Методические рекомендации для подготовки к темам 3.1 -3.12

При подготовке домашней контрольной работы по темам 3.1-3.12 обратите внимание, что под воспита­тельной работой в органах внутренних дел понимается целенаправленная деятельность руководителей, кадровых и воспитательных подразделений, общественных институтов по формированию у сотрудников высоких профессиональных, гражданских и морально-психологических качеств, повы­шению уровня общей культуры, мобилизация их на эффективное выполнение оперативно-служебных задач, направленных на: мобилиза­цию личного состава органов внутренних дел на успешное выполнение опе­ративно-служебных задач, укрепление законности и дисциплины; обеспечение дифференцированного подхода в организации и проведении воспитательной работы с разными категориями личного состава; воспитания уважения к исто­рии, культуре, языку, традициям народов России; воспитания у сотрудников необходимых профессиональных качеств; формирование здорового морально-психологического климата в коллективах органов внутренних дел; использова­ние возможностей общественных организаций органов внутренних дел в сфере воспитательной работы; психологического обеспечения работы с кадрами; формирование и поддержка позитивного общественного мнения о деятельно­сти органов внутренних дел.

Воспитательная работа в органах внутренних дел строится в соответст­вии со следующими принципами: государственно-профессиональная направленность воспитания в процессе служебной деятельности; комплексный под­ход к воспитанию сотрудников с опорой на достижения практической психо­логии, новейших психотехнологий; требовательное и уважительное отноше­ние к сотруднику при опоре на положительные качества личности; индиви­дуальный и дифференцированный подход с учетом индивидуально-психо-логических, личностных, мотивационно-волевых качеств сотрудников; единст­во, согласованность и преемственность в воспитательной деятельности субъ­ектов воспитания.

Кроме того, обратите внимание на ряд закономерностей, присущих воспитательной работе в органах внутренних дел, среди которых: соответствие целей и задач. Содержания и методики воспитания типу государства, харак­теру экономических, политических, социальных и духовных основ общества; воспитательные последствия в зависимости от личного примера субъектов воспитания; выбор средств, форм и методов, адекватных целям и задачам воспитательной работы, индивидуальным особенностям сотрудника, уровню его развития и морально-психологическим характеристикам.

При подготовке к темам 3.1, 3.9, 3.11 имейте в виду, что основной целью является знание о развитие и формировании личностных качеств сотрудника. Эта цель реализуется посредством выполнения следующих основных задач: формирование государственно-правового мировоззрения, при это следует обратить внимание на список рекомендованной литературы к данному занятию, где указаны основ­ные нормативно-правовые акты. Среди них главенствующее место занимает Приказ МВД России № 120  от 01.02. 2007 г. «О  комплексном реформировании системы воспитательной работы в ор­ганах внутренних дел».

При подготовке тем 3.4, 3.8, 3.9., вспомните, что субъектами воспита­тельной работы с сотрудниками органов внутренних дел выступают: общество в целом; органы регионального и местного самоуправления; средства массо­вой информации; служебные коллективы органов внутренних дел и подраз­делений; различные общественные и религиозные объединения; семьи и близкие родственники сотрудников.

В любом деле успех определяется людьми, их профессиональной под­готовленностью, умением и желанием качественно трудиться, неукоснительно выполнять возложенные на них функциональные обязанности. В этой связи достаточно высока роль руководителя органа внутренних дел. Но и к нему предъявляются определенные требования, среди которых: наличие оп­ределенных теоретических познаний в области педагогики, психологии лич­ности и коллектива; умение практически организовать воспитательный про­цесс в служебном коллективе; высокая нравственная культура; умения делать правильные выводы из складывающихся взаимоотношений в коллективе. Все это надо учитывать при подготовке к третьему вопросу семинара.

При подготовке тем 3.5, 3.9, 3.10  обратите внимание на то, что профессионально-нравственное воспитание личного состава органов вну­тренних дел представляет собой целенаправленный процесс по формированию у сотрудников гражданской активности, высоких моральных качеств, осо­знанной готовности выполнять свой служебный долг по защите жизни и здо­ровья, прав и законных интересов граждан, охранять общественную безо­пасность и правопорядок в стране.

Среди основных задач профессионально-нравственного воспитания вы­делите такие, как: воспитание у личного состава верности Конституции РФ, законам, Присяге сотрудников ОВД; воспитание гордости и уважения к своей профессии, понимания ее общественной значимости; воспитание преданности служебному долгу, честного и добросовестного отношения к выполнению своих профессиональных обязанностей, проявления инициативы и самостоя­тельности; формирование позитивного отношения сотрудников к высоким требованиям, предъявляемым к результативности и работы, личной ответст­венности за порученный участок деятельности; формирование убежденности и потребности в систематическом повышении профессионального мастерства и деловой квалификации, поддержании личной готовности к выполнению опе­ративно-служебных задач в сложной, в том числе экстремальной обстановке, соблюдению бдительности; развитие у сотрудников здоровой потребности в служебном росте; воспитание у личного состава устойчивых нравственных чувств; создание здорового морально-психологического климата в служеб­ных коллективах; предупреждение профессиональной деформации, профилак­тика грубости, хамства, черствости и бездушия.

Готовясь к написанию контрольной работы по данному разделу, имейте в виду, что успешное выполнение сложных и ответственных задач, стоящих перед органами внутренних дел, находится в прямой зависимости от уровня соблюдения личным составом требований законности и служебной дисциплины при выполнении им функ­циональных обязанностей в своей повседневной деятельности. При обсуждении проблем, связанных с укреплением законности и служебной дисциплины, надо раскрыть следующие направления воспитательной работы: формирование правовой культуры сотрудников, содержание которой включает в себя правовые знания, правовые установки и убеждения, правомер­ные действия; совершенствование индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками с использованием присущих ей форм и методов; постоянный контроль руководителей за деятельностью подчиненного личного состава; дисциплинарная практика; применение к сотрудникам мер материального и орального стимулирования.

В ходе родготовки контрольной работы по проблемам патриотического воспитания надо иметь ввиду, что оно есть - одно из важных направлений воспитательной работы с личным составом ОВД. Следовательно, для становления личности сотрудника ОВД - гражданина и патриота России - необходимо си­стематическое воздействие на его сознание и чувства.

Среди основных задач героико-патриотического воспитания выделите следующие: изучение истории Российского государства; воспитание у со­трудников любви к многонациональной Родине; разъяснение необходимости и решительной борьбы с преступностью как с национальным бедствием, лич­ной ответственности каждого сотрудника в этом важном государственном деле; воспитание потребности жить в мире и дружбе со всеми народами, чув­ства добрососедства, уважения к национальным и историческим особенностям каждой национальности; пропаганда примеров героизма и мужества сотруд­ников ОВД, образцового исполнения служебного долга и т.д.

Немаловажен в данной теме и вопрос создания позитивно-привле­кательного имиджа сотрудника ОВД как части его профессиональной культу­ры. Причем обретение профессионального имиджа сотрудника не является са­моцелью. Обладание им составляет весьма существенную его личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл. Практика показала, что принижение значения имиджа или уделение ему вто­ростепенного значения свидетельствует о низком уровне культуры служаще­го. Вот почему создание позитивно-привлекательного имиджа сотрудника ОВД является одним из направлений воспитательной работы.

При подготовке к вопросу практического занятия обратите внимание на то, что государственно-правовое информирование (ГПИ) следует рассматри­вать как важнейших элемент управленческой деятельности, неотъемлемую часть воспитательного процесса, эффективное средство повышения информированности сотрудников, их правового, нравственного и патриотического воспитания.

    Система ГПИ включает в себя:  общественно-государственную подготовку;    информационные беседы; лекции и доклады; тематические вечера; читательские и зрительские конференции; работу университетов, школ, лекториев правового воспитания; оформления наглядной агитации и т.д.

Цель ГПИ - способствовать формированию государственно-правового мировоззрения сотрудников, как системы обобщенных взглядов и воззрений на роль и функции государства в обществе, место МВД России в системе го­сударственной власти и управление РФ, значимость деятельности сотрудников ОВД в выполнении оперативно-служебных задач в сфере охраны прав и свобод граждан, защите интересов общества и государства, а также обусловленные этими взглядами убеждения и принципы деятельности личного состава.

Задачами ГПИ являются:

§ усвоение системы общественно-исторических и правовых знаний; разъяснение государственной политики; формирование у сотрудников ОВД четкой позиции в оценке явлений окружающей действительности, тенденций развития общественно-полити­ческой, экономической, оперативно-служебной обстановки в стране и регионе; обучение психолого-педагогическим навыкам работы с людьми; воспитание личного состава в духе патриотизма, верности Консти­туции РФ, Присяге и служебному долгу; воспитание у сотрудников высоких нравственных качеств, чувства гордости за избранную профессию.

Кроме того, формы и методы ГПИ должны способствовать активиза­ции борьбы с преступностью, осознанию необходимости постоянного под­держания высокой служебно-боевой готовности и бдительности.

Обсуждая проблему, культурно-массовой и физкультурно-здоровительной работы надо иметь в виду, что она являются важнейшей составной час­тью профессиональной подготовки личного состава, необходимым условием успешного выполнения им оперативно-служебных задач. Уровень культуры личного состава (причем в различных сферах ее проявления), внешний вид служебных помещений напрямую влияют на авторитет ОВД среди населения, а организация содержательного досуга сотрудников, привлечение их к актив­ным занятиям физкультурой и спортом способствуют поддержанию высокой работоспособности, снятию физической и психоэмоциональной усталости.

Значимость культурно-массовой работы для личного состава ОВД дик­туется следующими обстоятельствами:

1. Органы внутренних дел, выполняя специфические государственные функции, должны исходить из конституционного требования о приоритете прав личности в обществе. Последнее требует от сотрудников не только высокого профессионализма, но и усвоения культуры, принципов и норм нравственности, этики и неукоснительного соблюдения их в своей практической деятельности.

2. Сотрудники в процессе оперативно-служебной деятельности посто­янно подвергаются воздействию отрицательных эмоций и психологических стрессов. В этих условиях важнейшим средством и надежным заслоном против профессиональной деформации являются культура, нравственная и эстетичес­кая воспитанность личности.

3. Проведенные исследования показали, что в информационном обмене

при общении личного состава с гражданами (особенно сотрудники ППС, участ­ковые инспектора) деловая сторона занимает четвертую часть разговора, а ос­тальное - вопросы нравственно-эстетического плана. Зачастую именно в этих вопросах сотрудники показывают слабую подготовленность.

4. Культурно-массовая работа формирует в личности эмоциональные начала, без которых человек превращается в робота. Культурно-массовая рабо­та в ОВД - это важнейшее средство воспитания личного состава, направлен­ное на повышение культурного уровня сотрудников, развитие их нравствен­ных качеств и творческих способностей, удовлетворение эстетических потреб­ностей.

Характерными особенностями культурно-массовой работы в ОВД явля­ются ее неразрывная связь с профессиональной деятельностью сотрудников, ее направленность на повышение качества решаемых задач, а поскольку она обычно проводится в свободное от службы время, то проводимые мероприя­тия должны быть привлекательными и сочетать в себе массовые, индивиду­альные и групповые формы.

При подготовке последних тем контрольной работы надо исходить из того, что анализ практики стимулирования труда сотрудников ОВД позволяет сделать следующие выводы. Во всех регионах без исключения широко применяются меры как поощрения (материальные и моральные), так и дисциплинарные взыскания. Среди различных форм стимулирования первой группы (поощре­ний) используются традиционные, предусмотренные Положением о службе в ОВД РФ: материальное поощрение, занесение в Книгу почета и помещение фо­тографии на Доску почета, досрочное и на ступень выше присвоение специ­ального звания, представление к государственным наградам, а также другие, такие, как присвоение звания «Лучший по профессии», предоставление по­мощи семьям сотрудников и их родственникам, направление благодарствен­ных писем родителям молодых сотрудников, вручение памятных адресов и по­здравлений сотрудникам в связи с каким-то знаменательным событием в их жизни и службе; выпуск стенгазет, молний, боевых листков в связи с добросо­вестным исполнением сотрудником служебного долга или проявлением им находчивости, бдительности, настойчивости и т.д. в необычной или критичес­кой ситуации.

Меры дисциплинарного воздействия, применяемые в ОВД, также яв­ляются традиционными и определяются нормами Положения о службе. В не­которых ОВД апробирована практика направления писем-предупреждений в семьи сотрудников, систематически нарушающих дисциплину, а также при­глашение лиц из этой категории на заседания аттестационной комиссии, Совет ветеранов. Отдельных нарушителей дисциплины обсуждают на заседаниях су­дов чести, лишают денежной надбавки «за сложность» и пр.

Показала свою эффективность такая форма воспитательного воздействия, как проведение собеседований с сотрудниками, к деятельности и поведению которых имеются обоснованные претензии, с последующим оформлением ре­зультатов собеседования в виде служебных записок, приобщаемых к личному делу.

Вариант 4.1. – 4.6.

Контрольная работа 4. 1 Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения. Общая характеристика. Значение педагогической техники.

Контрольная работа 4. 2. Педагогическое наблюдение. Общая характеристика.

Контрольная работа 4. 3. Организация педагогического наблюдения и использование его результатов в индивидуальной воспитательной работе.

Контрольная работа 4.4. Диагностика и педагогический анализ уровня воспитанности сотрудника.

Контрольная работа 4. 5. Педагогическое решение. Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата).

Контрольная работа 4. 6. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом.

 

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Методика проведения воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел/ В.М. Бурыкин, В.М. Шамаров. М., 2002.

2. Прикладная юридическая педагогика: Учебник./ Под ред. В.Я. Кикотя и А.М. Столяренко. М., 2008.

3.Педагогика в деятельности руководителя органа внутренних дел./ Под ред. И.В. Горлинского. М., 2002.

4. Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел: учебное пособие / под общ. ред. докт. педагог. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД РФ, 2009.

5. Юридическая педагогика: Учебник/ Под ред. В.Я. Кикотя и А.М. Столяренко. М., 2004.

6. Формы и методы организации воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России: учебно-методическое пособие. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

Дополнительная

1.Батышев А.С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя. Мю., 2003.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб, 2010.

3. Совершенствование работы по профессионально-нравственному воспитанию личного состава органов внутренних дел: сборник материалов всероссийского совещания руководителей органов, подразделений, учреждений системы министерства внутренних дел российской федерации / под общ. ред. докт. педагог. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД России, 2008.

4. Марьин М.И., Буданов А.В., Борисова С.Е. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органа внутренних дел. М., 2004.

5.Основы воспитательной работы в ОВД: Альбом схем. Жевлакович С.С., Тихомиров С.Н., Цветков В.Л. М., 2003.

6. Организация внеплановых медицинских и психодиагностических осмотров (обследований) сотрудников органов внутренних дел российской федерации, принимающих участие в выполнении оперативно-служебных, служебно-боевых и иных задач, сопряженных с опасностью для жизни и причинением вреда здоровью. Методические рекомендации. М., 2007.

7. Основы работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел: учебное пособие / под общ. ред. кандидата педагогических наук В.Л. Кубышко. - М., ЦОКР МВД России, 2008.

8. Педагогика в деятельности руководителя органа внутренних дел./ Под ред. И.В. Горлинского. М., 2002.

9. Соколова Е.Н. Морально-психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов. Педагогический аспект. Под ред. В.Я. Кикотя. М., 2005.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: