Религиозный индифферентизм и гуманизм в литературных и исторических сочинениях

В течение всего средневековья в странах Европы и на Востоке идеи свободомыслияпроявлялись в художественной литературе, поэзии, в сочинениях историков, летописцев. В романах — исторических, любовных, приключенческих — участие Бога сводится к минимуму, а ответственность за свои поступки несут сами люди. Религиозные темы в ряде произведений вообще не затрагиваются, а если затрагиваются, то освещаются критически. Человек действует, руководствуясь чисто земными мотивами, он не ставит своей целью достижение христианского благочестия и ради земных радостей готов пожертвовать райскими благами. Мир и человекпредстают в каждый момент жизни не как нечто тленное, бренное, но как исполненное ценности. Воспевание любви, красоты природы, достоинства человека, прекрасного женского тела — характерная черта и поэзии вагантов, и византийской любовной прозы, и куртуазного романа, и лирики трубадуров.

Художники этого времени обнаруживают всю сложность и противоречивость человеческой души, образы их героев становятся более жизненными, правдивыми. Безрелигиозными, исполненными живого чувства были многие стихотворения странствующих клириков XII - XIII вв., не нашедших своего места в церковной структуре, — вагантов. Их лирические стихи о весне, о любви, о свидании отдалены от христианских созерцаний, церковно-догматических норм морали, обращены к интимной стороне человеческой души. «Что любовью ве [263] лено - выше описанья!» — говорил французский поэт Вальтер Шатильонский (XII в.). Герой его стихотворения «Песня о свидании», решивший отдохнуть под сенью дерева, неравнодушен к красоте природы: «Гнулись ветки пышные, пели струйки слышные, и тенистой сеткою над волной студеной кров шумел зеленый, каждой длинной веткою к влаге наклоненный». И как часть этой прекрасной природы - возлюбленная, «лилия младая»: «лба ее белее нет, губ ее нежнее нет».

Индифферентность в религиозных вопросах была характерна для целого ряда историков средневековья. Необходимость фиксации реальных событий приводила историков к поискам причин и смысла тех или иных событий в самой жизни. Такого рода исторические писатели были и в Европе, и на Востоке. Например, в хронике Э. Эйнгарда (ок. 770 — 840) «Жизнь Карла Великого» Карл (742 —814) изображен человеком вполне светским.

Историки воссоздавали богатую событиями, многообразную жизнь своего времени, правдиво описывали характеры людей, мотивы их действий. Идеи провиденциализма с течением времени вытесняются даже из хроник, посвященных крестовым походам, особенно это ха­рактерно для арабских авторов, объяснявших крестовые походы не­религиозными факторами. В древнерусской летописи нередки элементы реалистического подхода к миру. Наиболее светскими были новгородские летописи раннего периода. Содержание летописей сос­тавляли внутриполитические события, записи о стихийных бедствиях, об урожайных годах и т. д. Автор «Слова о полку Игореве» (XII в.) свободен от христианских идей провиденциализма, смирения, упо­вания на Бога, покаяния и видит свою цель в защите родной земли, установлении мира между русскими князьями, изображения которых в поэме лишены христианских черт.

Роль опытного знания в развитии свободомыслия

Рост научных знаний в Европе особенно заметен в XI — XII вв. Расширяется область ма­тематических, астрономических, медицинских знаний. Естественнонаучными проблемами интересовались философы Шартрской школы (XII в.). Деятельность переводчиков ведет к открытию не только греческой, но и арабской науки. Появляются университеты, в которых осуществляется система образования, обо­собившаяся от церкви (См.: Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. М., 1989. С. 86). Значительным шагом вперед была концепция опытного познания природы, разработанная английским философом XIII в. Р. Бэконом (ок. 1214 — 1292), методом познания природы он провозгласил опыт и наблюдение. Этот метод отличался от теологиче­ского познания, связанного с поиском символических сверхчувствен­ных значений в явлениях природы. Бэкон был уверен в способности человека не только познать природу, но и создать немыслимые для [264] того времени вещи: колесницы без коней, летательные аппараты, суда, управляемые одним человеком, микроскоп и телескоп.

Свободомыслие в философии

В средние века теология и философия тесно переплетались, в значительной мере философия была служанкой теологии. В философии содержались проблемы, разработка которых подняла ее на более высокий по сравнению с античностью уровень: соотношение общего и единичного (что выразилось в спорах реалистов и номиналистов), веры и знания, теологии и философии, проблема человека, его духовного развития. Не всякая философия удовлетворялась ролью служанки теологии: в сочинениях неортодоксальных схоластиков содержались выступления против претензий теологии на нераздельное господство в интеллектуальной жизни. Свободомыслящие философы искали пути освобождения философии от безраздельной власти теологии, это проявилось в теории двойственной истины. Суть ее наиболее отчетливо выражена в тезисе: существуют две независимые друг от друга истины — божественная и человеческая, религиозная и философская, которые могут не только не совпадать друг с другом, но и противоречить друг другу. Философская истина признавалась равноправной с теологической. Эта теория восходит еще к Ибн Сине (980— 1037), затем через Ибн Рушда (1126— 1198) в разных формах распространяется в Европе. О препятствиях на пути этой теории свидетельствует тот факт, что в 1270 г. в Парижском университете был открыт артистический факультет (от ars — искуство), но философии было запрещено оспаривать теологические положения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: