Словарь опорных категорий
Для самостоятельной работы студентов филологического факультета
Иваново
Издательство «Ивановский государственный университет»
2013
Рецензенты:
кафедра общей экономической теории Ивановского государственного энергетического университета;
д. э. н., профессор Н. А. Квашнина
Научный редактор
к. э. н., профессор П. И. Косов
Солдатов В. В. Менеджмент. Учебное пособие для неэкономических вузов. Иваново: Ивановский государственный университет, 2009. – 209 с.
Основной целью учебного пособия является воспитание у студентов филологического факультета экономического мышления, которое должно помочь им разобраться в широком круге экономических вопросов, а также познакомить студентов с основами менеджмента.
Учебное пособие составлено в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования
Работа выполнена на кафедре политической экономии Ивановского государственного университета. Рекомендована для использования аспирантами, соискателями и студентами неэкономических факультетов, а также для руководителей и специалистов, определяющих и разрабатывающих политику в области организации труда наемных работников.
© Ивановский государственный
университет, 2009.
Введение
Подготовка высококвалифицированных специалистов в области русского языка и литературы предполагает изучение базового курса «Экономика (Экономическая теория)» и целого комплекса прикладных экономических дисциплин.[1] Одной из этих дисциплин и являются «Основы менеджмента».
Целью учебного курса «Основы менеджмента» является рассмотрение со студентами филологического факультета основных теоретических положений науки управления людьми, а также основных приемов управления.
Овладение учебного курса «Основы менеджмента» и получение навыков управления должны опираться на следующие основные качества студента:
· точная самооценка, ответственная позиция и внутренний контроль;
· постоянное и целенаправленное самообразование;
· способность к концептуальным обобщениям социального опыта;
· изучение управления групповыми процессами;
· специальные знания.
Опора на приведенные выше основные качества студента позволит им осуществлять следующие действия:
· способность придавать позитивный смысл деятельности подчиненных – формировать картину жизненной ситуации человека, содержание которой имеет для него положительный смысл и, следовательно, мотивирует его к инициативному действию;
· понимание сущности «видения» и «целеполагания» в качестве основы созидательной деятельности, направленной на преобразования объектов управления;
· наличие представления о разработке и осуществлении гибких стратегий достижения поставленных целей, обеспечивающего направление ресурсов (людей, информации, финансов) туда, где они дадут наибольшую отдачу;
· знание принципов осуществления организационных перемен;
· знание концепций управления и развития организаций;
· представление о политических последствиях принимаемых решений;
· умение интерпретировать и применять на практике основные теории управления;
· уметь устанавливать отношения с окружением и эффективно управлять ими;
· представление о методах выращивания команд под сложные социальные проекты;
· умение целенаправленно формировать культуру организации, выражающейся в конкретных ценностях, нормах и убеждениях;
· владение методологией создания «научающихся организаций», обеспечивающей единство практики и теоретической подготовки одновременно;
· способность сочетать рутинное управление с постоянным целенаправленным организационным развитием.
Таким образом, изучение учебного курса «Основы менеджмента» позволит студентам освоить основные теоретические положения науки управления людьми, а также приобрести навыки этого управления.
Данное учебное пособие представляет собой авторский цикл лекции, разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.[2]
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.[3]
060800
ОПД. Ф. 07 Менеджмент
Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики.
Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента. Особенности российского менеджмента.
Интеграционные процессы в менеджменте.
Внешняя и внутренняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия.
Системы менеджмента: функции и организационные структуры.
Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений.
Механизмы менеджмента: средства и методы управления. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления.
Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала.
Личность менеджера.
Лидерство и стиль управления.
Власть и партнерство.
Групповая динамика и разрешение конфликтов.
Формальное и неформальное управление.
Ресурсы, качество и эффективность управления.
Система информационного обеспечения управления.
Инновационный потенциал менеджмента, профессионализация менеджмента.
АВТОКРАТИЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ - руководитель, имеющий достаточный объем власти, чтобы навязать свою волю исполнителям. В случае необходимости он сделает это, не колеблясь.
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - применение ЭВМ для проектирования новой продукции. Отказ от черчения вручную экономит время и позволяет легко изменять проект.
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СКЛАДСКИЕ СИСТЕМЫ - управляемые ЭВМ погрузочно-транспортные устройства для складирования и выдачи изделий по команде. ЭВМ также следит за местонахождением каждого изделия на складе. Эти системы также называют автоматизированными складами.
АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО — документ, удостоверяющий авторское право на изобретение. Если автор изобретения сохраняет за собой исключительное право на его использование, то ему выдается патент на изобретение.
АДАПТАЦИЯ — приспособление системы и ее отдельных элементов к изменяющимся условиям внешней среды.
АДАПТИВНАЯ СТРУКТУРА - организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде, и тем самым принципиально отличающаяся от механистической (или бюрократической) структуры. Называется также органической структурой.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ — подход, заключающийся в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения).
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ - форма полномочий, передаваемая административным функциям и руководителям, в отличие от линейных полномочий, когда последние передаются подчиненным.
АНАЛИЗ — разложение целого на элементы и последующее установление взаимосвязей между ними с целью повышения качества прогнозирования, оптимизации, обоснования, планирования управленческого решения по развитию объекта и оперативного управления его реализацией.
АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ - процесс стратегического планирования, предназначенный для контроля факторов, внешних по отношению к организации, с целью определения возможностей и опасностей.
АНАЛИЗ ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ - анализ, основанный на предложении, согласно которому случившееся в прошлом служит достаточно надежным указанием на то, что произойдет в будущем. Называется также проектированием тенденций.
АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ — комплексный анализ, имеющий своей целью выявление слабых и сильных сторон фирмы (страны), ее возможностей и угрозы ее положению на рынке. На основе полученных в ходе анализа прогнозных оценок устанавливаются цели и разрабатываются стратегии.