double arrow

Преступлений

Основные направления предупреждения насильственных

Важнейшие направления государственной политики в обеспечении безопасности личности сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России[7]. В этом документе говорится о консолидации усилий, направленных на борьбу с преступностью, необходимости выработки комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, формирования социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан. Эти меры должны быть направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого человека, независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Особенно обращено внимание в Концепции на выявление, устранение причин и условий, порождающих преступность, усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, укреплению системы правоохранительных органов.

Большую роль в профилактике насильственных преступлений играют реализация Федеральной и региональных программам борьбы с преступностью, предусматривающих комплекс организационных, административных и правовых мер, направленных на решительное усиление борьбы с этими негативными явлениями.

Предупреждение насильственных преступлений и хулиганства основывается на общих положениях профилактики преступлений и включает меры как общесоциального, так и специально-криминологического характера. Общесоциальное предупреждение насильственных преступлений и хулиганства осуществляется в ходе социально-экономического строительства, в процессе развития общества. Уменьшение противоречий, диспропорций в обществе уже несет в себе профилактическую направленность. В свою очередь специально-криминологическая профилактика насильственных преступлений и хулиганства включает меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений данного вида, а также меры индивидуально-профилактического воздействия на конкретных лиц.

Общесоциальное предупреждение насильственных преступлений во многом зависит от последовательного проведения в стране социально-экономических и политических преобразований, связанных с утверждением общечеловеческих ценностей, гуманизацией нравственного климата, реализацией принципов социальной справедливости. Решение этих общесоциальных задач создаст попутно предпосылки и для успешной борьбы с насильственными преступлениями. В числе этих задач можно выделить:

- общее оздоровление общественных отношений с минимизацией числа конфликтов и обеспечением их разрешения в правовых, цивилизованных рамках;

- обеспечение государством и обществом формирования здорового, образованного и культурного подрастающего поколения;

- создание системы социального контроля, поощряющего правомерное и нравственное поведение; обеспечивающего предупреждение нарушений закона на ранних стадиях; включающего систему государственных и общественных институтов, которые бы позволяли быстро и эффективно, в рамках закона и общепринятых норм поведения, решать возникающие конфликты и реагировать на правонарушения и иные негативные социальные отклонения;

- повышение внимания к культуре, ее пропаганде, формированию личности и ее деятельности в координатах лучших достижений мировой и отечественной культуры;

- создание нетерпимого к противоправному насилию общественного мнения, формирование и поощрение позитивной социально-правовой активности членов общества и их умения бороться за свои права в рамках закона.[8]

К основным направлениям специально-криминологического предупреждения относятся:

- последовательная и настойчивая борьба с пьянством и наркотизмом на основе постановки четких и реальных целей, надлежащей комплексности и координации;

- своевременность реагирования на правонарушения, совершаемые на почве семейных и других бытовых конфликтов и могущих перерасти в преступления;

- обеспечение решительной борьбы с хулиганством и эффективной охраны общественного порядка на улицах и в других общественных местах;

- решительное усиление борьбы с разжиганием расовой и межнациональной розни;

- пресечение криминогенных влияний на несовершеннолетних и молодежь рецидивистов и профессиональных преступников;

- улучшение качества профилактической работы в маргинальной среде;

- активация деятельности по выявлению антиобщественных молодежных группировок со склонностью ее участников к насилию;

- активация деятельности по ликвидации организованных преступных групп и сообществ;

- своевременность профилактического воздействия на лиц с повышенной степенью виктимности;

- активизация борьбы с фактами незаконного изготовления, сбыта, хранения и ношения холодного и огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, с их хищениями;

- использование уголовно-правовых мер так называемой двойной превенции для своевременного реагирования на угрозы убийством и причинением тяжкого вреда здоровью, побои, истязания, на приготовление к совершению тяжких насильственных преступлений, массовых беспорядков, группового хулиганства;

- обеспечение справедливой ответственности за насильственные преступления на основе её дифференциации и индивидуализации;

- решительное противодействие пропаганде жестокости и насилия средствами массовой информации, распространению в общественном сознании культа силы, суперменства, ориентации молодежи на противоправные насильственные варианты разрешения жизненных проблем; переориентация СМИ на пропаганду образа законопослушного гражданина.[9]

Не менее важна и виктимологическая профилактика преступлений, т.к. в последние годы происходит рост уровня виктимизации населения.

Меры виктимологической профилактики должны основываться на выявлении потенциальных потерпевших и предотвращении их неосмотрительного, рискованного, легкомысленного, распущенного, провокационного поведения.[10]

В этом плане, важным представляются следующие мероприятия:

- изготовление и распространение в жилом секторе специальных памяток-предостережений о способах защиты от преступных посягательств с учетом неоднократно повторяющихся наиболее опасных их видов;

- оповещение граждан через средства массовой информации о распространенных в данном населенном пункте фактах совершения преступлений, типичных действиях преступников, а также рекомендуемом алгоритме действий граждан в различных криминогенных ситуациях;

- привлечение внимания населения к необходимости принятия мер по обеспечению личной безопасности, охране жилищ, хранилищ материальных ценностей, транспортных средств и иного имущества;

- проверка и принятие мер по надлежащему освещению в населенных пунктах улиц, скверов, подъездов домов и других общественных мест; организация несения патрульно-постовой службы полиции в местах, наиболее удобных для совершения преступлений;

- проведение профилактических бесед в детских образовательных учреждениях со школьниками и педагогами, а также по месту жительства с родителями о возможных вариантах поведения при столкновении с преступниками;

- выявление отдельных лиц и «групп риска» с повышенной степенью виктимности и осуществление профилактического воздействия на них в целях активизации их защитных свойств и последующей девиктимизации.[11]

Вместе с тем успешное решение этой задачи невозможно без специально организованной профилактической деятельности, важная роль в которой принадлежит органам внутренних дел. Предупреждение насильственной преступности органами внутренних дел представляет собой деятельность подразделений и уполномоченных должностных лиц органов внутренних дел по разработке и применению профилактики, предотвращения и пресечения насильственных преступлений путем нейтрализации и устранения криминогенных факторов преступного насилия на обслуживаемой территории. В пределах своей компетенции каждая их служба выполняет предупредительные функции. МВД России требует постоянно в органах внутренних дел подводить итоги предупреждения насильственных преступлений, рассмотрения заявлений граждан о побоях, истязаниях, угрозах убийством, нанесения телесных повреждений, хулиганских проявлениях.[12]

Анализ нормативно-правовых актов позволяет определить следующие основные положения, регулирующие правоотношения по предупреждению насильственной преступности органами внутренних дел:

1. Первой задачей полиции является обеспечение безопасности личности. Предупреждение криминального насилия является одним из приоритетных направлений решения этой задачи и представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками полиции в пределах установленной им компетенции с целью:

а) выявления обстоятельств, способствующих совершению насильственных преступлений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации;

б) выявления лиц, склонных к агрессивно-насильственному поведению, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств;

в) предотвращения готовящихся преступлений и пресечения покушений на преступления;

г) создания обстоятельств, препятствующих совершению насильственных преступлений и правонарушений;

2. Деятельность по предупреждению насильственной преступности должна основываться на принципах законности, соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина, сочетания гласных и негласных методов работы, взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами.

3. Планируемые и осуществляемые специальные меры упреждающего воздействия должны отвечать требованиям:

- объективности и актуальности, то есть отражать адекватную криминогенной обстановке потребность в осуществлении этих мер и возможность соответствующих субъектов по их исполнению;

- комплексности, то есть обязательному объединению усилий различных субъектов предупредительной деятельности;

- приоритетности, то есть обеспечивать оптимальный выбор форм и тактики проведения предупредительных мер.

4. Полиция должна предупреждать и пресекать не только насильственные преступления и правонарушения, но и некоторые не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями общественно-опасные и (или) общественно вредные деяния. К таковым следует относить, например, действия невменяемых лиц или лиц, которые к моменту совершения деяния не достигли возраста, с наступлением которого возможно их привлечение к уголовной или административной ответственности. Данные действия, как и преступления, а также иные правонарушения предупреждать и пресекать полиция вправе и обязана лишь в пределах установленной законами (иными нормативно-правовыми актами) своей компетенции.

5. В рамках предотвращения насильственных преступлений органы внутренних дел должны принять необходимые меры в целях склонения лиц к добровольному отказу от приискания, изготовления или приспособления средств совершения преступлений, от приискания соучастников, сговора на совершение преступления или административного правонарушения либо от иного умышленного создания условий для их совершения, а также к добровольному прекращению насильственных действий, непосредственно направленных на совершение преступления. Элементами, составляющими содержание предотвращения преступлений и административных правонарушений, признаются:

- выявление лиц, умышленно создающих условия для совершения преступления или административного правонарушения;

- устранение обстоятельств, которыми намеревается воспользоваться лицо при совершении преступления или административного правонарушения;

- искусственное создание обстановки, исключающей либо существенно затрудняющей возможность совершения преступления или административного правонарушения;

- привлечение лица к уголовной, административной, дисциплинарной и иной ответственности за совершение подготовительных действий.

6. На сотрудников ОВД возложена обязанность пресечения насильственных преступлений, которое представляет собой действия по реализации комплекса организационных, оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных и административных полномочий, имеющие целью остановить умышленные действия лица, непосредственно направленные на совершение насильственного преступления.

Элементами, составляющими содержание пресечения преступлений, признаются:

- своевременное выявление признаков агрессивно-насильственного поведения;

- принятие адекватных мер по недопущению доведения преступления до конца и нанесения вреда здоровью, в том числе путем применения физической силы, специальных средств и оружия;

- привлечения виновных к ответственности за покушение на преступление.

Важная роль в профилактике насильственных преступлений против личности принадлежит патрульно-постовой службе, дежурным частям органов внутренних дел, службе участковых уполномоченных полиции и аппаратами криминальной полиции.

Патрульно-постовая служба. К ее силам в соответствии с уставом ППС полиции общественной безопасности относятся: строевые подразделения полиции, подразделения дорожно-патрульной службы, подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Патрульно-постовую службу осуществляют также подразделения муниципальной полиции. Для выполнения этих функций постоянно привлекаются сотрудники других служб МВД, слушатели и курсанты учебных заведений МВД России.

Эффективность профилактики преступлений значительно повышается, если эта служба осуществляет свою деятельность по единой дислокации.

Главными задачами патрульно-постовой службы является обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение преступлений административных правонарушений. Свои функции ППС осуществляет непосредственно на улицах и в других общественных местах, где совершается значительная часть нарушений общественного порядка, антиалкогольного законодательства, возникают конфликтные ситуации, своевременное реагирование на которые может привести к предупреждению тяжких посягательств на личность.

В обязанность постовых и патрульных входит:

- своевременно предостерегать граждан от совершения противоправных действий, разъяснять им о недопустимости антиобщественного насильственного поведения;

- предупреждать и пресекать правонарушения со стороны несовершеннолетних на улицах и других общественных местах;

- принимать меры к выявлению антиобщественных групп несовершеннолетних, устанавливать места их концентрации, докладывать о них дежурному, а также информировать участковых уполномоченных, инспекторов подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних;

- выявлять взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление спиртных напитков, наркотиков, развратные действия и другие антиобщественные и противоправные действия;

- пресекать групповые нарушения общественного порядка, экстремистские действия;

- предотвращать насильственные преступления на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, при проведении массовых мероприятий (политических, спортивных, культурно-зрелищных).

Таким образом, возможности предупреждения насильственных преступлений у патрульно-постовой службы значительны. Задачи заключаются в том, чтобы расстановка постов и распределение маршрутов патрулирования осуществлялась с учетом времени и места вероятного совершения правонарушений, постовые были проинструктированы о состоянии оперативной обстановки на территории патрулирования, владели формами и тактическими приемами предупреждения насильственных преступлений. В этом деле должны принимать участие не только руководители патрульно-постовой службы и дежурный по органу внутренних дел, но и участковые уполномоченные, оперативные уполномоченные уголовного розыска, на территории обслуживания которых полицейские несут службу.

Полицейские проводят разбор возникающих в общественных местах конфликтов и ссор, могущих привести к насильственным преступлениям, выявляют виновных и применяют к ним установленные законом меры (предупреждение, доставление в орган внутренних дел и т.п.).

Главенствующая роль в недопущении насильственных преступлений принадлежит дежурным частям органов внутренних дел. Они являются подразделениями управления и оперативного реагирования на сообщения о насильственных правонарушениях или угрозах их совершения. Для этого дежурная часть обязана полностью владеть оперативной обстановкой, непрерывно собирать, анализировать данные об ее изменениях. Дежурные части осуществляют непрерывное управление и маневрирование патрульными нарядами, обеспечивают концентрацию сил полиции в часы пик на транспортных узлах, в месте проведения культурно-массовых мероприятий, в зонах отдыха и т.п. Группы оперативного реагирования дежурной части проводят разбирательства и пресекают правонарушения насильственного характера, хулиганства как при непосредственном обращении граждан в органы внутренних дел, так и с выездом на объекты и в жилые дома при возникновении конфликтов, ссор и скандалов, нарушающих общественный порядок, угрожающих перерастанием в преступления.

В дежурных частях накапливаются сведения о фактах правонарушений и лицах, их совершивших, которые затем используются при инструктировании нарядов патрульно-постовой службы, для оценки оперативной обстановки участковыми уполномоченными на территории обслуживания и выявления наиболее криминогенных точек, неблагоприятных семей и лиц, от которых, судя по их поведению, можно ожидать совершения преступлений. Сотрудники органов внутренних дел обязаны сообщать в дежурную часть о всех преступлениях и обстоятельствах, создающих угрозу безопасности граждан.

В дежурную часть обращаются потерпевшие от насилия. В таких случаях важно правильно установить правонарушение и степень его опасности, своевременно принять предупредительные меры. Это могут быть меры уголовно-правового воздействия за угрозу убийством или причинения тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ), умышленное причинение вреда здоровью (ст. 111-115 УК РФ), побои (ст. 116 УК РФ), истязание (ст. 117 УК РФ), административного воздействия, к которому относится мелкое хулиганство. При отсутствии признаков правонарушения реагирование на факты насилия должны поручаться участковому уполномоченному, сотрудникам уголовного розыска, инспекторам отделов по профилактике преступлений несовершеннолетних.[13]

Гарантией применения указанных мер в целях предупреждения тяжких насильственных преступлений является обязательная регистрация жалоб и заявлений в дежурной части, ответственность сотрудников всех служб полиции за их объективное и всестороннее рассмотрение. Пока факты пренебрежительного отношения к сообщениям о готовящихся или совершенных преступлениях имеют место, руководители органов внутренних дел постоянно должны контролировать этот участок работы, анализировать весь массив сообщений, достаточность и правомерность воздействия на правонарушителей.

Дежурной частью ведутся регистрация и проверка случаев обращения граждан по поводу травм, телесных повреждений криминального характера в лечебные учреждения или непосредственно в органы внутренних дел. Медицинские учреждения (травмпункты, приемные покои) обязаны о таких фактах незамедлительно информировать дежурные части органов внутренних дел для проведения соответствующей проверки.

В деле предупреждения насильственных преступлений значительная место принадлежит участковым уполномоченным полиции, поскольку представители этой службы повседневно общаются с населением, должностными лицами предприятий и организаций, представителями общественных организаций, трудовых коллективов. Профилактическая работа участковых уполномоченных полиции распространяется на семейно-бытовую сферу, такие общественные места, как улицы, скверы, зоны отдыха, культурно-зрелищные учреждения, кафе, торговые предприятия и др. Ими проводится обследование мест возможного совершения правонарушений (подвалов, чердаков, подъездов домов, заброшенных помещений и т.п.), ведется наблюдение за группировками лиц, склонных к совершению насильственных преступлений и хулиганства, изучается состояние общественного порядка в общежитиях, других общественных местах. На этой основе устанавливаются причины и условия, способствующие преступлениям, и принимаются меры по их устранению. В частности, проводятся профилактические беседы с правонарушителями, ведется их учет, организуется с ними системная профилактическая работа, разобщаются или переориентируются на правопослушное поведение группировки, созданные на антиобщественной основе, вносятся предложения в жилищные органы, администрации предприятий по устранению нарушений правил общежития, укреплению общественного порядка и активизации профилактической работы общественных формирований, отдельных граждан. Сведения о лицах, склонных к насильственным преступлениям, причинах и условиях, способствующих правонарушениям, местах их возможного совершения должны накапливаться и постоянно дополняются участковыми уполномоченными полиции в паспорте на административный участок и служить основой для организации всей профилактической работы.

Профилактическое значение имеет и проводимая участковыми уполномоченными полиции пропаганда правовых знаний, консультации граждан в трудовых коллективах, учебных заведениях и по месту жительства населения, в средствах массовой информации по вопросам противодействия преступному насилию, защиты от него населения. Выступая перед гражданами, участковые уполномоченные дают анализ состояния насильственных преступлений, вскрывают их причины, недоработки должностных лиц общественности в профилактике пьянства и связанных с ним правонарушений, разъясняют положения законодательства об ответственности за эти преступления, порядок обращения в правоохранительные органы в связи с нарушениями общественного порядка.

Задачей участковых уполномоченных является работа с лицами, входящими в группу повышенного риска и чаще всего становящимися жертвами преступлений (несовершеннолетние, престарелые, конфликтные граждане), оказание помощи, в исключении попадания в криминогенные ситуации.

От участкового уполномоченного во многом зависит активность привлечения населения, общественности к работе по предупреждению насильственных преступлений в жилых микрорайонах, населенных пунктах, на объектах пребывания массового числа граждан.

Участковыми уполномоченными полиции с использованием методов индивидуальной профилактики осуществляется непосредственное воспитательное воздействие на лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, в целях формирования у них уважения к другим людям, правилам общежития. Выявляются и устраняются условия, способствующие совершению правонарушений конкретным лицом, неблагоприятный нравственный климат в трудовом коллективе или другом ближайшем окружении, конфликтные ситуации либо неблагоприятный моральный климат в семье, общежитии, коммунальной квартире.

В поле зрения участковых уполномоченных полиции должны быть неблагополучные семьи, участники затянувшихся семейно-бытовых конфликтов. Информацию о них участковые в процессе отработки административного участка, при разборе жалоб и заявлений, поступающих в орган внутренних дел, анализе в судах материалов о делах частного обвинения, а также сведений, имеющихся в жилищных органах, уличных или домовых комитетах. Информация о возможном криминальном поведении в быту может быть также получена при систематическом изучении материалов бракоразводных процессов, решений судов о принудительном выселении или размене жилплощади, учетов медицинских учреждений, документов комиссии по делам несовершеннолетних. Эта работа трудоемкая, но необходимая. Поручить ее можно внештатным сотрудникам, активистам, общественникам.

При разборе участковым уполномоченным ссор или семейно-бытовых конфликтов недопустимы промедление, необъективность, поверхностное выяснение обстоятельств, поспешность выводов и оценок. В этом деле особенно необходимы такт, внимательное отношение к рассмотрению доводов конфликтующих сторон. В каждом конкретном случае возникновения конфликтной ситуации надлежит в кратчайший срок получить о ней исчерпывающую информацию, установить конкретные причины и условия, способствующие ей. Прежде всего должны приниматься меры, направленные на примирение конфликтующих сторон, укрепление или восстановление здоровой обстановки в семье, бытовом окружении. Для этого используется влияние родственников, доброжелательных соседей, сослуживцев, авторитетных представителей общественности. По возможности и при необходимости следует использовать помощь квалифицированных психологов, педагогов, невропатологов, сексологов или психиатров, которые проводят консультации в созданных сейчас в ряде городов службах семьи, по так называемым телефонам доверия, в медицинских учреждениях, расположенных на территории органа внутренних дел.

В профилактической работе нужно искать и иные, нестандартные, созвучные времени меры. Но нельзя отказываться и от тех, которые ранее зарекомендовали себя как эффективные.

Участникам конфликта разъясняются возможные негативные последствия, обращается внимание на необходимость правомерного разрешения спора, сдержанности и взаимного уважения при выяснении разногласий. В тех случаях, когда выясняется, что причина конфликта в систематическом пьянстве или употреблении наркотиков, нарушениях общественного порядка, к виновным принимаются установленные законом меры.

Особого внимания участкового уполномоченного требуют лица, страдающие психическими заболеваниями и склонные к агрессии. При совершении ими деяний, предусмотренных уголовным кодексом, необходимо на основании норм, содержащихся в гл. 15 УК РФ «Принудительные меры медицинского характера», добиваться применения мер медицинского характера в целях предупреждения со стороны этих лиц новых преступлений. При назначении судом амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра или принудительного лечения в психиатрическом стационаре важно оказать содействие психиатрическим медицинским учреждениям в выполнении решения суда.

Сложнее воздействовать на лиц с психическими отклонениями, проявляющимися в насильственном поведении, и не совершившими еще преступления. Однако Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», принятый 2 июля 1992 г., такую возможность предоставляет. Прежде всего, участковый должен убеждать лиц, страдающих психическими расстройствами, их родственников и опекунов к добровольному обращению за психиатрической помощью, разъяснив возможные последствия уклонения от лечения. Важно добиваться недопущения таких лиц к деятельности, связанной с источником повышенной опасности, взрывчатыми, ядовитыми веществами, владению огнестрельным и газовым оружием, оказывать содействие в создании обстановки, исключающей психическую возбудимость.

В неотложных случаях ст. 29 указанного закона предусматривает госпитализацию в психиатрический стационар в недобровольном порядке, без согласия лица, страдающего психическим расстройством или без согласия его законного представителя. При этом психическое расстройство должно быть тяжелым и обуславливать непосредственную опасность для больного или его окружения. Установление диагноза психического заболевания, принятие решения об оказании психиатрической помощи в недобровольном порядке является исключительным правом врача-психиатра или комиссии врачей-психиатров, но участковый уполномоченный по смыслу закона имеет право предоставлять врачам-психиатрам сведения об общественной опасности поведения больного, которые способствуют обоснованию помещения его в психиатрический стационар.

Определенная часть убийств, умышленного причинения вреда здоровью совершается с применением огнестрельного или холодного оружия. Чтобы этого не допустить, участковые уполномоченные во взаимодействии со службой по лицензионно-разрешительной работе проверяют соблюдение правил приобретения, хранения, учета и перевозки огнестрельного и газового оружия и взрывчатых веществ, в установленном законом порядке изымают охотничье и иное огнестрельное оружие у лиц, систематически нарушающих общественный порядок и правила общежития, злоупотребляющих спиртными напитками и употребляющими без назначения врача наркотики; выявляют лиц, незаконно хранящих огнестрельное, холодное оружие, изготовляющих ножи, кастеты и другие специальные приспособления, которые могут использоваться для совершения преступлений, принимают меры к их изъятию и привлечению виновных к ответственности.

Эффективным может быть разъяснение широкому кругу населения необходимости добровольной сдачи огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, хранящихся без разрешения, положений ст. 222 УК РФ, устанавливающей для лиц, добровольно сдавших оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывчатые устройства, освобождение от уголовной ответственности в таких случаях.

В профилактике насильственных преступлений участковые уполномоченные и другие сотрудники полиции опираются на помощь отдельных граждан, представителей общественных организаций, которые привлекаются к дежурству в подъездах и дворах домов, участвуют в воспитательной работе с лицами, склонными к насильственным правонарушениям.

Без внимания участкового уполномоченного не должны оставаться и малозначительные правонарушения, длительные ссоры и скандалы, факты неправильного воспитания несовершеннолетних, антиобщественного образа жизни, пьянства. При достаточных основаниях материалы на таких лиц должны передаваться на рассмотрение администрации по месту работы или учебы нарушителя, а также рассматриваться на собраниях по месту их жительства или работы.

На практике используются разнообразные формы шефства над лицами, склонными к насильственным правонарушениям. В частности, по инициативе участкового уполномоченного может быть установлено коллективное или индивидуальное шефство, а за несовершеннолетними закреплен общественный воспитатель. Это позволяет контролировать поведение, проводить работу по вовлечению профилактируемых в социально-полезные занятия, повышать уровень их культуры, отвлечь от участия в группах с антиобщественным поведением, пробуждать чувство уважения к интересам других граждан, доходчиво убеждать в необходимости соблюдения норм права и морали, а также нормализовать обстановку в семье, правильно оценить и правомерно разрешить семейные неурядицы.

Там, где воспитательные меры не дают результата, участковый уполномоченный обязан принять предусмотренные законом меры воздействий к лицам, совершающим административные правонарушения (привлечение к ответственности за мелкое хулиганство, нарушение антиалкогольного законодательства) или преступления, не представляющее большой общественной опасности (угрозу причинения вреда здоровью, побои, хулиганство и др.) в целях предупреждения совершения этими лицами более тяжких насильственных преступлений. Соотношение количества выявленных малозначительных деяний против личности с количеством тяжких против преступлений личности - важный показатель профилактики. В тех случаях, когда число привлеченных к административной ответственности за нарушение общественного порядка и к уголовной ответственности за малозначительные преступления насильственного характера увеличивается, а таких как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью уменьшается - профилактику можно считать эффективной.

Специфические задачи по предупреждению насильственных преступлений выполняет подразделение криминальной полиции. Сотрудники подразделения уголовного розыска при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий выявляют причины и условия, способствующие насильственным преступлениям, устанавливают лиц, замышляющих или подготавливающих эти преступления. Использование оперативно-розыскных методов для предотвращения и пресечения тяжких насильственных преступлений необходимо потому, что часть из них, особенно совершаемые группой, из корыстных побуждений, с целью сокрытия других преступлений, серийные и заказные убийства совершаются скрытно и с предварительной подготовкой по тщательно разработанному плану. Сотрудники уголовного розыска для этого ведут учет судимых за насильственные преступления, осуществляют контроль за их поведением, проводят профилактическую работу с лицами, состоящими на учете, наблюдают за группировками, в поведении которых проявляются элементы насилия, агрессии.

При получении данных о готовящихся или замышляемых преступлениях их незамедлительно проверяют и пресекают противоправные деяния, обеспечивая привлечение виновных к ответственности, что само по себе имеет предупредительное значение или, если это возможно, склоняет этих лиц к добровольному отказу от совершения преступления, явки с повинной. Важно также обеспечить безопасность потенциальных жертв насильственного преступления, недопущение других возможных негативных последствий преступления.

Большое профилактическое значение имеют своевременное и полное выявление в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий притонов разврата, пьянства, мест концентрации ранее судимых, бродяг, иных лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, вовлекающих несовершеннолетних в совершение развратных действий, пьянство и наркоманию.

Сотрудники уголовного розыска ведут проверку данных о безвести пропавших лицах. К безвести пропавшим относятся граждане, исчезнувшие внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которых остается неизвестной. Оперуполномоченные участвуют в установлении личности трупов, сопоставляя их приметы с без вести пропавшими. Ими осуществляется розыск лиц, скрывающихся от дознания, следствия и суда, совершивших побег из следственных изоляторов, мест лишения свободы в целях пресечения их преступной деятельности.

Возможностями по предотвращению насильственных преступлений располагает и служба по борьбе с экономической преступностью. Оперуполномоченные этой службы принимают меры к недопущению разрешения экономических споров силовыми методами, путем «кровавых разборок», выявляют факты незаконного изготовления, хищений оружия на промышленных предприятиях, ведут оперативно-розыскную работу на «черном» рынке оружия, незамедлительно принимают меры по устранению фактов небрежного хранения на объектах обслуживания огнестрельного оружия, взрывчатых, отравляющих и других опасных веществ.

Важным направлением профилактики насильственных преступлений является целенаправленная работа с потенциальными жертвами. К возможным жертвам насильственных преступлений можно отнести лиц, ведущих аморальный образ жизни, занимающихся проституцией. Такой категории лиц разъясняется, что если они будут продолжать антиобщественное поведение, то могут стать жертвами насильственных преступлений, заразиться СПИДом, венерическими болезнями. Дети, подростки предостерегаются от контактов с незнакомыми лицами в уединенных местах. Лица, склонные к пьянству, должны предупреждаться о случайных знакомствах на почве приобретения и распития спиртных напитков, которые могут привести затем к конфликтным ситуациям, скандалам, дракам.

Большое значение для предупреждения насильственных преступлений имеет профилактическая работа по материалам уголовных дел, которая осуществляется как в процессуальных, так и непроцессуальных формах (внесение представлений об устранении причин и условий этих преступлений, обсуждение материалов уголовных дел в трудовых коллективах, на собраниях граждан по месту жительства, подготовка публикаций и выступлений в средствах информации), а также процессуальная проверка сообщений о фактах смерти, телесных повреждениях, поступающие из медицинских учреждений, а также о без вести пропавших гражданах.

Важно также не допустить продолжения преступной деятельности лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, путем принятия к ним обоснованных мер пресечения и контроля.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: