Раздел III правительство

Статья 20. Правительство определяет и осуществляет политику Нации.

В его распоряжении находятся административные органы и воору­женные силы.

Оно ответственно перед парламентом.

Статья 21. Премьер-министр руководит деятельностью Правительст­ва. Он несет ответственность за национальную оборону. Он обеспечивает ис­полнение законов. С соблюдением условий статьи 13 он осуществляет регла-ментарные полномочия и назначает на военные и гражданские должности.

Он может передать некоторые из своих полномочий министрам.

В случае необходимости он председательствует вместо Президента Республики на заседаниях советов и комитетов, упомянутых в статье 15.

В исключительных случаях он может председательствовать вместо Президента на заседании Совета министров по определенному поручению Президента и с определенной повесткой дня.

Статья 23. Функции члена Правительства несовместимы с парламен­тским мандатом, с любой должностью профессионального представитель­ства общенационального характера, со всякой государственной службой или профессиональной деятельностью.

Раздел IV ПАРЛАМЕНТ

Статья 24. Парламент состоит из Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются прямым голосова­нием.


Сенат избирается путем косвенного голосования. Он обеспечивает представительство территориальных единиц Республики. В Сенате представ­лены французы, проживающие за пределами Франции.

Статья 26. Ни один член Парламента не может подвергаться пресле­дованию, розыскам, аресту, заключению или суду за высказанные мнения или за участие в голосовании при исполнении им своих обязанностей.

Ни один член Парламента во время сессии не может подвергаться пре­следованию или аресту за уголовные преступления или проступки без раз­решения палаты, в состав которой он входит, за исключением случаев, ког­да он застигнут на месте преступления.

Ни один член Парламента во время парламентских каникул не может быть арестован без разрешения бюро палаты, и состав которой он входит, за исключением случаев, когда он застигнут на месте преступления, когда его преследование разрешено или когда он окончательно осужден.

Задержание или преследование члена Парламента приостанавливает­ся, если палата, в состав которой он входит, потребует этого.

Статья 27. Всякий императивный мандат является недействите­льным.

Право голосования членов Парламента осуществляется лично.

В виде исключения органический закон может допустить передачу го­лосов. В этом случае никому не может быть передано более одного мандата.

Статья 28. Парламент собирается по праву на две очередные сессии в год.

Статья 31. Члены Правительства имеют доступ в обе палаты. Они должны быть заслушаны по их требованию. Им могут помогать комиссары Правительства.

Статья 32. Председатель Национального собрания избирается на срок легислатуры. Председатель Сената избирается после каждого частич­ного обновления Сената.

Статья 33. Заседания обеих палат являются открытыми. Полный от­чет о прениях публикуется в «Журналь Офисьель».

Каждая палата может заседать в качестве секретного комитета по про­сьбе Премьер-министра или одной десятой части ее членов.


Раздел V ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ПАРЛАМЕНТОМ

И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ

Статья 34. Законы принимаются Парламентом. Закон устанавливает правила, касающиеся:

— гражданских прав и основных гарантий, предоставленных гражда­нам для пользования публичными свободами; обязанностей, накладывае­мых национальной обороной лично на граждан и на их имущество;


 


662


663


— гражданства, состояния и правоспособности лиц, семейных отно­
шений, наследования и дарования;

— определения преступлений и правонарушений, а также налагаемых
за них наказаний; уголовного судопроизводства; амнистии; создания новых
судебных установлений и статуса судей;

— распределения ставок, налогов и условий покрытия всякого рода
налогов; порядка выпуска денег.

Закон устанавливает также правила, касающиеся:

— порядка выборов в палаты Парламента и в органы местного само­
управления;

— установления категорий общественных учреждений;

— основных гарантий, предоставляемых гражданским государствен­
ным служащим и военнослужащим;

— национализации предприятий и перевода предприятий из общест­
венного сектора в частный.

Закон определяет основные принципы:

— общей организации национальной обороны;

— свободного управления местных административных единиц; их
компетенции и их доходов;

— образования;

— режима собственности, вещных прав и гражданских и торговых
обязательств;

— трудового права, профсоюзного права и социального обеспечения.
Финансовые законы определяют доходы и расходы государства с

условиями и оговорками, предусмотренными органическим законом.

Программные законы определяют цели экономической и социальной деятельности государства.

Положения настоящей статьи могут быть уточнены и дополнены орга­ническим законом.

Статья 35. Объявление войны разрешается Парламентом.

Статья 36. Осадное положение декретируется в Совете министров.

Продление его на срок более двенадцати дней может быть разрешено только Парламентом.

Статья 37. Вопросы, не входящие в область законодательства, реша­ются в административном порядке.

Статья 38. Правительство может для выполнения своей программы обратиться к Парламенту с просьбой дать разрешение осуществить путем > указов в течение ограниченного срока мероприятия, обычно входящие в об­ласть законодательства.

Указы принимаются-в Совете министров после дачи заключения Госу­дарственным советом. Они входят в силу после их опубликования, но теря-


ют силу, если законопроект об их утверждении не внесен в Парламент до истечения срока, указанного законом, разрешившим их издание.

По истечении срока, о котором говорилось в первом абзаце настоящей статьи, указы по вопросам, входящим в область законодательства, могут быть изменены лишь законом.

Статья 39. Инициатива внесения законопроектов принадлежит одно­временно Премьер-министру и членам Парламента.

Законопроекты обсуждаются в Совете министров по получении за­ключения Государственного совета и затем вносятся в бюро одной из двух палат. Финансовые законопроекты вносятся сначала на обсуждение Нацио­нального собрания.

Раздел VII КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ

Статья 56. Конституционный совет состоит из девяти членов, полно­мочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. Конститу­ционный совет обновляется на одну треть каждые три года. Три члена Конс­титуционного совета назначаются Президентом Республики, три — предсе­дателем Национального собрания, три — председателем Сената.

Сверх девяти членов, указанных выше, в Конституционный совет по­жизненно входят по праву бывшие Президенты Республики.

Председатель назначается Президентом Республики. Его голос явля­ется решающим в случае разделения голосов поровну.

Статья 57. Функции члена Конституционного совета несовместимы с функциями министра или члена Парламента.

Остальные случаи несовместимости определяются органическим за­коном.

Статья 58. Конституционный совет следит за правильностью избра­ния Президента Республики. '

Он рассматривает протесты и объявляет о результатах голосования.

Статья 59. Конституционный совет решает вопрос о правильности избрания депутатов и сенаторов, если оно оспаривается.

Статья 60. Конституционный совет следит за правильностью прове­дения референдума и объявляет его результаты.

Статья 61. Органические законы до их обнародования и правила про­цедуры палат Парламента до их применения должны быть представлены Конституционному совету, который высказывается об их соответствии Конституции.

С той же целью законы до их обнародования могут быть переданы Конституционному совету Президентом Республики, Премьер-министром или председателем одной из палат.


 


664


665


В случаях, предусмотренных в двух предыдущих абзацах, Конститу­ционный совет должен высказаться в месячный срок. Однако при наличии спешности по требованию Правительства этот срок сокращается до восьми дней.

В этих же случаях передача закона на рассмотрение Конституционно­го совета приостанавливает течение срока его обнародования.

Статья 62. Закон, объявленный неконституционным, не может быть ни обнародован, ни введен в действие.

Решения Конституционного совета никакому обжалованию не подле­жат. Они обязательны для всех государственных властей, для всех админис­тративных и судебных органов.

Статья 63. Органический закон определяет порядок организации и функционирования Конституционного совета, процедуру, соблюдаемую в нем, в частности сроки подачи ему протестов.

Раздел VIII О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Статья 64. Президент Республики является гарантом независимости судебной власти.

Ему помогает Высший совет магистратуры.

Статус судей устанавливается органическим законом.

Судьи несменяемы.

Статья 65. Высший совет магистратуры возглавляется Президентом Республики. Министр юстиции является вице-председателем по праву. Он может замещать Президента Республики.

Высший совет включает, кроме того, девять членов, назначаемых Пре­зидентом Республики с соблюдением условий, предусмотренных органиче­ским законом.

Высший совет магистратуры делает предложения относительно наз­начения судей Кассационного суда и первого председателя Апелляционно­го суда. В соответствии с органическим законом он дает заключение по пред­ложениям министра юстиции, касающимся назначений других судей. В со­ответствии с органическим законом его мнение запрашивается по вопросам помилования.

Высший совет магистратуры выполняет функции дисциплинарного совета для рассмотрения дисциплинарных проступков судей. В этом случае его возглавляет первый председатель Кассационного суда.

Статья 66. Никто не может быть произвольно лишен свободы.

Судебная власть, хранительница личной свободы, обеспечивает ува­жение этого принципа в условиях, предусмотренных законом.


Раздел IX ВЕРХОВНЫЙ СУД

Статья 67. Учреждается Верховный суд. Он состоит из членов, изби­раемых в равном числе Национальным собранием и Сенатом из их состава после каждого полного или частичного обновления этих палат. Он избирает своего председателя из состава своих членов.

Состав Верховного суда, порядок его деятельности, а также применяе­мая в нем процедура рассмотрения дел определяются органическим законом.

Статья 68. Президент Республики может быть привлечен к ответст­венности за действия, совершенные им при исполнении его функций, толь­ко в случае государственной измены. Обвинение может быть ему предъяв­лено только двумя палатами, выносящими идентичные решения открытым голосованием и абсолютным большинством голосов членов своего состава; Президент подсуден Верховному суду.

Члены Правительства несут уголовную ответственность за действия, совершенные ими при исполнении их функций и определявшиеся во время совершения, как преступления или проступки. В случае заговора против бе­зопасности государства к членам Правительства, а также к их сообщникам применяется изложенная выше процедура. В случаях, предусмотренных на­стоящим абзацем, Верховный суд связан определением преступлений и проступков, так же как мерой наказания, содержавшихся в уголовных зако­нах, действующих в момент совершения данных деяний.






















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: