Становление когнитивной традиции в психологии

В 60-е г. в США возникла когнитивная психология, которая изначально была направлена против бихевиористского исключения психического компонента из анализа поведения, против игнорирования познавательных процессов и познавательного развития. Когнитивная психология выросла из исследований необихевиористов. Она развивала подход, основанный на представлении о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации. Основную область исследований в когнитивной психологии составляют познавательные процессы – память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, решение задач, мышление, внимание, воображение и когнитивное развитие. Когнитивный подход распространился и на исследование эмоциональной и мотивационной сферы личности, а также на социальную психологию. Однако в когнитивной психологии не была создана единая теория, объяснявшая познавательные процессы.

Наиболее яркие представители когнитивной психологии – Ж. Пиаже, Дж. Келли, П. Жане, У.Найсер, Дж.Брунер, Д.Норман, Л.Фестингер, Ф.Хайдер, П.Лиднсей, Г.Саймон.

Формирование направления теории поля в психологии

Первым важным проявлением влияния физической теории поляв психологии явилось движение, известное как гештальтпсихология, у истоков которого стоят три немецких психолога – Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка, основавшие его в годы, непосредственно предшествовавшие Первой Мировой войне. Главный принцип гештальтпсихологии заключается в том, что поведение определяется психофизическим полем, в котором оно укоренено. Теория поля была создана Куртом Левином, считавшим, что для понимания поведения необходимо принимать во внимание всю ситуацию целиком, т.е. гештальт-ситуацию.Даже если индивидуум, поведение которого изучается, вспоминает прошлое или проецирует себя в будущее, он делает это сию минуту, т.е. в настоящем. Следовательно важны только те аспекты прошлого (или будущего), которые вплетены в ткань сиюминутной ситуации.

Среда окружает человека, однако человек никогда не является ее частью, а среда не является частью человека. Между тем, существуют проницаемые психологические границы, благодаря которым изменения, происходящие в среде могут вызвать изменения в человеке и наоборот.

Психоаналитическая традиция в психологии

При взгляде на личность основными объектами внимания здесь стали конфликт между бессознательным и сознанием, а также бессознательная мотива­ция поведения.

Исходные посылки:

1) психика человека функционирует на трех уровнях: сознание, предсознание, бессознательное;

2) личность человека включает в себя три тесно взаимосвязанные между собой психологические структуры («ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я»), которые служат «полномочными представителями» трех уровней психики;

3) становление психики происходит в рамках сексуальной сферы через преодоление Эдипова комплекса (у мальчиков) и комплекса Электры (у девочек).

Эта теория исходит из того, что только небольшая часть активности человека обусловлена сознанием и «рассудок не является хозяином в собственном доме». Рассудочная, сознательная сфера психики отражает лишь поверхностную часть личности («верхушку айсберга»). Главную же область психики («подводную часть айсберга») составляет сфера бессознательного» наполненная биологически обуслов­ленными инстинктами. Именно они определяют личность человека, его поведение. Эта обусловленность проявляется в том, что инстинкты стимулируют высвобождение накопленной в психике энергии (либидо (лат. libido) - влечение, желание). Обращение З. Фрейда к сфере бессознательного позволило выявить многие корни нарушений психики, создать соответствующие психотерапевтические про­цедуры их устранения (метод свободных ассоциаций, анализ сновидений и оговорок, прием установления близких личных отношений между психотерапевтом и пациентом).

Интеракционистский подход

Подход, согласно которому подчеркивается значимость как индивидуальных различий, так и ситуационных факторов в объяснении поведения.

Основные направления исследований межгрупповых отношений: работы М.Шерифа по изучению группового взаимодействия как источника межгрупповых отношений (сотрудничества или враждебности), изучение А. Тэджфелом взаимосвязи межгрупповых отношений и осознания принадлежности к своей группе.

Крупный этап развития психологии малых групп за рубежом относится к периоду 30-х – началу 40-х годов и знаменуется рядом экспериментальных исследований, осуществленных в лабораторных и полевых условиях, и первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения. Изучаются малые группы в промышленности, оформляется социометрическое направление исследования групп.

Интеракциональные подходы актуализируются для прикладных задач коммуникативного менеджмента с 60-х - 70-х годов XX века. В концепции символического интеракционизма (Т. Мид, Г. Шибутани и др.), а также в теориях ролей (Э. Гоффман и др.) и референтных групп (Р. Мертон, Г. Хаймен, Т. Ньюком, М. Шериф и др.) речь идет о взаимодействии людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: