Тимчасового уряду Китайської Республіки
(29 січня 1912 р.)
(Витяги)
Глава 1. Временный президент и вице-президент
Статья первая. Временный президент и вице-президент избираются представителями всех провинций и считаются избранными, если за них поданы 2/3 всех бюллетеней, [причем] каждый представитель имеет право опустить один бюллетень.
Статья вторая. Временный президент является главой государства.
Статья третья. Временный президент осуществляет верховное командование сухопутными и морскими вооруженными силами.
Статья четвертая. Временный президент имеет право с согласия парламента объявлять войну, заключать перемирие и подписывать договоры.
Статья пятая. Временный президент определяет структуру аппарата, статут, а также производит назначения и смещения гражданских и военных чиновников, однако структура, а также назначение и смещение членов кабинета министров и дипломатических чиновников должны быть одобрены национальным собранием.
Статья шестая. Временный президент имеет право с согласия парламента учредить временный центральный суд.
|
|
Статья седьмая. Временный вице-президент может занять пост президента в том случае, если последний уйдет в отставку; однако он может быть уполномочен президентом заменить его в исполнении президентских обязанностей, если сам президент по каким-либо обстоятельствам не сможет заниматься рассмотрением дел.
Глава 2. Парламент
Статья восьмая. Парламент создается из делегатов, направляемых от каждой провинции управлениями дуду.
Статья девятая. Каждая провинция направляет трех делегатов, порядок их откомандирования определяется управлениями дуду каждой провинции самостоятельно.
Статья десятая. На заседаниях парламента при обсуждении вопросов каждый член парламента имеет один решающий голос.
Статья двенадцатая. Решение, вынесенное парламентом на заседании, имеет силу, если за него было подано более половины голосов присутствующих на заседании членов парламента; однако при рассмотрении вопро-
670
671
43 2-51 |
сов, определяемых статьей четвертой, решение не может быть принято, если с ним не согласно более 2/3 всех присутствующих на заседании членов парламента.
Стятъя тринадцатая. Все решения, принятые парламентом, председатель парламента представляет Временному президенту на утверждение, после чего они передаются на исполнение в различные административные органы.
Статья четырнадцатая. Временный президент в случае несогласия с решением, принятым парламентом, должен в десятидневный срок представить свои возражения, и вопрос передается в парламент для повторного обсуждения.
|
|
Если при повторном обсуждении данного вопроса в парламенте свыше 2/3 присутствующих депутатов останутся при своем первоначальном решении, надлежит поступать согласно предыдущей статье.
Глава 4. Дополнения
Статья двадцатая. После создания Временного правительства Временный президент в шестимесячный срок созывает национальное собрание. Порядок его созыва вырабатывается парламентом.
Статья двадцать первая. Срок действия программы организации Временного правительства истекает со дня утверждения конституции Китайской Республики.
Синьхайскаяреволюция 1911—1913 гг.: Сборник документов и материалов. — М., 1968. — С. 146—148.
Тимчасова Конституція Китайської Республіки (11 березня 1912 p.)
Глава 1. Общие принципы
Статья 1. Китайская Республика создается народом Китая.
Статья 2. Верховная власть Китайской Республики принадлежит всем гражданам страны.
Статья 3. Территорию Китайской Республики составляют 22 провинции, Внутренняя и Внешняя Монголия, Тибет и Цинхай.
Статья 4. Управление Китайской Республикой будет осуществляться через Национальное собрание, Временного президента, Кабинет министров и Судебную палату.
Глава 2. Народ
Статья 5. Народ Китайской Республики пользуется одинаковыми правами независимо от расы, класса и религии.
672
•
Статья 6. Народ пользуется следующими свободами:
1. Никто из граждан не может быть арестован, взят под стражу,, отдан
под суд или наказан в нарушение законов.
2. Проникнуть в жилище граждан или произвести в нем обыск можно
лишь в соответствии с законом.
3. Народ свободен в владении собственностью и занятии предприни
мательской деятельностью.
4. Народу предоставляется свобода слова, дискуссий, печати, а также
собраний и организации обществ.
5. Народу гарантируется тайна переписки.
6. Народу предоставляется свобода в выборе местожительства и пере
мещении.
7. Народу предоставляется свобода вероисповедания.
Статья 7. Народ имеет право подачи петиции в [Национальное] собрание.
Статья 8. Народ имеет право обращаться с жалобами в административные органы.
Статья 9. Народ имеет право предъявить иск в суд и [требовать] судебного разбирательства.
Статья 10. Народ имеет право жаловаться в административный суд на любые действия чиновников, превышающие их полномочия и нарушающие закон.
Статья 11. Народ имеет право сдавать экзамены для замещения чиновничьей должности.
Статья 12. Народ имеет право избирать и быть избранным.
Статья 13. Народ обязан вносить налоги в соответствии с законом.
Статья 14. Народ обязан нести воинскую повинность в соответствии с законом.
Статья 15. Все права народа, перечисленные в настоящей главе, могут быть в соответствии с законом и в интересах всего общества, поддержания порядка или ввиду чрезвычайных обстоятельств ограничены.
Глава 3. Национальное собрание
Статья 16. Законодательные функции Китайской Республики осуществляет Национальное собрание.
Статья 17. Национальное собрание, как это определяется статьей 18, образуется из членов Национального собрания, избираемых повсеместно.
Статья 18. От каждой провинции, Внутренней Монголии, Внешней Монголии и Тибета избирается по пять членов Национального собрания, Цинхай избирает одного члена. Порядок избрания членов Национального собрания определяется на месте.
673
Во время сессии Национального собрания каждый член Национального собрания имеет один голос.
Статья 19. Национальное собрание правомочно:
1. Обсуждать и принимать все законопроекты.
2. Обсуждать и принимать решения по бюджету и выполнению бю
джета Временного правительства.
3. Обсуждать и принимать решения по налогообложению, денежному
обращению, а также по унификации мер и весов государства.
|
|
4. Обсуждать и принимать решения по выпуску и распределению го
сударственных займов, а также относительно обязательств по ним казначей
ства.
5. Утверждать дела, перечисляемые в статьях 34, 35 и 40.
6. Давать ответы по вопросам, относительно которых Временный пре
зидент испросит совета.
7. Принимать петиции от народа.
8. Представлять свои соображения правительству относительно зако
нов и других вопросов.
9. Направлять письменные запросы в Кабинет министров, а также тре
бовать от членов Кабинета министров ответных разъяснений на сессии.
10. Ходатайствовать перед Временным правительством о расследова
нии случаев взяточничества и других нарушений законов чиновниками.
11. Национальное собрание может предъявить Временному президен
ту обвинение в государственном преступлении, если большинством голо
сов, но не менее 3/5 присутствующих членов Национального собрания при
кворуме не менее 4/5 общего числа членов Национального собрания, будет
признано, что им совершена измена.
12. Национальное собрание может предъявить министрам обвинение в
совершении государственного преступления, если большинством в 2/3 при
сутствующих при кворуме в 3/4 общего числа членов Национального собра
ния будет признано, что они нарушили служебный долг и преступили закон.
Статья 20. Национальное собрание само [решает] о проведении заседаний, об их открытии и закрытии.
Статья 21. Заседания Национального собрания должны быть открытыми, однако по требованию министров или по решению половины присутствующих на заседании членов они могут проводиться закрыто.
Статья 22. Дела, по которым Национальное собрание приняло решения, обнародуются и исполняются Временным президентом.
Статья 23. Если Временный президент не согласен с каким-либо решением Национального собрания, он должен представить в течение десяти дней свои разъяснения и доводы по этому вопросу, который ставится на повторное обсуждение. Однако, если Национальное собрание при вторичном
обсуждении этого вопроса поддержит его большинством в 2/3 находящихся на заседании членов Национального собрания, то с этим делом надлежит поступать согласно статье 22.
|
|
Статья 24. Председатель Национального собрания избирается путем поименного голосования всеми членами Национального собрания, и, если за него будет подана половина общего числа бюллетеней, он считается избранным.
Статья 25. Члены Национального собрания не несут за пределами Национального собрания ответственности за выступление и голосование на заседаниях Национального собрания.
Статья 26. Члены Национального собрания не могут быть подвергнуты в период сессии собрания аресту без согласия на то членов Национального собрания, за исключением случаев совершения ими вопиющих нарушений или преступлений, имеющих отношение к внутренним беспорядкам или иностранному вторжению.
Статья 27. Устав Национального собрания вырабатывается самим Национальным собранием.
Статья 28. Национальное собрание будет распущено в тот день, когда будет создан парламент и все его функции перейдут к парламенту.