Содержание
Введение. 4
1. Краткое содержание курса. 5
1.1 Место методологии научного психологического исследования в системе научного знания. 5
1.2 Структура и уровни методологического знания. 6
1.3 Особенности становления и развития предмета методологии научного психологического исследования. 8
1.4 Философско-методологические основания психологии. 10
1.5 Психологическая теория и ее специфика. 11
1.6 Развитие основных традиций и школ в психологии и их особенности 12
1.6.1 Развитие психологии в поведенческом направлении. 12
1.6.2 Становление когнитивной традиции в психологии. 12
1.6.3 Формирование направления теории поля в психологии. 13
1.6.4 Психоаналитическая традиция в психологии. 13
1.6.5 Интеракционистский подход. 14
1.6.6 Экзистенциально-феноменологическая традиция в психологии 14
1.6.7 Гендерный подход. 15
1.7 Методы психологии. 15
1.8 Понятие организационных, эмпирических, количественных, качественных и интерпретационных методов в психологии. 17
1.8.1 Организационные методы.. 17
1.8.2 Эмпирические методы.. 18
1.8.3 Количественные и качественные методы.. 21
1.8.4 Интерпретационные методы.. 21
2. Тематика семинарских занятий. 23
3. Задания для проверки практических навыков. 32
4. Вопросы к экзамену. 35
5. Контрольные задания по курсу. 37
5.1 Бланк ответов к контрольным заданиям. 55
6. Литература. 56
Введение
Развивающаяся личность с необходимостью выступает объектом психологического и социально-педагогического воздействия. В процессе социализации наиболее отчетливо определяется индивидуальность и личностные особенности человека, которые требуют квалифицированного психологического анализа со стороны специалиста-психолога для осуществления необходимых коррекционных и/или формирующих мероприятий. В центре данной проблемы оказывается вопрос о способах получения нужной информации, о методологических обоснованиях объективности тех или иных диагностических инструментов.
Целью данного курса является формирование у студентов наиболее полного, комплексного представления о структуре и способах познания субъективной реальности, об изучении механизмов взаимодействия человека и среды. Целостность и системность знаний по данной проблеме позволяет студентам в процессе профессионализации наиболее рационально и непротиворечиво связывать аналитические, теоретические модели науки с ее прикладными аспектами.
Названная цель реализуется с помощью следующих задач:
1.Способствовать усвоению основных психологических понятий и категорий.
2.Развивать у студентов навыки учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности.
3.Формировать знания о методологических основаниях, правилах, формах и методах организации, проведения и обработки результатов научных исследований в области психологии.
4.Содействовать формированию профессионального самосознания студентов.
Важным моментом в подготовке профессионального психолога является развитие у студентов следующих умений:
ставить цели, формулировать и решать задачи в рамках научно-психологического исследования;
строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных психологических явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
осуществлять научный поиск с учетом актуальных тенденций современной психологической науки
Важным моментом в проведении исследования является адекватный выбор диагностического инструментария, правильная обработка и объективная интерпретация результатов исследования с учетом поставленных задач и современных тенденций развития научного психологического знания.
Краткое содержание курса
Место методологии научного психологического
Исследования в системе научного знания
Существует целый ряд определений понятия «методология» наиболее распространенными являются следующие:
«Методология – 1) совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке; 2) область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности. Так, методология науки изучает научное знание и научную деятельность».
В качестве опорного определения методологии может рассматриваться определение, данное П. Копниным и А. Спиркиным, «методология есть применение принципов мировоззрения к процессу познания».
Методология выполняет две глобальные функции:
1. служит теоретико-мировоззренческой (идеологической) основой научного познания, выступает как учение о методе познания
2. по степени общности методология может представляться как понятие всеобщее, общенаучное и частное.
В качестве учения о методе познания методология, как любая наука, имеет круг специфических проблем. Важнейшими среди них являются следующие: 1) анализ принципов, концепций, теорий, подходов; 2) проработка понятийного аппарата познавательного процесса и соответствующей терминологии, связь исследований; 3) описание и анализ исследовательского процесса его этапов и фаз; 4) изучение сфер применимости различных методов, процедур, технологий; 5) разработка отдельных методов (от частных до всеобщих).
Методология психологии – система принципов и способов организации и построения теории и практики отдельных психологических наук, их отраслей и всех их в целом, а также учение об этой системе.
Когда рассматриваются методологические основания современной научной психологии, часто собственно методологические проблемы смешиваются с проблемами теоретическими, с одной стороны, и с проблемами методическими, с другой стороны. Эти группы проблем необходимо различать.
Содержание методологии как идеологической основы научного познания раскрывается через систему соответствующих понятий. К таким понятиям относятся «наука», «философия» и «мировоззрение».
Структура и уровни методологического знания
Каждая научная область опирается на следующие типы знаний:
а) на непосредственно-чувственные данные восприятия событий и явлений в мире, получаемые на основе индивидуальных наблюдений;
б) на рациональные формы (способы) фиксирования чувственных данных и их последующее объяснение. Рациональные знания фиксируются посредством языка и различных знаково-символических средств и, в силу этого, приобретают обобществленный, обобщенный и конвенциональный (совместно верифицируемый и согласуемый) характер.
В качестверезультатов научного познания выступают:
а) факты – результаты эмпирического (опытного) научного познания;
б) теории – результаты построения научных объяснений известных фактов.
Следует различать научные, достоверно установленные, и ненаучные факты.
Основные функции теории в научном познании: объяснение и предсказание явлений и событий. Производная функция – теоретическое обобщение фактов и явлений. В этой связи следует различать разные типы научных обобщений.
Эмпирическое обобщение – объединение предметов и явлений по эмпирическим, наблюдаемым или измеряемым основаниям.
Теоретическое обобщение – объединение предметов и явлений с позиций единого способа объяснения их структурных, функциональных или генетических особенностей.
В состав научной теории включаютсялогически взаимосвязанные компоненты:
• предметная отнесенность теории;
• объяснительные принципы теории;
• логика теории.
Исходно научные теории строятся на основе выдвижения гипотез – научных предположений,которые в последующем либо подтверждаются, либо опровергаются в процессе эмпирических исследований. Следует различать теоретические и эмпирические предположения.
По содержанию гипотезы можно разделить на предположения: а) о наличии явления и его свойств; б) о составе и структуре явлений; в) о разнообразных связях между явлениями и их свойствами: пространственно-временных, функциональных, генетических связях; связях корреляционных или причинно-следственных и т.д.
Выделяются теории наивные и собственно научные (сильные и слабые).
Как правило, выделяется три уровня методологического анализа научных исследований и получаемых результатов – научных знаний: общефилософский, общенаучный и конкретно-научный.
Общефилософский уровень методологии определяется теми философскими позициями, которые занимает ученый по отношению к изучаемым явлениям. На уровне общефилософского анализа психических явлений можно выделить несколько основных философско-методологических позиций, которые можно занимать в интерпретации значения, роли, сущности, а также причин возникновения психики в мире: позиция панпсихизма, позиция идеализма, позиция материализма, позиция дуализма.
Общенаучный уровень методологической ориентировки обеспечивает обоснование тех критериев, в соответствии с которыми организация исследований и получаемые результаты признаются научными и относительно верными для данного уровня развития познавательной деятельности. В своей познавательной деятельности человек опирается на четыре источника знаний: обыденное (наивное) познание, религиозно-мистическое познание
Конкретно-научный уровень методологии обеспечивает ориентировку в организации научной деятельности и в анализе научных знаний в рамках каждой конкретной науки. В психологических исследованиях необходимо учитывать ряд феноменологических признаков психических явлений (Л.М. Веккер) и связанные с ними иллюзии.