В 60-е г. в США возникла когнитивная психология, которая изначально была направлена против бихевиористского исключения психического компонента из анализа поведения, против игнорирования познавательных процессов и познавательного развития. Когнитивная психология выросла из исследований необихевиористов. Она развивала подход, основанный на представлении о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации. Основную область исследований в когнитивной психологии составляют познавательные процессы – память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, решение задач, мышление, внимание, воображение и когнитивное развитие. Когнитивный подход распространился и на исследование эмоциональной и мотивационной сферы личности, а также на социальную психологию. Однако в когнитивной психологии не была создана единая теория, объяснявшая познавательные процессы.
Наиболее яркие представители когнитивной психологии – Ж. Пиаже, Дж. Келли, П. Жане, У.Найсер, Дж.Брунер, Д.Норман, Л.Фестингер, Ф.Хайдер, П.Лиднсей, Г.Саймон.
|
|
Формирование направления теории поля в психологии
Первым важным проявлением влияния физической теории поляв психологии явилось движение, известное как гештальтпсихология, у истоков которого стоят три немецких психолога – Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка, основавшие его в годы, непосредственно предшествовавшие Первой Мировой войне. Главный принцип гештальтпсихологии заключается в том, что поведение определяется психофизическим полем, в котором оно укоренено. Теория поля была создана Куртом Левином, считавшим, что для понимания поведения необходимо принимать во внимание всю ситуацию целиком, т.е. гештальт-ситуацию.Даже если индивидуум, поведение которого изучается, вспоминает прошлое или проецирует себя в будущее, он делает это сию минуту, т.е. в настоящем. Следовательно важны только те аспекты прошлого (или будущего), которые вплетены в ткань сиюминутной ситуации.
Среда окружает человека, однако человек никогда не является ее частью, а среда не является частью человека. Между тем, существуют проницаемые психологические границы, благодаря которым изменения, происходящие в среде могут вызвать изменения в человеке и наоборот.
Психоаналитическая традиция в психологии
При взгляде на личность основными объектами внимания здесь стали конфликт между бессознательным и сознанием, а также бессознательная мотивация поведения.
Исходные посылки:
1) психика человека функционирует на трех уровнях: сознание, предсознание, бессознательное;
|
|
2) личность человека включает в себя три тесно взаимосвязанные между собой психологические структуры («ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я»), которые служат «полномочными представителями» трех уровней психики;
3) становление психики происходит в рамках сексуальной сферы через преодоление Эдипова комплекса (у мальчиков) и комплекса Электры (у девочек).
Эта теория исходит из того, что только небольшая часть активности человека обусловлена сознанием и «рассудок не является хозяином в собственном доме». Рассудочная, сознательная сфера психики отражает лишь поверхностную часть личности («верхушку айсберга»). Главную же область психики («подводную часть айсберга») составляет сфера бессознательного» наполненная биологически обусловленными инстинктами. Именно они определяют личность человека, его поведение. Эта обусловленность проявляется в том, что инстинкты стимулируют высвобождение накопленной в психике энергии (либидо (лат. libido) - влечение, желание). Обращение З. Фрейда к сфере бессознательного позволило выявить многие корни нарушений психики, создать соответствующие психотерапевтические процедуры их устранения (метод свободных ассоциаций, анализ сновидений и оговорок, прием установления близких личных отношений между психотерапевтом и пациентом).
Интеракционистский подход
Подход, согласно которому подчеркивается значимость как индивидуальных различий, так и ситуационных факторов в объяснении поведения.
Основные направления исследований межгрупповых отношений: работы М.Шерифа по изучению группового взаимодействия как источника межгрупповых отношений (сотрудничества или враждебности), изучение А. Тэджфелом взаимосвязи межгрупповых отношений и осознания принадлежности к своей группе.
Крупный этап развития психологии малых групп за рубежом относится к периоду 30-х – началу 40-х годов и знаменуется рядом экспериментальных исследований, осуществленных в лабораторных и полевых условиях, и первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения. Изучаются малые группы в промышленности, оформляется социометрическое направление исследования групп.
Интеракциональные подходы актуализируются для прикладных задач коммуникативного менеджмента с 60-х - 70-х годов XX века. В концепции символического интеракционизма (Т. Мид, Г. Шибутани и др.), а также в теориях ролей (Э. Гоффман и др.) и референтных групп (Р. Мертон, Г. Хаймен, Т. Ньюком, М. Шериф и др.) речь идет о взаимодействии людей.