Наука есть особая сфера, форма и способ человеческой деятельности, добывающая знания о мире: природе, обществе, культуре, человеке. Наука есть одна из форм познания мира, и новое знание есть результат этого познания. Существуют и другие формы познания мира: философское, теологическое и т.д. Reber выделяет три значения науки.
Отличие науки от других форм познания (объективность, безоценочность в процессе добывания знаний, опора на рациональный критерий).
Функции методологии в научном познании зависят от формы методологии (дескриптивная и нормативная).
Рефлексивный характер методологического знания. Методология может рассматриваться как особая форма рефлексии. Виды и формы рефлексии научного знания: объективная рефлексия и субъективная рефлексия.
Рефлексия представляет собой единство отражения и преобразования объекта. Выделяются типы рефлексии: 1) онтологизм (эмпиризм или классическая наука); 2) гносеологизм (неклассическая стадия науки); 3) методологизм (постнеклассическая стадия).
|
|
Основной актуальной проблемой философско-психологического знания является проблема соотношения субъективности и объективности знаний. Знания человека – это его субъективные представления о той информации, которую ему поставляет либо сам объект познания в процессе их контакта, либо другой источник, повествующий об этом объекте. Т.е., между субъектом и объектом познания (действительностью) всегда находится психика, определяющая индивидуальность видения объекта разными субъектами.
Сущность комплексного, системного подхода к изучению взаимодействия человека и среды. Системный подход – это методологическое направление в изучении реальности, рассматривающее любой ее фрагмент как систему. Система есть некоторая целостность, взаимодействующая с окружающей средой и состоящая из множества элементов, находящихся между собой в некоторых отношениях и связях. Организация этих связей между элементами называется структурой. Элемент – мельчайшая часть системы, сохраняющая ее свойства в пределах данной системы. Свойства элементов определяются их положением в структуре и, в свою очередь, определяют свойства системы. Но свойства системы не сводятся к сумме свойств элементов. Система как целое синтезирует (объединяет и обобщает) свойства частей и элементов, в результате чего она обладает свойствами более высокого уровня организации, которые во взаимодействии с другими системами могут представать как ее функции.
Психологическая теория и ее специфика
В дословном значении психология – это «наука о душе», это знание о психике, наука, изучающая ее. Психология – это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.
|
|
Объектом исследования какой-либо науки выступает определенный фрагмент реальности, на который направлены исследовательские действия данной науки. Предметом исследования является какая-либо часть (сторона, проявление) объекта.
В психологии в самом общем плане объектом исследования выступают человек, различные социальные группы людей, животные и их сообщества. Предметом психологии выступает психика в целом или ее отдельные стороны и проявления любого объекта психологического изучения, то есть психика человека (в индивидуальном и общественном отношениях) и животных.
Предмет исследования включает в себя объект изучения, исследовательскую задачу, систему методологических средств и последовательность их применения. Объект исследования – область непосредственно наблюдаемой реальности, для которой выявлены устойчивые и необходимые связи между отдельными ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций. Средства исследования – фундаментальные понятия науки, с помощью которых расчленяется объект исследования и формулируется проблема, принципы и методы изучения объекта, средства получения эмпирических данных, включая технические средства. Основная цель психологической науки, определяющая ее сущность, – это познание психического во всех его проявлениях – от элементарных психических актов (ощущений) до личности и ее поведения. В наиболее обобщенном виде основными задачами психологии могут быть названы следующие.
1.Выявление и описание конкретных фактов психической жизни.
2. Объяснение психических фактов путем раскрытия психологических закономерностей.
3. Выяснение механизмов проявления психологических закономерностей (и законов).
Научный метод – это совокупность специальных правил и процедур, направленных на получение эмпирических знаний о мире – таком, какой он существует (притязания эмпирической психологии), и в той степени, в какой ученые способны его изучать и понимать (ограничения эмпирической психологии). Существуют три уровня понимания научного метода.
Развитие основных традиций и школ в психологии и их особенности
Развитие психологии в поведенческом направлении
Бихевиоризм– направление в американской психологии 20 века отрицающее сознание как предмет научногопознания и сводящее психику к различным формам поведения и понимаемого как совокупность реакций организма на стимул внешней среды. Бихевиоризм как направление в психологии было создано Уотсоном в начале 20 века в США, который включил в себя ряд положений:
1. Изучать можно только то, что объективно наблюдаемо, т.е. поведение.
2. Развитие поведения конкретного индивида целиком определяется влиянием окружающей среды.
3. Среда формирует поведение путем стимулов и подкреплений.
4. Невротический симптом или аномалии поведения являются следствием неадекватной условной связи.
Наиболее яркими представителями бихевиоризма являются: Торндайк, Толмен, К. Халл, Б. Скинер, Д. Мид, А. Бандура.