Административные полномочия - форма полномочий, передаваемая административным функциям и руководителям, в отличие от линейных полномочий, когда последние передаются подчиненным

Словарь опорных категорий

Для самостоятельной работы студентов филологического факультета

 

 

Иваново

Издательство «Ивановский государственный университет»

 

2013

 

Рецензенты:

кафедра общей экономической теории Ивановского государственного энергетического университета;

д. э. н., профессор Н. А. Квашнина

 

Научный редактор

к. э. н., профессор П. И. Косов

 

Солдатов В. В. Менеджмент. Учебное пособие для неэкономических вузов. Иваново: Ивановский государственный университет, 2009. – 209 с.

 

 

Основной целью учебного пособия является воспитание у студентов филологического факультета экономического мышления, которое должно помочь им разобраться в широком круге экономических вопросов, а также познакомить студентов с основами менеджмента.

Учебное пособие составлено в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования

 

Работа выполнена на кафедре политической экономии Ивановского государственного университета. Рекомендована для использования аспирантами, соискателями и студентами неэкономических факультетов, а также для руководителей и специалистов, определяющих и разрабатывающих политику в области организации труда наемных работников.

 

 

© Ивановский государственный

                                                        университет, 2009.

 

 

Введение

Подготовка высококвалифицированных специалистов в области русского языка и литературы предполагает изучение базового курса «Экономика (Экономическая теория)» и целого комплекса прикладных экономических дисциплин.[1] Одной из этих дисциплин и являются «Основы менеджмента».

Целью учебного курса «Основы менеджмента» является рассмотрение со студентами филологического факультета основных теоретических положений науки управления людьми, а также основных приемов управления.

Овладение учебного курса «Основы менеджмента» и получение навыков управления должны опираться на следующие основные качества студента:

· точная самооценка, ответственная позиция и внутренний контроль;

· постоянное и целенаправленное самообразование;

· способность к концептуальным обобщениям социального опыта;

· изучение управления групповыми процессами;

· специальные знания.

Опора на приведенные выше основные качества студента позволит им осуществлять следующие действия:

· способность придавать позитивный смысл деятельности подчиненных – формировать картину жизненной ситуации человека, содержание которой имеет для него положительный смысл и, следовательно, мотивирует его к инициативному действию;

· понимание сущности «видения» и «целеполагания» в качестве основы созидательной деятельности, направленной на преобразования объектов управления;

· наличие представления о разработке и осуществлении гибких стратегий достижения поставленных целей, обеспечивающего направление ресурсов (людей, информации, финансов) туда, где они дадут наибольшую отдачу;

· знание принципов осуществления организационных перемен;

· знание концепций управления и развития организаций;

· представление о политических последствиях принимаемых решений;

· умение интерпретировать и применять на практике основные теории управления;

· уметь устанавливать отношения с окружением и эффективно управлять ими;

· представление о методах выращивания команд под сложные социальные проекты;

· умение целенаправленно формировать культуру организации, выражающейся в конкретных ценностях, нормах и убеждениях;

· владение методологией создания «научающихся организаций», обеспечивающей единство практики и теоретической подготовки одновременно;

· способность сочетать рутинное управление с постоянным целенаправленным организационным развитием.

Таким образом, изучение учебного курса «Основы менеджмента» позволит студентам освоить основные теоретические положения науки управления людьми, а также приобрести навыки этого управления.

Данное учебное пособие представляет собой авторский цикл лекции, разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.[2]

 

 

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.[3]

060800

 

ОПД. Ф. 07 Менеджмент

 

 Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики.

Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента. Особенности российского менеджмента.

Интеграционные процессы в менеджменте.

Внешняя и внутренняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия.

Системы менеджмента: функции и организационные структуры.

Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений.

Механизмы менеджмента: средства и методы управления. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления.

Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала.

Личность менеджера.

Лидерство и стиль управления.

Власть и партнерство.

Групповая динамика и разрешение конфликтов.

Формальное и неформальное управление.

Ресурсы, качество и эффективность управления.

Система информационного обеспечения управления.

Инновационный потенциал менеджмента, профессионализация менеджмента.

 

 

АВТОКРАТИЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ - руководитель, имеющий достаточный объем власти, чтобы навязать свою волю исполнителям. В случае необходимости он сделает это, не колеблясь.

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - применение ЭВМ для проектирования новой продукции. Отказ от черчения вручную экономит время и позволяет легко изменять проект.

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СКЛАДСКИЕ СИСТЕМЫ - управляемые ЭВМ погрузочно-транспортные устройства для складирования и выдачи изделий по команде. ЭВМ также следит за местонахождением каждого изделия на складе. Эти системы также называют автоматизированными складами.

АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО — документ, удостоверяющий ав­торское право на изобретение. Если автор изобрете­ния сохраняет за собой исключительное право на его использование, то ему выдается патент на изобретение.

АДАПТАЦИЯ — приспособление системы и ее отдельных эле­ментов к изменяющимся условиям внешней среды.

АДАПТИВНАЯ СТРУКТУРА - организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде, и тем самым принципиально отличающаяся от механистической (или бюрократической) структуры. Называется также органической структурой.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ — подход, заключающийся в регламентации функций, прав, обя­занностей, нормативов качества, затрат, продолжи­тельности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указа­ния, стандарты, инструкции, положения).

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ - форма полномочий, передаваемая административным функциям и руководителям, в отличие от линейных полномочий, когда последние передаются подчиненным.

АНАЛИЗ — разложение целого на элементы и последующее ус­тановление взаимосвязей между ними с целью повы­шения качества прогнозирования, оптимизации, обо­снования, планирования управленческого решения по развитию объекта и оперативного управления его ре­ализацией.

АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ - процесс стратегического планирования, предназначенный для контроля факторов, внешних по отношению к организации, с целью определения возможностей и опасностей.

АНАЛИЗ ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ - анализ, основанный на предложении, согласно которому случившееся в прошлом служит достаточно надежным указанием на то, что произойдет в будущем. Называется также проектированием тенденций.

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ — комплексный ана­лиз, имеющий своей целью выявление слабых и силь­ных сторон фирмы (страны), ее возможностей и угро­зы ее положению на рынке. На основе полученных в ходе анализа прогнозных оценок устанавливаются цели и разрабатываются стратегии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: