Соотношение понятий «методология», «метод» и «методика»

Категория «методология» тесно связана с некоторым множеством понятий, раскрывающих содержание познавательного процесса. Ближайшими из этих понятий являются «метод» и «методика». Методология по отношению к ним является понятием более широким и общим.

Методология – применение принципов мировоззрения к процессу познания.

Метод представляет собой конкретизацию методологии. В нем зафиксирован возможный круг объектов и предметов исследования, основные процедурные требования к работе с объектом, предполагаемые результаты. Метод – это способ достижения результатов в познании объекта и предмета изучения.

Как правило, конкретные условия применения метода налагают дополнительные ограничения, которые требуют методических уточнений, которые ведут к преобразованию метода в конкретную методику, которую можно охарактеризовать как совокупность сведений о целесообразном применении метода в конкретных условиях.

Метод в широком и узком смысле.

Метод (в широком смысле) – путь познания, опирающийся на не­которую совокупность ранее полученных общих знаний (принципов). Методология при этом выступает как учение о методах и принципах познания. Согласно данному пониманию метод находится в неразрывном единстве с теорией: любая система объективного знания может стать методом.

Метод (в узком смысле слова) представляет собой реализацию определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования.

 

Особенности становления и развития предмета методологии научного психологического исследования

Обычно выделяют три основных вида психологического исследования: 1) теоретическое, 2) эмпирическое, 3) прикладное. Цель теоретического исследования – получение обобщенного знания о каком-либо психологическом явлении. По уровню обобщения разделяются на: гипотезы, концепции, теории.

Эмпирическое исследование имеет своей целью получение фактического материала, впоследствии либо обобщаемого теоретическими проработками, либо используемого в прикладных целях.

Прикладное исследование направлено на получение практического эффекта в конкретных ситуациях жизнедеятельности человека.

Хотя в психологии рассматриваемая классификация видов исследования и «прижилась», но более приемлемым было бы разделение видов по двум разным принципам. Первый по признаку наличия или отсутствия этапа сбора данных об объекте исследования, на котором исследователь контактирует с этим объектом. По этому признаку выделяют эмпирическое и теоретическое исследования. Согласно второму принципу учитывается соотношение научной и практической значимости исследования. Здесь выделяются фундаментальные и прикладные исследования.

К основным категориям психологии относятся категории:

1. Личность (человек в контексте его социальных, приобретенных качеств; относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включенности в социальный контекст).

2. Деятельность (активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры).

3. Общение (специфическая форма взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности).

4. Отражение (свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем).

5. Сознание (высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека).

Основные методологические принципы отечественной психологии.

Принцип детерминизма.

Принцип системности.

Принцип формирования и развития психики в деятельности (принцип единства сознания и деятельности).

Принцип активности.

Принцип развития.

Принцип историзма.

А.Г. Асмолов (принцип предметности как оппозиция принципу стимульности; принцип активности как оппозиция принципу реактивности; принцип неадаптивной природы предметной деятельности человека как оппозиция принципу адаптивности; принцип опосредствования как оппозиция принципу непосредственных ассоциативных связей; принцип интериоризации-экстериоризации деятельности как оппозиция принципу социализации; принцип психологического анализа по единицам как оппозиция принципу анализа по элементам; принцип зависимости психического отражения от места отображаемого объекта в структуре деятельности).

А.А. Леонтьев (обобщенные постулаты, на которые опирается деятельностный подход к анализу и объяснению психических явлений: человеческие отношения к окружающему миру опосредствованы активной деятельностью (преодоление постулата непосредственности); деятельность есть исходный источник и (вторично) результат единства процессов преобразования и отражения действительности; «внешняя» деятельность есть исходный источник и (вторично) результат «внутренних», умственных, форм деятельности (процесс интериоризации); деятельность есть исходный источник и (вторично) результат единства субъективного и объективного, индивидуального и социального).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: