Нет больших и малых дел; все дела непременно будут улажены, если

(на должности) будут приняты способные люди. И тогда не будет срочного и несрочного.

При умных людях все естественно улаживается. Таким образом, госу­дарство будет вечным и страна будет в безопасности.

Поэтому-то в древности мудрые государи искали способных людей на посты, а не искали постов для людей.

VIII (статья) гласит:                                 *т

Сановники и чиновники! Приходите раньше на службу и позднее

уходите.

Государственные дела не допускают нерадивости. Даже за весь день

трудно (их) завершить.

Если будете приходить поздно на службу, не управитесь со срочными >

(делами).

Если же будете уходить рано, безусловно, не завершите всех дел.

IX (статья) гласит:

Доверие есть основа справедливости. В каждом деле должно быть до­верие.

Добро и зло, успех и неуспех, безусловно, зиждутся на доверии. • Если сановники и вассалы будут доверять друг другу, то любые дела

осуществятся.

Если сановники и вассалы не будут доверять друг другу, то все разру­шится.

X (статья) гласит:

Избавьтесь от гнева, отбросьте негодование и не сердитесь на других

за то, что они не такие, (как вы).

У каждого (человека) есть сердце, а у каждого сердца есть (свои) на­клонности.

Если он прав, то я неправ. Если я прав, то он неправ.

Я не обязательно мудрец, а он не обязательно глупец.

Оба (мы) только обыкновенные люди.

Кто может точно определить меру правильного и неправильного?

Оба (мы) вместе и умны и глупы, подобно кольцу без концов.

258


Поэтому, если даже он и сердится (на меня), то (я) сам, напротив, дол­жен опасаться сделать ошибку.

Хотя, возможно, я один и прав, но должен следовать за всеми и дейст­вовать одинаково (с ними).

XI (статья) гласит:

Справедливо оценивайте заслуги и провинности; обязательно награж­дайте и соответственно наказывайте.

Временами награды (дают) не по заслугам, а наказания — не по вине. Сановники, ведающие государственными делами! Выявляйте заслу­живающих как награды, так и наказания.

XII (статья) гласит:

Государевы контролеры провинций и наместники провинций! Не об­лагайте простой народ излишними налогами.

В стране нет двух государей; у народа нет двух господ. Государь есть господин народа всей страны.

Назначенные (им) чиновники все суть вассалы государя; почему же (они), наряду с казной, осмеливаются незаконно облагать (своими) налога­ми простой народ?

XIII (статья) гласит:

Все назначенные (государем) чиновники должны одинаково хорошо исполнять (свои) служебные обязанности.

Не заниматься служебными делами (разрешается) только в связи с бо­лезнью или с отъездом по (государеву) поручению.

Однако, когда (вы) сможете исполнять (свои) обязанности, то дейст­вуйте, как и прежде, в духе согласия.

Чиновники! Не задерживайте государственные дела под предлогом того, что (они к вам) не относятся.

XIV (статья) гласит:

Сановники и вассалы! Не будьте завистливы! Если мы завидуем дру­гим, то и другие завидуют нам. Беды от зависти не имеют своего предела.

По этой причине, если (кто-либо) превосходит (нас) по уму, то (мы) не радуемся; если (кто-либо) превосходит (нас) по способностям, то (мы) зави­дуем ему.

Поэтому умного встречаешь только (раз) в пятьсот лет, а одного муд­реца трудно найти и (раз) в тысячу лет.

Однако, как будет управляться страна без умных людей и мудрецов?

259


XV (статья) гласит:

Отвернуться от личного и повернуться к государственному есть (ис­тинный) путь вассалов.

Если человеком овладевает личное, то (им) обязательно овладевает злоба; а если человеком овладевает злоба, то (у него) обязательно будут раз­ногласия (с другими людьми).

При разногласиях (его) личное вредит государственному.

Когда возникает злоба, то (она) направляется против порядка и нару­шает законы.

Поэтому, как сказано в I статье, взаимное согласие высших и низших

есть дух и данной статьи.

XVI (статья) гласит:

Привлекать народ (к выполнению трудовой повинности) в соответст-, вующее время года, есть древнее хорошее правило; поэтому народ должно использовать в зимние месяцы, когда (у него) свободное время.

С весны до осени, в сезон обработки полей и шелковицы, народ тро­гать нельзя.

Если не обрабатывать полей, то чем же питаться? Если не обрабаты­вать шелковицу, то во что же одеваться?

XVII (статья) гласит:

Важные дела нельзя решать одному, (их) обязательно нужно обсуж­дать со всеми.

С малыми делами проще, (обсуждать их) со всеми не обязательно. Если же рассматривать важные дела единолично, то допустимы сом­нения в наличии ошибки; а при согласовании со всеми (ваши) суждения мо­гут получить надежное обоснование.

Попов К. А. Законодательные акты средневе-ковой Японии.М., 1984.С. 2226.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: