МИНИСТЕРСВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель начальника
Московского университета
МВД России
генерал-майор полиции
С.С. Жевлакович
« » 2012 г.
ТЕМАТИКА
ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
по учебной дисциплине
«Педагогические основы воспитательной работы в ОВД»
для слушателей факультета заочного обучения
на 2013/2014 учебный год
Специальность: 030505.65 - «Правоохранительная деятельность»,
030501.65 «Юриспруденция».
Начальник кафедры педагогики
к.п.н. доцент, полковник полиции
С.Н. Тихомиров
«____» ____________ 2012 г.
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры
протокол № 4 от «22» 11. 2012 г.
|
|
Москва 2012
Содержание и особенности самостоятельной работы по дисциплине
Целью изучения учебной дисциплины «Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел» является информирование слушателей, обучающихся на ФЗВО университета о возможностях применения педагогической теории и педагогических технологий в работе специалистов органов внутренних дел.
Достижению названной цели будет способствовать последовательное решение ряда задач: раскрытие основных теоретических положений педагогической науки;
- демонстрация особенностей разрешения педагогически значимых ситуаций, возникающих в деятельности сотрудников органов внутренних дел;
- содействие формированию умений решать профессиональные задачи педагогическими средствами.
В результате изучения курса и самостоятельной работы слушатели должны знать и понимать:
- Основные положения современной теории и методики воспитательной работы.
- Организацию деятельности субъектов морально-психологического обеспечения служебной деятельности ОВД и их нормативно-правовое и информационно-методическое обеспечение.
- Структуру кадровых и воспитательных аппаратов органов внутренних дел и их задачи.
- Основные требования, предъявляемые к личности руководителя-воспитателя и его роль вморально-психологическим обеспечении оперативно-служебной деятельности, а также основные направления воспитательной работы.
Уметь:
- Планировать морально-психологическое обеспечение и воспитательные мероприятия с личным составом органа или подразделения.
|
|
- Компетентно применять практически основные формы и методы воспитательной работы.
- Планировать основные мероприятия воспитательной работы с различными категориями личного состава подразделения.
- Проводить педагогическую диагностику, определять и давать оценку основным педагогическим процессам в коллективе органов и подразделений милиции, проводить работу по укреплению социально-психологического климата, укреплению дисциплины и законности.
Задачи домашней контрольной работы:
1. Овладение основными положениями современной теории и методики воспитательной работы;
2. Овладение профессиональными методами анализа и оценки морально-психологического климата в подразделении и конкретной педагогической ситуации.
3. Формирование навыков педагогической диагностики воспитанности сотрудников.
4. Развитие рефлексивных умений слушателей.
Содержание самостоятельной работы
1. На основе изучения нормативных документов и анализа педагогической литературы о педагогике в правоохранительной деятельности выделить и описать сущность и особенности организации морально-психологического обеспечения правоохранительной деятельности в органе, подразделении внутренних дел, показать функциональные особенности деятельности руководителя подразделения и офицеров-воспитателей.
Контрольная работа выполняется в межсессионный период и может быть подготовлена по следующему примерному плану:
- название направления морально-психологического обеспечения деятельности, форм и методов ее осуществления;
- их основные особенности;
- условия применения в органе, подразделении или учреждении МВД;
- опишите основные параметры методики применения в воспитательной практике.
Форма отчетности
Работа представляется в письменном виде на 10-12 страницах машинописного текста. Кафедра педагогики исходит из того, что домашняя контрольная работа - форма самостоятельной работы, направленной на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной учебной дисциплины. Основная задача работы над домашней контрольной работой по предмету - углубленное изучение определенной проблемы курса, получение более полной информации по какому-либо его разделу. Научно-исследовательский аспект в такой работе обычно не предусматривается. Тема домашней контрольной работы предложена кафедрой педагогики университета.
При подготовке домашней контрольной работы необходимо использование достаточного для раскрытия темы количества источников, непосредственно относящихся к изучаемой теме (книг и статей).
Оценка качества работы слушателя над домашней контрольной работой, представленной в установленном порядке на факультет, производится преподавателем кафедры педагогики.
Выбор темы домашней контрольной работы осуществляется по начальной букве фамилии обучающегося. Если в учебной группе окажется больше лиц с фамилией, начинающейся на какую-либо из букв и не будет хватать предложенных кафедрой номеров контрольных работ, то следует выбрать тему из следующей по алфавиту буквы или обратиться к преподавателю.
Начальная буква фамилии обучающегося | Номер темы домашней контрольной работы | Примечание | |
А | 1.1; 5.1; 4.4 |
| |
Б | 1.2; 5.2; 4.5 | ||
В | 1.3; 5.3; 3.10 | ||
Г | 1.4; 5.4; 2.2 | ||
Д | 1.5; 5.5; 3.9 | ||
Е | 1.6; 4.6 | ||
Ж | 2.1; 4.3 | ||
З | 2.2 | ||
И | 2.3; 2.4; 5.6; 5.7 | ||
К | 2.5; 5.8; 5.9; 5.10; 5.11; | ||
Л | 3.1; 5.13; | ||
М | 3.2; 6. 1; 2.1; 2.2 | ||
Н | 3.3; 6.24 3.9 | ||
О | 3.4; 6.3; 3.12 | ||
П | 3.5; 6.4; 6.9 | ||
Р | 3.6; 6.5; 4.6 | ||
С | 3.7; 6.6 | ||
Т | 3.8; 6.7 | ||
У | 3.9; | ||
Ф | 3.10 | ||
Х | 3.11 | ||
Ц | 3.12 | ||
Ч | 4.1; 6.9. | ||
Ш | 4.2; 6.8 | ||
Щ | 4.3 | ||
Э | 4.4 | ||
Ю | 4.5 | ||
Я | 4.6 |
Тематика домашних контрольных работ
|
|
по учебной дисциплине«Педагогические основы воспитательной работы в
органах внутренних дел»
Вариант 1.1. – 1.6.
Контрольная работа 1.1. Актуальность педагогики в деятельности сотрудников ОВД.
Контрольная работа 1.2. Основные категории педагогической науки.
Контрольная работа 1.3. Требования к уровню профессионально-педагогической подготовленности в различных видах правоохранительной деятельности.
Контрольная работа 1.4. Виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой и ее воспитательной функцией.
Контрольная работа 1.5. Основные направления морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел в современных условиях.
Контрольная работа 1.6. Основные принципы воспитательного процесса, как целостной системы и задачи ее построения.
Рекомендуемая литература:
Основная
1. Прикладная юридическая педагогика: Учебник./ Под ред. В.Я. Кикотя и А.М. Столяренко. М., 2008.
2. Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел: учебное пособие / под общ. ред. докт. педагог. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД РФ, 2009.
3. Юридическая педагогика: Учебник/ Под ред. В.Я. Кикотя и А.М. Столяренко. М., 2004.
4. Формы и методы организации воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России: учебно-методическое пособие. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.
Дополнительная
1. Психология. Педагогика. Этика / Под ред. Ю.В. Наумкина. М., 2002.
2. Основы воспитательной работы в ОВД: Альбом схем. Жевлакович С.С., Тихомиров С.Н., Цветков В.Л. М., 2003.
4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник. С.А. Смирнов, И.Б. Котова, И.Н. Шиянов. М., 2005.
5. Педагогика: Учебник. Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2006.
6. Основы работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел: учебное пособие / под общ. ред. кандидата педагогических наук В.Л. Кубышко. - М., ЦОКР МВД России, 2008.
|
|
7. Столяренко А.М. Общая педагогика. М., 2006.
Методические рекомендации для подготовки к темам 1.1. -1.6.
При подготовке домашней контрольной работы по темам 1.1.-1.6 просим обратить внимание на список рекомендованной литературы к данному занятию, где указаны основные нормативно-правовые акты, среди них Приказ МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел», Приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности». На сайте ДКО МВД России в Интернете Вы можете найти материал о системе морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел.
При подготовке контрольных работ по темам 1.1-1.6, относящимся к пониманию роли педагогической науки, следует осветить понятия категорий педагогики, исследовать место и роль педагогики в конкретных сферах профессиональной деятельности ОВД и определить ее воспитательные функции, развить умения составлять индивидуальную программу основных направлений воспитательной работы, развить понимание проблемы основных принципов воспитательного процесса.
При работе с данной группой тем дисциплины по вопросам об основных видах связей правоохранительной деятельности с педагогикой и ее воспитательной функцией, необходимо иметь ввиду четыре области соприкосновения:
Первая область соприкосновения – имеющиеся во внешней среде явления педагогической реальности (воспитание граждан и т.п.).
Вторая область: возникающие при осуществлении профдеятельности проблемы и необходимость их решений на основе рекомендаций педагога.
Третья область – влияние на деятельность специалиста и ее результаты его собственных педагогических способностей.
Четвертая область – влияние на деятельность специалистов и ее результаты профессионализма (профессионально-нравственная сфера), составляющей которого является его профессионально- педагогическая подготовленность.
При раскрытии основных принципов воспитательного процесса можно использовать формулу «С.О.Ц.В.Е.Т.И.Е.»:
1. С – связь воспитания с жизнью и деятельностью сотрудника.
2. О – опора на положительное в личности и коллективе.
3. Ц – целеустремленность воспитания.
4. В – воспитание в коллективе.
5. Е – единство воспитания и самовоспитания.
6. Т - требовательность к личности и уважение ее личностного достоинства.
7. И – индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании.
8. Е = единство и согласованность воспитательных воздействий субъектов воспитания.
Вариант 2.1. – 2.5.
Контрольная работа 2. 1. Понятие «воспитательная система» и ее основные компоненты применительно к морально-психологическому обеспечению деятельности органов внутренних дел.
Контрольная работа 2. 2. Образовательная система и ее отличие от других социокультурных систем.
Контрольная работа 2. 3. Системный подход в воспитательной работе ОВД.
Контрольная работа 2. 4. Понятие «Педагогический процесс» и его основные компоненты в планировании воспитательной работы ОВД.
Контрольная работа 2. 5. Педагогический процесс как специально организованная целенаправленная деятельность субъектов морально-психологического обеспечения деятельности ОВД.
Рекомендуемая литература:
Основная
1. Прикладная юридическая педагогика: Учебник./ Под ред. В.Я. Кикотя и А.М. Столяренко. М., 2008.
2. Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел: учебное пособие / под общ. ред. докт. педагог. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД РФ, 2009.
3. Юридическая педагогика: Учебник/ Под ред. В.Я. Кикотя и А.М. Столяренко. М., 2004.
4. Формы и методы организации воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России: учебно-методическое пособие. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.
Дополнительная
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб, 2010.
2. Психология. Педагогика. Этика / Под ред. Ю.В. Наумкина. М., 2002.
3. Столяренко А.М. Психология и педагогика. М., 2001.
4.Основы воспитательной работы в ОВД: Альбом схем. Жевлакович С.С., Тихомиров С.Н., Цветков В.Л. М., 2003.
5. Основы работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел: учебное пособие / под общ. ред. кандидата педагогических наук В.Л. Кубышко. - М., ЦОКР МВД России, 2008.
6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник. С.А. Смирнов, И.Б. Котова, И.Н. Шиянов. М., 2005.
7. Педагогика: Учебник. Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2006.
8. Столяренко А.М. Общая педагогика. М., 2006.