Тема 9. Эволюция управленческих парадигм

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основная задача курса – вооружить студентовзнаниями, связанными с историей менеджмента, условиями и факторами развития теорий и методов управления, влиянием национальных исторических факторов на формирование моделей управления.

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Иметь представление об исторических основах и современных тенденциях развития менеджмента.

Знать историческую базу существующих управленческих теорий.

Уметь:

- выделять этапы и школы в развитии менеджмента,

-определять условия и факторы развития менеджмента,

-анализировать многообразие моделей управления,

-определять место российской школы управления в менеджменте;

-анализировать ситуации, возникающие в процессе руководства организацией;

– формировать собственную управленческую концепцию;

– развивать в себе специальные качества и знания менеджера;

– ставить цели и добиваться их с помощью научных методов; пользоваться теориями мотивации и вознаграждения;

– создавать собственную систему мотивации в организации.

 

Овладеть компетенциями: оценивать и объяснять перспективы современного менеджмента.

 



ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ

РАБОТЫ

для очной формы обучения

 

Вид учебных занятий Всего часов Всего баллов
Общая трудоемкость дисциплины 180 100
Аудиторные занятия 51  
Лекции 17  
Практические занятия 17 15
Семинарские занятия 17 15
Лабораторные работы -  
Контрольное тестирование   10
Самостоятельная работа 129  
Домашнее задание (ДЗ) 30 20
Освоение материала 99  
Вид итогового контроля экзамен 40

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1.Раздел дисциплины и виды занятий

 

№ пп Раздел дисциплины Кол-во часов

 (17 часов)

1 модуль рейтингового контроля

1. Зарождение менеджмента 1
2. Понятие управления, его предмет и содержание 1
3. Возникновение и развитие школы научного менеджмента   2
4. Классическое направление в менеджменте 2

2 модуль рейтингового контроля

5. Школа человеческих отношений и поведенческих наук 2
6. Становление и развитие школы науки управления (количественной школы) 2
7. Подходы к менеджменту 2

3 модуль рейтингового контроля

8. Разнообразие моделей менеджмента 3
9. Эволюция управленческих парадигм 2
  ИТОГО: 17

Содержание разделов дисциплины

 

I модуль

Тема 1. Зарождение менеджмента

Возникновение потребности в управлении. Практика управления в древности. Развитие теории управления. Древние организации и структуры управления. Государственная структура управления в Древнем Египте. Промышленная революция и ее роль в возникновении науки управления. Научная мысль прошлого об управлении. Предпосылки возникновения науки управления. Развитие науки управления в России.

Тема 2. Понятие управления, его предмет и содержание

Понятие и сущность управления. Классификация процессов управления. Виды управления. Социальное управления.

Понятие и сущность менеджмента. Различия категорий «менеджмент» и «управление». Менеджер как субъект управления. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. Подходы к классификации основных этапов развития менеджмента.

 

Тема 3. Возникновение и развитие школы научного менеджмента

Ф.У. Тейлор – основоположник научного управления производством. Основные положения концепции Тейлора. Основные задачи менеджмента по Тейлору. Последователи Ф. Тейлора. Генри Гантт, Френк и Лилиан Гилбрет, их взгляды на развитие организации и технического нормирования труда. Принципы производительности Г. Эмерсона. Поточные методы организации Генри Форда.

 

Тема 4. Классическое направление в менеджменте

Родоначальник классического направления – Анри Файоль. Цели и задачи классической школы управления. Функции управления (планирование, организация, распорядительство, координирование и контроль). Принципы управления Анри Файоля. Л.Ф. Урвик и его принципы построения формальной организации. Принципы организации по М.Веберу.

 

II модуль

Тема 5. Школа человеческих отношений и поведенческих наук

Бихевиоризм – теория человеческого поведения. Р. Оуэн и П. Фоллетт – представители школы человеческих отношений. Основные положения доктрины «человеческих отношений». Хоторнские эксперименты Элтона Мейо. Теория Ч. Барнарда. Формальные и неформальные организации. Пирамида потребностей А.Маслоу. Концепция ERG К. Альдерфера, концепция приобретенных потребностей Макклелланда, концепция двух факторов Герцберга. Теория мотивации. Теория ожидания. Теория постановки целей. Теория равенства. Модель Портера-Лоулера. Развитие теории лидерства и стиль руководства.

 

Тема 6. Становление и развитие школы науки управления (количественной школы)

Методологические основы школы науки управления. Экономико-математические методы и модели в менеджменте.

 

Тема 7. Подходы к менеджменту

Комплексный. Интеграционный. Маркетинговый. Функциональный. Динамический. Воспроизводственный. Процессный. Нормативный. Количественный. Административный. Поведенческий. Ситуационный. Системный.

III модуль

Тема 8. Разнообразие моделей менеджмента

Американская модель менеджмента. Традиционный, командный, рыночный подходы. Стратегическое управление. Основные принципы современного американского менеджмента. Сущность японского менеджмента. Система «пожизненного найма». Система «синьоризма». Западно-европейская модель менеджмента. Система социальной защиты населения. Индикативное планирование. Социальное партнерство. Шведская модель социализма. Развитие менеджмента в России. Теория Богданова А.А. Концепция «Трудовой установки». Теория социалистического рационализма, концепция О.А.Ерманского. Проблемы НОТ в трудах П.М. Керженцева. Комплексный подход. Первая реформа системы управления экономикой. Структурная перестройка управления народным хозяйством. Радикальные реформы управления. Создание целостной системы хозяйствования. Этапы проведения приватизации.

 

Тема 9. Эволюция управленческих парадигм

Старая парадигма управления. Ее основные положения. Современная система взглядов на управление. Основные положения новой парадигмы управления. Основные положения новой парадигмы управления в Российской Федерации. новые концепции управления. Современные концепции в развитии производственного менеджмента. Перспективы развития современного менеджмента.

                         


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: