Весьма колоритна фигура П. Абеляра (1079 - 1142). В автобиографическом сочинении «История моих бедствий» он талантливо описал не только трагическую историю своей любви к Элоизе, но и свои философские убеждения, конфликты с церковью и правоверными ñõîластами. П. Абеляр пользовался широкой популярностью среди слушателей Парижского университета. Когда он был оттуда изгнан, толпы молодых людей стекались на его лекции, читаемые им в лесу под Парижем. Католическая церковь дважды осудила его учение как ересь. Принцип П. Абеляра — «понимать, чтобы верить». Абеляр проводил четкую границу между верой и знанием. Он усматривает в заблуждениях веры «величайшие опасности», не видит в ней никакого движения вперед. Философы, по мнению П. Абеляра, используют разумные доказательства; в отличие от веры, человеческие знания о вещах со временем возрастают; в любом философском обсуждении авторитет ставится на последнее место или совсем не принимается во внимание. Первым ключом мудрости П. Абеляр считает постоянное вопрошание, а самым главным для философа — исследовать истину при помощи разума и следовать во всем его доводам. П. Абеляр полагал, что в Евангелиях кое-что кажется несогласным с истиной, значит, даже в христианстве заключено немало заблуждений (См.: Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959. С. 96-103).
Тенденция к обособлению философии от теологии нашла выражение у аверроиста, сторонника теории двойственной истины, преподавателя Парижского университета Сигера Брабантского (ок. 1235 — ок. 1282). Для Сигера Бог — это некая безличная абстракция, которая не властвует над миром и человеком, а мыслит лишь о себе самом, подобно богам Эпикура; Бог не может предвидеть будущее, не может дать бессмертие смертной вещи. Мир вечен; никогда не было первого человека. Существует вечный интеллект, общий разум бесконечной цепи поколений, который может действовать лишь в связи с телом. [267] Наказание и награду человек получает в земной жизни; душа погибает вместе с гибелью тела. Нет и чудес; ненужными оказываются молитвы, обряды и т.п. (См.: Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. М., 1962. С. 349-360).
Свободомыслие Возрождения
Роль науки в развитии свободомыслия
Развитие свободомыслия в эпоху Возрождения было обусловлено как социальными сдвигами, так и изменениями в области производства и науки, начавшей приобретать новые черты, прежде всего экспериментальный характер. В этот период (XIV — XVI вв.) расширяется сфера свободных ремесел, в которой действует самая активная часть земледельческого населения, вырвавшаяся из крепостного состояния и обосновавшаяся в городах. Развивается техника свободного промышленного труда, торговля, возникает книгопечатание, отразившее потребность общества в массовом фиксированном знании (См.: Сунягин Г.Ф. О некоторых предпосылках культуры Возрождения //Вопросы философии. 1985. № 7. С. 94-103). Именно в этот период совершается кругосветное путешествие Магеллана, происходит открытие Америки, возобновляется интерес к медицине, анатомии, физике, астрономии.
Н. Коперник (1473 — 1545) в книге «Об обращении небесных кругов» математически обосновал гелиоцентрическую систему мира. Это учение противоречило геоцентрической системе, с помощью которой обосновывались библейские представления о происхождении мира и человека, а также учение об искуплении. Почти через столетие естественнонаучные открытия Галилео Галилея (1564 — 1642) подтвердили правильность учения Коперника о том, что между мирами земным и небесным нет различий, они подчиняются одним и тем же законам природы, которые познаются математическим и экспериментальным путем.
Сходства и различия между светской культурой Возрождения и Реформацией
Светская культура Возрождения и трансформированная религиозность Реформации противостояли феодализму и католицизму. Общее между ними — социально-экономические истоки, отражение настроений возникающих буржуазных прослоек общества; критика католической церкви, использование античной традиции, древних языков. Но между ними были и существенные различия: Возрождение выстроило не новую религиозность, как это сделала Реформация, а новую, светскую, культуру; критика католицизма велась с позиций рационалистических. Культуре Возрождения присуща свобода от жесткой регламентации мыслей, веротерпимость. В отличие от Реформации, сохранившей концепцию греховности человеческой природы, Возрождение провозглашает принципиальную доброту человека и, главное, разрабатывает новую, гуманистическую концепцию личности. В центре внимания Возрож [268] дения — мирской человек, обладающий индивидуальной свободой, то время как у деятелей Реформации человек рассматривается в его непосредственном отношении к Богу.






