Классификация Римского права

Право можно поделить на составные части, такое деление носит название классификации.

1) Известный римский юрист Ульпиан определил две отрасли римского права:

- публичное право: обращено на римское государство в целом;

- частное право: относится к имущественным выгодам отдельных лиц (брачно-семейные отношения, наследственное право, вещное право, обязательственное право)

Такая система получила название институционная, институцииями назывались учебники римского права;

2) по системам права:

- Цивильное право;

- Преторское право;

- Право народов.

    Дуализм в Римском праве - одновременное действие двух правовых систем, имеющих разную юридическую природу:

А) Цивильное право и Преторское право: Две системы имеют одного субъекта права, один объект регулирования, но различаются по юридической природе.

Б) Цивильное право и Право народов: Имеют разные субъекты, и различную юридическую природу, действуют только в отношении пелигриммов.

3) Деление на общее и исключительное.

- Общее право - это правило, его нормы рассчитаны на всех членов общества.

- Исключительное регулирует отношения, в которые вступают отдельные группы населения или регулируют интересы отдельных лиц.

4) деление на Строгое право и Право Справедливое.

- Строгое право - это такое право, которое требует буквального применения действующих норм.

- Справедливое право - это то, которое соответствует потребностям времени и выражает интересы большинства.
2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА. ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ПРАВА.

1) Древнейший период (VI-сер III в до н э). На этом этапе складывается Цивильное или Квиритское право. Цивильное право распространяется только на римских граждан, но по мере того, как кроме римлян появляются другие слои населения, появляется необходимость создать другую систему права, распространяющуюся на других лиц: Пеллегриммов и латинов;

2) Предклассический период (сер III-I в до н. э.). На этом этапе появляется Преторское право и Право народа;

3) Классический период (I-III в н. э.). Время расцвета Римского права, оформление основных институтов;

4) Постклассический (IV-VI в н. э.). Время, когда Рим прекращает свое существование. Период кодификации Римского права. Corpus Iuris Civilis.

Единого права на территории Рима не было. Об едином праве можно говорить только после появления кодекса Юстиниана.

 

Источниками римского права признаются общеобязательные формы выражения правовых норм, принятые специальным органом (например, сенатом) или должностным лицом (например, претором) в Древнем Риме.
Римское право различало несколько видов источников:
1) обычное право – совокупность общеобязательных, определенных правил поведения, которые сложились в Древнем Риме в связи с их неоднократным применением. Обычаи не являются формально определенным источником права, так как они не зафиксированы ни в одном официальном акте. Различают обычаи предков (mores maiorum), обычную практику (usus), обычаи жрецов (commentarii pontificum), обычаи магистратов (commentarii magistratuum). Обычаи являлись альтернативой иных более важных источников права, помогали претворять в жизнь законы и другие источники права. Обычаи применялись лишь в том случае, когда иные источники права (законы) не регулировали данные правоотношения;
2) законы (leges) – основное воплощение римского писаного права, акты, принятые специально избранными для этих целей лицами (магистратами).

Виды законов:
а) законы, нарушение которых влечет признания сделки недействительной (lex perfecta);
б) законы, нарушение которых не влечет признания сделки недействительной, но порождает невыгодные последствия (lex minus quam perfecta);

в) законы, неисполнение которых не влечет за собой наказания виновного (lex imperfecta);

3) плебисциты – постановления, принятые на собрании плебеев без участия сенаторов. Они принимались Народным собранием и предварительно не обсуждались в сенате. Источниками права являлись эдикты магистратов, комментарии юристов.
Эдиктом признавались устные объявления магистрата по конкретному вопросу. В римском праве различали эдикты эдилов, провинциальные эдикты, преторские эдикты.


Источники римского права:
1) надписи на камнях, деревьях, стенах. Во второй половине XIX в. такие надписи были опубликованы в Своде латинских надписей (Corpus inscriptionum latinarum);
2) Законы XII таблиц – свод законов Древнего Рима, который в виде медных многогранных досок был выставлен на городской площади. Законы XII таблиц состояли из нескольких разделов: о вызове в суд, о вершении исков, одолговом рабстве, о порядке манципации при сделках, о завещании и семейных делах, о пользовании земельным участком, о воровстве, о личном оскорблении, об уголовных наказаниях, о порядке похорон и церемоний, о публичных делах в городе и о неиспрашива-нии привилегий;
3) кодификация императора Юстиниана – Corpus Iuris civilis (Свод гражданского права);
4) произведения римских юристов и ораторов: Тита Ливия, Аммиана Марцеллина, Цицерона.

 


1. СВОД ЗАКОНОВ ЮСТИНИАНА.

 

Подготовка Кодекса была поручена созданной в феврале 528 года комиссии, состоявшей из десяти высших должностных лиц и юристов, среди которых особенно выделялись Трибониан и Феофил. Комиссия была уполномочена, использовав ранее изданные частные и официальные сборники, а именно: Кодексы Грегориана и Гермогениана, Кодекс Феодосия, собрать воедино императорские конституции, устранить имеющиеся в них противоречия, исключить устаревшие законодательные положения.       Кодекс Юстиниана, первая редакция которого не сохранилась, был составлен с поразительной быстротой и издан 7 апреля 529 года. Не вошедшие в него законодательные акты отныне подлежали отмене Поспешность в составлении Кодекса была причиной многих его недостатков (противоречий, устарелых положений), которые стали особенно очевидными в связи с составлением других частей кодификации Юстиниана. Эта работа была поручена в начале 534 года комиссии из 5 юристов под руководством Трибониана. Переработанный вариант Кодекса (именно в этом виде он и сохранился) был опубликован 16 ноября 534 года, а 29 декабря того же года был наделен силой закона.      По примеру Законов XII таблиц Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг. В книге 1 рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, книги 2 - 8 посвященыразличным вопросам частного права, в книгах 9 - 12 затрагиваются различные стороны публичного права (административное управление, преступления и наказания и т.д.). Каждая книга распадается на титулы, а последние - на фрагменты. В рамках отдельных титулов императорские конституции расположены в хронологическом порядке; древнейшая из использованных в Кодексе - Конституция Адриана 117 года, самая поздняя - Конституция Юстиниана от 4 ноября 534 года.      Важнейшую часть кодификации императора Юстиниана, выделявшуюся по богатству использованного правового материала, составляют дигесты, или пандекты. Последний термин позаимствован из греческого языка, что означает "содержащий в себе все". Дигесты, учитывая масштабность использованного в них материала, были подготовлены исключительно за короткий срок, опубликованы 16 декабря 533 года специальной Конституцией. Структурно Дигесты делятся на семь частей (в самом тексте такой рубрики нет) и на 50 книг, которые в свою очередь (кроме книг 30-32 о легатах и фидеикомиссах) расчленяются на титулы, имеющие названия. Титулы состоят из фрагментов, число и размеры которых неодинаковы. Каждый фрагмент содержит в себе текст из сочинения какого-нибудь юриста, Фрагмент приводится с указанием автора и названия работы, откуда почерпнута цитата. Содержание Дигест весьма широко и разнообразно. В них рассматриваются некоторые общие вопросы правосудия и права, обосновывается деление права на публичное и частное, дается очерк возникновения и развития римского права, излагается понимание закона и т.д.. Придав Дигестам силу закона, Юстиниан запретил их комментирование, а также ссылки на старые законы и сочинения юристов. Первоначальный текст Дигест Юстиниана не сохранился. Наиболее древняя и полная копия (флорентийская рукопись) относится к VI или VII вв. Сохранился также ряд копий Дигест Юстиниана, составленных в XI-XII вв., но в них были допущены значительные сокращения, а также значительные искажения текста (так называемые "вульгата"). Своеобразной частью кодификации Юстиниана являются Институции - элементарный учебник права, обращенный императором к "юношеству, любящему законы". Для составления Институций по указанию Юстиниана в 530 году была составлена специальная комиссия из Трибониана (председатель) и профессоров права Феофила и Дорофея. Последние и являются фактическими авторами Институций Юстиниана, поскольку Трибониан в это время был занят подготовкой Дигест. Институции были изданы 21 ноября 533 года и в том же году (одновременно с публикацией Дигест) получили силу императорского закона, стали применяться как официальный источник права. Определенное влияние на них оказали дигесты, а также ряд императорских конституций. Некоторые вопросы в Институциях Юстиниана разработаны подробнее, чем в Институциях Гая, в частности получила дальнейшее развитие классификация вещных прав, расширен круг оснований возникновения обязательств (добавлены квазиделикты). Как и Институции Гая, Институции Юстиниана состоятиз 4 книг. Под влиянием Дигест они были разделены на титулы, которые состоят из отдельных фрагментов.       Как исторический источник Институции Юстиниана имеют меньшую ценность, чем Дигесты и Кодекс Юстиниана, но они обладают и несомненными достоинствами - систематическим, сжатым и четким изложением правового материала по широкому кругу вопросов. Подлинный текст Институций Юстиниана не сохранился, наиболее древняя копия относится к IX веку. Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права, представляя собой концентрированный итог всей его предшествующей истории. Поэтому Свод законов Юстиниана хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты,является в своей основе источником римского права. В 535-555 гг. указанные выше три сборника римского права были дополнены сборниками конституций (новелл) самого Юстиниана, в которых в большей степени отразились уже особенности не римского права, а византийского общества и права. Однако эти сборники были составлены частными лицами и не имели официального характера. Наиболее крупный из них включал 168 новелл, из которых 153 принадлежат Юстиниану. Значительно позднее (в средниевека) сборники новелл Юстиниана стали включаться в Corpus juris civilis в качестве его четвертой книги. Таким образом, появившееся к 534 г. окончательное собрание является основным источником для изучения римского права. В XII в. оно получило название Corpus juris civilis – свод гражданского права.        Оно состоит из четырёх частей:1. Institutiones (4 книги). 2. Digesta (Pandectae) (7 частей и 50 книг, 432 титула и 9123 фрагмента). 3. Codex (12 книг, представляющих свод императорских указов от Адриана до Юстиниана). 4. Novellae (168 новых законов, изданных Юстинианом после второй редакции кодекса).

4. ИСКИ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.

 

Иск – обращенное в суде требование истца к ответчику. «Иск есть не что иное, как право лица осуществлять судебным порядком принадлежащее ему требование» (Дигесты). Римляне полагали, что только судебная защита права придает этому праву ценность и завершение.

Материально-правовая сторона иска – требование истца к ответчику, а процессуальная – требование к претору.

Число исков было ограниченным.

Классификация римских исков:

1) по личности ответчика (по Гайу):

– вещные (actiones in rem) – требование признать право истца на определенную вещь. Ответчиком могло быть любое лицо, нарушившее право истца;

– личные (actiones in personam) – требование исполнения обязательства конкретным должником. Обязательства всегда предполагают наличие одного или нескольких должников, только они могли нарушить право истца и только против них давался личный иск;

2) по системе права:

- цивильные иски, основанные на цивильном праве;

- преторские иски, основанные на эдиктах претора.

2) по объему (по цели):

– иски для восстановления нарушенного состояния имущественных прав (возмещения ущерба) (actiones rei persecutoriae) – истец требовал имущественную вещь, находящуюся у ответчика;

– штрафные (actiones poenalis), направленные на частное наказание ответчика. Посредством таких исков взыскивали частный штраф;

– смешанные (actiones mixtae), осуществляющие и возмещение убытков, и наказание ответчика;

3) по основанию:

– основанные на законе (actiones in jus);

– основанные на действиях (actiones in factum);

4) по содержанию:

если по образцу уже существующего и принятого в практике иска принимался аналогичный ему иск, то первый – прямой иск (actio directa), а второй– производный от него (actio utilis);

– встречный иск (actio contraria) – иск, предъявленный ответчиком истцу для совместного рассмотрения с первоначальным иском;

– фиктивный иск (actio ficticia) – иск, формула которого содержит фикцию, т. е. указание судье присоединить к наличным фактам определенный несуществующий факт;

– иски из доброй совести (actiones bonae fidei) – судья должен был выносить решение, руководствуясь принципом «доброй совести», но не выходя из предписаний права; и иски строгого права (actiones stricti juris);

– арбитражные иски (actiones arbitrariae) – если судья не мог добиться от ответчика выдачи или предъявления предмета спора, то он выносил особое решение, в котором определял размер ущерба, причиненного истцу, руководствуясь принципом «доброй совести и справедливости»;

– популярные иски (actiones popularis) – мог предъявить любой гражданин;

иски о притязаниях; преюдициальные иски; иски о разделе. (Современная классификация: исполнительные, установительные и преобразовательные.) Иски о притязаниях, или исполнительные;

– ответчик присуждался к реальным действиям (например, вернуть долг). Самая распространенная группа исков. Преюдициальные (или установи-тельные) – констатируется лишь наличие права у истца. (Раб данного господина, сын данного отца и т. д.). Особенность: требование материально-правовое обращалась не к ответчику, а к суду. Иски о разделе, или преобразовательные, – когда возникало совместное имущество, а потом нужно было разделять. Суд должен был установить, какую часть должен получить истец. Особенность: до суда – одно право, после вынесения решения – два права собственности.

5) односторонние и двусторонние.

   

5. ОРГАНИЗАЦИЯ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА. ЮРИСДИКЦИЯ. ПОДСУДНОСТЬ.

 

 В Риме не было постоянно действующих судебных органов, кроме двух коллегий:

1) коллегия децемвиров, которая рассматривали дела об отпуске рабов на волю

2) коллегия центумвиров, рассматривавшая дела о наследстве.

В остальных случаях, чтобы возбудить процесс, обращались к претору, который назначал судью из списка, утвержденного сенатом.  

 Юрисдикция – это право на организацию судебного процесса, она принадлежала претору иограничивалась определенной территорией, определенным кругом дел и определенным кругом лиц. Если претор выходил за рамки своей юрисдикции, ему можно было не повиноваться. Назначенный претором судья и рассматривал дело по существу.

Подсудность определяет к какому претором римлянин может обратиться за защитой, здесь действует правило: иск предъявляет по месту жительства ответчика, или принадлежности к общине.


 

6. ВИДЫ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Что предшестоваволо легисакционному процессу?

1) Легисакционный процес (legis actio) – первая и древнейшая форма процесса, представляющая собой иск из закона в противоположность самоуправству.

Стадии легисакционного процесса:

– in jure – сфера деятельности судебного магистрата (рекса, консула, позже – претора). Лицо, считавшее свое право нарушенным, чтобы возбудить дело в суде, должно было сделать об этом заявление перед магистратом, который устанавливал дозволенность притязания, заявляемого истцом, содержание этого притязания и существование условий его действительности. Цель этой стадии – может ли быть данное притязание предметом судебного разбирательства. Магистрат предоставлял возможность защиты нарушенного субъективного права в суде (т. е. иск) не в – любом случае, а лишь тогда, когда притязание соответствовало закону и его формулировкам. Нет иска – нет и права на судебную защиту;

– in judicio. Спор разрешался судьей по существу. Могла быть начата не раньше, чем через 30 дней. Этот промежуток был установлен с целью предоставления сторонам возможности собрать доказательства. Стороны являлись в суд в назначенное время. Судебное разбирательство начиналось с изложения сторонами сущности спора. Затем они подробно излагали основания своих утверждений. Судья оценивал доказательства по своему собственному усмотрению и объявлял устное решение, не подлежащее обжалованию. В результате производства in iure наступало litis contestatio (прекращение спора) и bis de eadem re ne sit actio (дважды по одному делу иск недопустим).

Формы легиакционного процесса:

– legis actio sacramento (самый распространенный) – процесс-пари с залогом при исках о свободе. Словесный поединок между сторонами происходил перед магистратом. На процессе должна была присутствовать спорная вещь или какая-нибудь часть ее. Истец требовал от ответчика обоснования своих действий, от которого ответчик мог отказаться. После этого истец предлагал ответчику внести залог или вносил его сам. Если стоимость спорной вещи превышала 1000 ассов, сумма залога равнялась 500 ассам и 50 ассам – в других случаях. Залог проигравшей стороны шел в пользу сначала жрецов, а позже – казны;

– legis actio per sponsionem praeiudicialem. Являлся позднейшим изменением legis actio sacramento.

Проигравшая сторона теряла треть спорной суммы в пользу выигравшей. Заключался в приглашении явиться через 30 дней для получения извещения о назначении судьи;

– legis actio per manus iniectionem – вещный иск посредством наложения руки. Применялся при наличии судебного решения или неуплате признанного долга. Ответчик приводился к магистрату, и, если не уплачивал долг или не вступался vindex (защитник), истец уводил ответчика, налагая на него оковы не менее 15 фунтов и выдавая не менее 1 фунта муки в день. В течение 60 дней ответчик трижды выводился в базарные дни на площадь, после чего мог быть продан или убит;

– legis actio per pignoris capionem – вещный иск посредством захвата залога. Применялся при сделках, связанных с жертвоприношением, а также солдатами и откупщиками податей без магистрата;

– legis actio per judicis postulationem – вещный иск, заключающийся в просьбе к магистрату назначить судью. Применялся при разделе общей собственности.

 

2) Формулярный процесс пришел на смену легисакционному процессу.

Центральное место в формулярном процессе занимала письменная формула, которую претор давал судье в виде директивы. На ее основании требовалось вынести решение по делу. Путем формул преторами осуществлялось правотворчество; признание права на иск означало признание наличия материального права.

Основные части формулы:

- номинация (nominatio - называние), или назначение судьи претором для рассмотрения дела по существу искового требования.

– интенция (intentio – обвинение), где указывалось имя судьи; излагались исковые

требования; указывалось право, на котором истец основывал свои притязания. Начиналась со

слов «если выяснится»;

– кондемнация (condemnatio), в которой судье предоставлялось право осудить или оправдать ответчика. При разделе общего имущества употреблялась adiudicatio – полномочие судьи заменить одно состояние вещных прав другим. То, что указано в кондемнации, имело решающее значение, даже если противоречило интенции. Иногда перед кондемнацией вставлялась оговорка «если вещь не будет реституирована по твоему распоряжению». Невыполнение этого арбитражного распоряжения влекло невыгодные последствия (определение стоимости вещи истцом под присягой, иногда учетверение суммы кондемнации).

Дополнительные части формулы:

– демонстрация (demonstratio), в которой излагался состав дела, его фабула. Она перечисляла юридические факты, которые создали право истца и обязанность ответчика. Начиналась со слова «поскольку»;

– прескрипция (praescriptio) – предшествует основному тексту формулы (сразу после имени судьи). Ставила возможность начать процесс в зависимости от выявления определенных обстоятельств. Составлялась в интересах истца, если контракт не имел названия в цивильном праве или истец хотел взыскать часть того, что должен ответчик, и избежать консумпции. В интересах ответчика – если он утверждал, что до этого дела должно быть рассмотрено более важное дело (например, если истец, не доказывая своих прав на наследство, виндицировал вещь из наследственной массы). Начиналась со слов «пусть процесс считается»;

– эксцепция (exceptio) – возражение ответчика на иск. Она следовала за интенцией, если ответчик отрицал иск, если не возражал против иска, но отрицал свою обязанность исполнить требования или если возражал против исковых требований, указанных в интенции.

- адъюдикация - часть процессуальной формулы, которая уполномочивает судью самостоятельно регламентировать спорные правоотношения сторон, в частности, присудить одной стороне неделимую вещь, а другой – денежную компенсацию, или произвести раздел спорного имущества. Как писал Гай, адъюдикация – это часть формулы, уполномочивающая судью присудить вещь одной из сторон. Данная часть формулы встречалась только в исках о разделе общего имущества: о разделе общей собственности; о разделе наследства между несколькими наследниками; о восстановлении границы между двумя смежными участками.

Стадии формулярного процесса:

– in jure – истец излагал свои притязания в любой форме. Претор, выслушав заявление истца и возражения ответчика и признав допустимость иска, составлял письменную формулу, являвшуюся юридическим выражением заявленного истцом притязания и возражений ответчика, и направлял ее в суд;

– in judicio – начиналась с изложения сторонами доказательств, поскольку о вопросе, поставленном перед судом, теперь можно было узнать из формулы. Процесс проходил в устной форме при свободной оценке доказательств. Источниками доказательств были показания свидетелей и доказыванию подлежали лишь спорные факты. Бремядоказывания исковых требований распределялось в соответствии с формулой: истец доказывал факты, которыми он обосновывал иск, ответчик – факты, которыми он обосновывал возражения. Решение всегда выносилось в денежном выражении. Исход дела стал целиком зависеть от содержания формулы.

 

3) Экстраординарный (extra ordinem), или когниционный, процесс (cognitio extra ordinem) – чрезвычайный порядок рассмотрения судебного спора, который вытекал из непосредственной деятельности претора по осуществлению правовой защиты. Был установлен Конституцией 294 г. как единственная форма процесса. Экстраординарный процесс воспринял принципы прежних форм гражданского процесса: диспози-тивности и состязательности.

В экстраординарном процессе судебные функции осуществлялись административными органами: в Риме и Константинополе (в связи с разделением империи на Западную и Восточную) – praefectus urbi (начальником городской полиции), в провинциях – правителем провинции, а по менее важным делам – муниципальными магистратами. Однако нередко императоры принимали судебные дела и к своему личному рассмотрению.

Дело рассматривалось указанными лицами вне формулярного процесса. Они же принимали заявление об иске и, назначив день суда, от своего имени вызывали ответчика.

Сосредоточившись в руках административных органов, экстраординарный процесс не делился на стадии (in jure и in judicio).

Рассмотрение дел утратило публичный характер и происходило в присутствии лишь сторон и особо почетных лиц, которые имели право присутствовать при этом. Если истец не являлся к слушанию дела, оно прекращалось; при неявке ответчика дело рассматривалось заочно.

Экстраординарный процесс осуществлялся в письменной форме. Документы имели больший вес по сравнению со свидетельскими показаниями.

В экстраординарном процессе участвовали адвокаты.

Экстраординарное производство предусматривало обязательные судебные пошлины – на покрытие канцелярских расходов, на досудебную подготовку дела и т. п.

Решение по делу чиновник выносил в письменной форме. Оно сразу вступало в законную силу и признавалось за истину (в отношении сторон по данному процессу).

В противоположность процессу классического периода в экстраординарном процессе впервые было допущено апелляционное обжалование вынесенного решения в следующую, вышестоящую инстанцию.                   На решение praefectus urbi можно было приносить жалобы императору, на решение правителя провинции – praefectus praetorio (начальнику императорской гвардии), а на его решения – императору. Отказ в апелляции (с Юстиниана не более двух) влек удвоение присужденной суммы

Судебное решение в экстраординарном процессе приводилось в исполнение органами государственной власти по просьбе истца. В случае присуждения ответчика к выдаче определенной вещи она отбиралась указанными органами принудительно (manu militari), если в течение двух месяцев ответчик не передавал ее добровольно.

Если присуждалась денежная сумма, судебные исполнители отбирали у ответчика соответствующую сумму или какую-нибудь вещь, которую продавали для удовлетворения претензии истца. Обращение взыскания на все имущество должника имело место лишь в том случае, если заявлены претензии несколькими кредиторами несостоятельного должника, причем он не передавал добровольно имущество для их удовлетворения.

Правило республиканского процесса об окончательном погашении однажды предъявленного иска (хотя бы по нему и не состоялось решение) в экстраординарном процессе не применялось.

7. ЗНАЧЕНИЕ ФОРМУЛЫ В ФОРМУЛЯРНОМ ПРОЦЕССЕ.

 

Формула - это важное средство влияния претора на будущее решение судьи. Составная формула - претор руководствовался далеко не всегда буквой закона, но используя свою власть, давал признание новым отношениям и наоборот оставлял без защиты соответствующие законы, но устаревшие отношения.

Иск закреплялся письменным доказательством – формулой, введено в 2 веке до н.э. законом Эбуция. Было 2 стадии:

На 1 стадии формулировку спору дает претор. Стороны излагают позиции в свободной форме. Претор составляет формулу иска (может делать это несколько месяцев). Претор вручал формулу истцу, но мог и отказать в этом. Истец вторично не мог заявить иск, но это мог сделать ответчик.

2 стадия: судья исследовал доказательства и выносил решения, но с учетом указания в формуле претора, который предопределяет решение судьи. Судья не мог отступить от указания. Решение обжалованию не подлежало, но возможна реституция (возврат в первоначальное положение).

Формула: записка, составляемая претором для судьи, в которой излагается суть дела и указывается каким образом надо решить спор.

Элементы:

1. Номинация - назначение судьи.

2. Интенция – часть формулы, в кот излагалась суть иска.

3. Кондемнация – часть формулы, в которой претор указывал судье, как надо решить спор.

4*. Демонстрация - часть формулы, в которой излагались дополнительные сведения по делу.

5*. Эксцепция – возражения ответчика, которые всегда обеспечивали ему защиту.

6.* Прескрипция - часть формулы, в которой судья предупреждал о возможном дальнейшем уточнении истцом своих требований.

7*. Адъюдикация – в делах об имуществе (полномочие судьи на вручение сторонам какой-либо вещи).

 Судье предлагалось самастоятельноно решить некоторые вопросы. До 5 века н.э. исковой давности не было.

8. ПРЕТОРСКИЕ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ.

 

Претор, обладая верховной властью, имел право принимать действенные меры и без судебного разбирательства:

 

1) Интердикт (interdicta) – обязательный к исполнению приказ претора совершить опр действие или воздержаться от совершения опр действия. Интердикты предполагали защиту не против собственника вещи, а против 3 лиц, посягнувших на владение, имеющее добросовестное основание. Сторона, получив интердикт не оспаривала изложенных в нем фактов. Просьба о выдаче интердикта могла исходить от одной из сторон, он мог быть обращен и к жалобщику, и к нарушителю.

Виды интердиктов:

– односторонние и двухсторонние;

– восстановительные (требовали возвращения лицу какой-либо вещи) и предъявительные (требовали представления какого-либо лица, раба или члена семьи, вещи или документа):

– для владения недвижимостью и для владения движимыми вещами. Интердикт по защите недвижимости направлен на то, чтобы обеспечить реальное обладание вещью и гарантировать лицу прекращение посторонних посягательств на его владение (чтобы 3 лица не распахивали его участок). Интердикт по защите движимых вещей направлен на обеспечение интересов основного владельца по отношению к другим случайным (движимые вещи в реальности легко могли выйти из владения: дал кому-то лошадь на день). В этих случаях споры разрешались арифметически: кто обладал вещью большую продолжительность времени в течении года, тот и считался основным ее обладателем и вещь закреплялась за ним;

 

2) Преторская стипуляция (stipulationes praeto-riae) = обещание претора дать последующий иск по какому-либо делу (например, с владельцем дома, грозящего по ветхости постройкам соседа); при отказе мог ввести во владение или прибегнуть к фикции;

 

3) Ввод во владение (missio in possessionem) – преобладающий способ исполнения суд решения- претор особым приказом вводил победителя суд процесса во владение имуществом должника;

 

4) Реституция (restitutio in integrum) – восстановление в первонач положение, способ защиты от применения норм права, например при заключении сделки лицом, не достигшим 25 лет, при пропуске срока по уважит причинам, при ошибке в процессе. Реституция лишала силы факт, приведший юр отношения к существующему положению, и восстанавливала прежнее состояние этих отношений. При ее применении против суд решения оно отменялось, и процесс начинался снова. Реституция применялась в порядке исключения;

 

 5) Публицианов иск (actio Publiciana), основан на фикции. Защита заключалась в условной подмене реального, защищаемого добросовестного владения категорией собственности. Претор вводил фиктивное предположение, что давностный срок как бы истек, и владелец получал бы полноценную правовую защиту от любых посягательств на его вещь. Претор закреплял вещь, ставшую предметом претензии, в имуществе добросовестного приобретателя, откуда возникавшее новое по своему основанию право cтало называться преторской собственностью или «бонитарным обладанием».

9. ЛИЦА В РИМСКОМ ПРАВЕ. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ПРАВО- И ДЕЕСПОСОБНОСТИ.

 

Лицо (persona) - тот, кто может иметь права и нести обязанности.

Имеющий права и несущий обязанности является субъектом права, а не объектом. Субъект может обладать имуществом, самостоятельно распоряжаться им, совершать юридически значимые действия. Для того, чтобы быть субъектом права, надо обладать правоспособностью.   

Правоспособность (caput) – способность иметь права, быть субъектом права, а следовательно, получать законную защиту со стороны всех институтов римского государства. Правоспособный субъект – persona.

Элементы правоспособности:

– статус свободы –свободных и рабов;

– статус гражданства – римских граждан и неграждан;

– статус главы семьи, фамилии – делились на никому не подвластных («отцов семейства») и подвластных.

Правоспособность возникала:

– естественным путем, рождением, необходимо, чтобы выход ребенка был из утробы матери; чтобы младенец вышел живым (независимо от состояния, продолжительности жизни и того, как он себя проявит, – движением, криком); чтобы младенец был доношен; наличие «образа человеческого»;

– искусственным путем, например, при освобождении раба римским гражданином он становился вольноотпущенником и приобретал правоспособность.

Статус свободы и статус главы семьи могли быть установлены с помощью судебного процесса по частным искам; были выработаны специальные иски – средства защиты или оспаривания статуса. Не мог устанавливаться судом только статус гражданства – принадлежность к римскому гражданству определялась публично-правовыми средствами и гарантировалась публично-правовым порядком. Не подлежал оспариванию объем гражданских прав лица в зависимости от возрастной, половой и сословной характеристики субъекта.

    Не обладали полной правоспособностью:

 – женщины;

– несовершеннолетние в гражданско-правовом смысле (даже если в отношении публичного права они были полноправными гражданами).

Степени утраты правоспособности:

– полная потеря правоспособности, связанная с утратой статуса гражданства;

– промежуточное ограничение правоспособности (если гражданин оставлял Рим и переезжал в провинцию);

– изменение в семейном статусе (не только уменьшение, но и расширение правоспособности).    

Ограничение правоспособности – умаление гражданской чести:

 – intestabilitas – применялась к лицу, которое было свидетелем или весовщиком при совершении гражданской сделки, а затем отказывалось подтвердить факт сделки или ее содержание. Позже поражала лиц, виновных в составлении или распространении пасквилей. Заключалась в лишении права быть свидетелем и прибегать к помощи свидетелей при совершении гражданских сделок. С исчезновением формальных сделок утратила свое значение;

– infamia (бесчестье) – влекла за собой лишение права быть представителем в суде, опекуном, избранным на общественные должности. Магистраты не допускали к осуществлению публичных функций лиц с сомнительной репутацией. Цензор мог вычеркнуть такое лицо из списка сенаторов или из всаднических центурий. Консул мог не допустить к выборам в магистрат, а претор – к выступлению в сенате;

 – turpitudo (позор) – влекла ограничение в правоспособности в связи с занятием некоторыми профессиями, например профессия актера. — способность гражданина совершать от своего имени опр правовые действия и отвечать за противоправные деяния.       

   

 Дееспособность зависела от возраста.

1) несовершеннолетние:

а) полностью недееспособные (дети до 7 лет);

б) частично недееспособные (мальчики от 7 до 14 лет, девочки 7 до 12 лет);

2) совершеннолетние:

а) частично дееспособные (молодые люди с 14 до 25 лет, девочки с 12 до 25 лет);

б) полностью дееспособные (от 25).

Частично недееспособные лица могли приобретать имущество и совершать некоторые сделки, направленные на приобретение имущества. Частично дееспособные лица могли составлять завещание и вступать в брак.

Существует институт ограничения дееспособности. К ограниченно дееспособным относятся:

- рсточители,

- душевнобольные

- бесчестные лица (лжесвидетели)

- замужние женщины (если в браке без власти мужа, то может самостоятельно рапоряжаться имуществом и осуществлять права.

Над детьми до 7 лет и слабоумными – устанавливается опека.

Нет категории юридическое лицо, но признано их существование. Такие объединения были включены в оборот, и к ним применялись свойства физического лица, являлись субъектом правового общения.

Правоспособность юридического лица — быть способным иметь патроната.       

Дееспособностью юридические лица не обладали. Для осуществления юридических действий им необходим законный представитель, который от имени юридического лица мог совершать сделки и предъявлять иски. Правовое положение и права законного представителя аналогичны прав положению и правам частного лица.

3 вида юридических лиц:

1) корпорация (первоначально имеют полную свободу, только устав не должен противоречить законам, но с установлением Римской империи корпорации распущены, создавать можно только с разрешения сената или санкции императора).

2) муниципию (полит союз) правоспособность шире, имеют право истца и ответчика, право получать имущество по завещательному отказу.

3) государственная казна (фискус) – на ее имущество не распространялись сроки исковой давности, иск требования имеют преимущество исполнения.

Статусом юридического лица обладали военные подразделения — легионы.

10. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РИМСКИХ ГРАЖДАН. ЛИБЕРТИНЫ.

 

Римский гражданин (civis romanus) – субъект государственной жизни и публичного права.

Способы приобретения римского гражданства:

– рождение – ребенок, рожденный в римском браке, следовал состоянию отца, а ребенок, рожденный женщиной, не состоявшей в браке, следовал состоянию матери. Ребенок, рожденный вне брака не римлянкой, не признавался римским гражданином, хотя отцом его был римский гражданин. В I в. н. э. было установлено, что ребенок, рожденный вне брака римской гражданкой, не приобретает прав гражданства, если его отцом был не римский гражданин. Ребенок, рожденный от брака его родителей, становится гражданином, если отец был гражданином в момент зачатия ребенка, независимо от изменений в состоянии родителей к моменту рождения ребенка. Ребенок, рожденный римской гражданкой, не состоящей в браке, если мать была гражданкой в момент его рождения, был гражданином независимо от ее состояния до этого момента;

– освобождение римским гражданином своего раба;

– усыновление римским гражданином чужеземца;

– предоставление римского гражданства отдельным лицам, общинам, провинциям особыми актами государственной власти.

  С точки зрения своего правового положения римские граждане делились на две группы:

– свободнорожденные – были носителями полной правоспособности;

– вольноотпущенники – освобожденные из рабства римским гражданином, подвергавшиеся в качестве римских граждан некоторым ограничениям в правахю.

Политические права римских граждан:

– голосование в народном собрании (jus suffragii);

– избрание в магистраты (jus honorum);

– служба в римских легионах (militaria).

Гражданские права римских граждан:

– вступать в римский брак, создавать римскую семью (jus connubii);

– быть субъектом всех имущественных правоотношений и соответствующих сделок (jus commercii);

– право составлять и быть свидетелем при составлении завещания и право быть назначенным наследником по завещанию (testamenti factio).

В эпоху христианства как господствующей религии римский гражданин обязан был исповедывать только каноническое христианское вероучение.

 

Вольноотпущенниками (libertini) признавались освобожденные по завещанию или внесением в списки ценза рабы. Они представляли собой категорию лиц свободного состояния, однако отличались в своих правах от полноценных римских граждан.

Положение вольноотпущенников различалось в зависимости от условий их прежнего рабского состояния. Отпущенные из рабства, связанного с военным пленом, никогда не могли приобрести прав римского гражданства. Только отпущенные на свободу в самом Риме считались римскими гражданами, но не полноправными.

Вольноотпущенники навсегда оставались носителями некоторой ограниченной правоспособности.

В сфере публичного права ограничения прав вольноотпущенников заключались в том, что они не служили в римских легионах, а в I в. н. э. утратили и права участвовать и голосовать в народных собраниях, в связи с чем указание трибы и не фигурировало в составе гражданского имени вольноотпущенников, они не имели ни права занимать должность в магистратах, ни права быть включаемыми так же, как и их дети, в число сенаторов.

В период империи ограничения публичных прав вольноотпущенников усилились, в то же время сложился институт присвоения вольноотпущенникам полной политической правоспособности специальным постановлением императора, которая сообщала им полную правоспособность и в сфере частного права, или путем присвоения императором золотого перстня.

В праве Юстиниана ограничения политических прав вольноотпущенников больше нет. Сохранялись, однако, ограничения их правоспособности в области частноправовых отношений: воспрещались браки вольноотпущенников с лицами сенаторского сословия, как до I в. были воспрещены браки со всеми свободнорожденными. Вольноотпущенник нес по отношению к освободившему его из рабства господину ряд личных и имущественных обязанностей, построенных по типу обязанностей детей в отношении отца: вольноотпущенник обязан господину своей гражданской жизнью, как сын обязан отцу своей жизнью физической. Отсюда отношения патроната между бывшим господином – патроном и его вольноотпущенником – клиентом, отношения, в которых выражается продолжающаяся эксплуатация бывшего раба.

Правоотношения, составляющие в совокупности патронат, могут быть сведены к следующим группам:

– совокупность личных и имущественных, семейного характера прав патрона (право домашнего суда над клиентом и другие);

– обязанность вольноотпущенника оказывать патрону личные услуги;

– взаимная обязанность помогать друг другу в материальной нужде, давать алименты.

К этому присоединялось также право патрона наследовать по закону после вольноотпущенника, не оставившего нисходящих и умершего без завещания.

Отношения патроната отражались в структуре гражданского имени вольноотпущенника: он носил имя в собственном смысле слова и наименование семьи или рода патрона, указывая и имя последнего в родительном падеже в качестве имени отца и превратив свое прежнее имя раба в прозвище.

Патрон утрачивал свои права, если отказывал вольноотпущеннику в алиментах, если возбуждал против него судебное обвинение, грозившее смертной казнью, в случаях, когда патрон пытался на возмездных началах передать другому лицу свое право на личное пользование рабом.

11. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛАТИНОВ, ПЕРЕГРИНОВ.

 

Латины (latini) – исторически и этнически сложившаяся категория населения союзнических территорий, окружающих Рим (Лациума – провинции Италии). Существовали еще две категории латинов:

– лица, освобожденные из рабства господином-ла-тином;

– лица, освобожденные из рабства при определенных условиях римским гражданином.

Правовое положение латинов приобреталось:

– рождением; ребенок, рожденный в браке, следовал состоянию отца; ребенок, рожденный женщиной, не состоящей в браке, следовал состоянию матери;

– присвоением правового положения латина актом государственной власти;

– добровольным переходом римского гражданина в число латинов в целях приобретения земель, раздаваемых населению колоний;

– освобождением из рабства господином – лати-ном или римлянином.

Правовое положение латинов различно в зависимости от того, к каким латинам они принадлежат.

В сфере публичного права все латины пользовались правом участвовать и голосовать во время пребывания в Риме в римских народных собраниях. Латины не имели публичных прав, признанных для римских граждан, однако они должны были нести воинскую обязанность в составе специальных легионов. Статус латина предполагал право на земельный надел в Лациуме согласно традиционным нормам и порядку наделения им.

В частноправовой сфере латины (жители Ла-циума) имели право вступать в римский брак и право быть субъектом имущественных правоотношений (вещных и обязательственных). Остальные две категории латинов имели только право быть субъектами имущественных правоотношений, которое ограничивалось для латинов-вольноотпущенников. О них говорили: «Живут, как свободные, умирают, как рабы»; они не вправе были составлять завещания, в их имуществе не допускалось и наследование по закону: после смерти лица, принадлежавшего к числу латинов-вольноотпущенников, все его имущество переходило к господину, некогда освободившему умершего из рабства, как если бы это имущество принадлежало господину, без обременения господина имущественными обязательствами умершего. Имущественные споры всех латинов разрешались в тех же судах и тем же порядком, что и споры римских граждан.

Латины могли приобрести римское гражданство:

– в силу общих постановлений, присваивавших целым категориям латинов при определенных обстоятельствах римское гражданство;

– в силу специальных актов государства, наделявших правами гражданства отдельных латинов или целые группы их. Так, римское гражданство присваивалось латинам, жителям Лациума, переселившимся в Рим. Так как это правило влекло за собой сокращение населения городов Лациума, то применение его впоследствии было ограничено условием оставления потомства в месте прежнего жительства латина. Права римского гражданства приобретали также и латины, занимавшие в своих общинах должности магистратов или сенаторов. Латины-вольноотпущенники наделялись правами римского гражданства за услуги, оказанные римскому государству в деле охраны безопасности дорог, поставок римскому государству и т. д. Категория латинов, живших за пределами Лациума, утратила значение с распространением в начале III в. н. э. прав гражданства на все население империи. Категория латинов-вольноотпущенников была упразднена при Юстиниане.

 

    


 Перегрины (peregriai) – все свободнорожденные категории граждан, не принадлежавшие к римскому или латинскому гражданству, но находившиеся в подданстве Римского государства

Основания возникновения правового положения перегрина:

– включение в состав римского государства завоеванных Римом территорий, населению которых, не обращаемому в рабство, не сообщалось римское гражданство;

– рождение от брака перегринов или от не состоявшей в браке перегринки;

– присуждение к высылке в период империи. Политических прав перегрины не имели.      

Структура имени перегринов:

– прозвище;

– имя отца в родительном падеже;

– наименование трибы в составе имени перегринов нет.

Развитие экономических связей привело к необходимости регулирования частноправовых отношений перегринов, первоначально выразившегося в договорах, заключавшихся Римом с дружественными государствами о взаимной защите интересов своих граждан.

Далее в частноправовой сфере перегрины были подчинены своим национальным системам права. Формальным основанием действия этих систем были законы провинций, устанавливающие правовое положение отдельных провинций.

Отношения перегринов с римлянами строились в соответствии с правом народов (ius gentium), специально для разбора судебных дел с ними избирался претор перегринов, который имел право издавать свои эдикты.

Брак римских граждан с перегринами создавал особый случай правового регулирования и вытекающих из этого союза обязанностей, нежели типичные для римлян формы правоустановленного брака. Перегрины не обладали правоспособностью цивильного права в собственном смысле. Однако в рамках jus gentium они обладали частными правами, т. е. считались субъектами хозяйственного оборота в тех формах и в тех обязательствах, которые не полагались присущими только римским гражданам (могли заключать договоры купли-продажи, товарищества и так далее, но не могли оформлять сделки посредством манципации).

Перегрины приобретали права римского гражданства:

– в силу законов, присваивавших римское гражданство в награду за различные услуги, оказанные римскому государству;

– в силу специальных актов государственной власти, присваивавших отдельным группам перегринов римское гражданство или отдельные из прав граждан. Издание таких актов вызывалось разнообразными экономическими и политическими соображениями, например задачами пополнения жителями провинций римских легионов, в которых несли военную службу только римские граждане.

Lex Julia 90 г. и lex Plautia Papiria 89 г. уничтожили перегринов в Италии. Для распространения на все население империи налога с наследства был издан закон Каракаллы 212 г., который объявил все свободное население римских провинций (перегринов) римскими гражданами, распространив права гражданства на все население империи. При этом Рим оставался столицей, носителем и источником государственной власти, но с привилегиями «римского народа» было покончено.

Категория перегринов в период империи получила значение юридической категории и применялась в двух случаях:

– за известные преступления римские граждане низводились в положение перегринов;

– по lex Aelia Sentia в положение перегринов попадали при отпущении на волю клейменные в наказание рабы.

 


 

12. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РАБОВ.

Раб ( servus) находился вне политического общества и не являлся субъектом права. По римскому праву он считался вещью. Специфика этой вещи состоит в том, что она не бывает ничейной.

Рабы переходили в собственность граждан двумя способами: по цивильному праву и по праву народа.

Цивильные способы перехода в рабство:

– пленение на войне «врага Рима», т. е. человека, принадлежавшего враждебному для римского народа государству;

– обращение в рабство иностранцев, находившихся на территории Рима;

– продажа в рабство в порядке ответственности по обязательствам;

– самопродажа ради получения части выкупной цены;

– осуждение на смерть или каторжные работы;

– уклонение от военной службы;

– непрохождение периодического имущественного ценза.

По праву народов рабами считались плененные или рожденные от рабынь. Рабыней становилась также свободная женщина, уличенная в интимной связи с рабом и продолжавшая ее, несмотря на предупреждение.

На раннем этапе истории Рима рабство было домашним, патриархальным и раб, хотя и не мог иметь ни своего имущества, ни своей семьи, все же еще не рассматривался в качестве вещи, за ним сохранялись некоторые права человеческой личности. Они выражались в том, что могила раба находилась под защитой сакрального права, как и могила свободного; кровнородственные отношения рабов являлись препятствием к браку между ними; при отчуждении рабов запрещалось разделять близких родственников.

В имущественной сфере раб выступал как «говорящее орудие». Возможность раба совершать юридические действия (но только в пользу хозяина) выводилась из правоспособности последнего, т. е. как если бы такие действия совершал сам рабовладелец.

Однако по обязательствам рабов господин никакой ответственности не нес.

Начиная с I в. юристы признали в некоторых случаях за рабами возможность действовать от своего имени. Отражая потребности экономического развития и защищая интересы контрагентов рабов, они, несмотря на отсутствие у них правоспособности, санкционировали заключаемые ими договоры и вытекающие из них обязательства.

Другая новелла состояла в признании ответственности рабовладельцев по обязательствам рабов, возникающим в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности по поручению своих хозяев.

Более широких хозяйственных и правовых возможностей требовали отношения, возникавшие на базе пекулия – обособленного имущества, выделенного рабу господином для самостоятельного управления, с внесением последнему определенной части дохода. Поскольку хозяйственная деятельность велась рабом по своей инициативе и в собственных интересах, а пекулий юридически принадлежал господину, то по обязательствам раба он отвечал в пределах пекулия.

С введением когниционного процесса рабы, не имевшие права предъявлять иски в обычных судах, получили возможность обращаться с жалобой к чиновникам (префекту), которые могли принудить соответствующее лицо исполнить обязательство.

Освобождение рабов должно было носить правовую форму – manumissio. Оно носило только личный характер. Господин мог сделать распоряжение об освобождении раба собственным решением в завещании либо посредством фиктивного судебного процесса об отчуждении имущества.

13. КОЛОНАТ.

В период империи возникает новая категория юридически зависимых людей – колоны. Не только Кодекс Юстиниана, но и Кодекс Феодосия отводит место колонату. Время возникновения колоната так же, как историческое происхождение до настоящего времени невыяснено.

Колонат представляет порождение условий, предопределивших окончательное разложение рабовладельческого строя Рима и переход Европы к феодальному строю. Однако неясны ни время зарождения колоната, ни степень влияния, оказанного на его развития однородными формами зависимости в Египте, в Азии.

Можно утверждать, что термин «колонус» постепенно изменил свое значение. Не только в период республики, но и при принципате колон – это арендатор чужой земли, юридически независимый от арендодателя, с которым его связывают лишь договорно-обязательственные отношения.

В период империи юридически независимый колон становится фигурой экономически все более важной для хозяйственной жизни Рима. Частые восстания и многочисленные казни рабов, слабый естественный их прирост и прекращение победоносных войн, когда-то обильно пополнявший ряды рабов, сделали выгодой обработку земли не рабским трудом, а путем сдачи ее мелкими участками в аренду за натуральный оброк, а иногда на условиях некоторых барщинных работ в пользу арендодателя. Пополняемые, главным образом, из беднейших элементов населения колоны скоро попадают в экономическую зависимость от землевладельцев, как на почве денежных займов, которые те предоставляют колонам для нужд хозяйства, так и на почве задолженности по оборочным платежам.

Превращению экономической зависимости колонов от землевладельцев в зависимость юридическую немало способствовала осуществленная императорами реорганизация налогового обложения земли. В основе этого обложения лежало определение количества и доходности принадлежащей каждому землевладельцу земли. При периодическом составлении кадастра, в котором указывалось количество земли, принадлежащей отдельным плательщикам поземельной подати, к числу доходных статей земли стали относить и живших не ней колонов. С этих пор оставление земельного участка колонам означало уменьшение ценности участка. Это являлось предпосылкой для прямого прикрепления колонов к земле.

Первым известным актом, устанавливающим такое прикрепление, была конституция 322г., которая предписывает принудительно возвращать колонов на самовольно оставленные ими земли. После ряда др. законов, выражавших то же стремление прочно связать колона с землей, издается в 357 г. закон, воспрещающий продажу земли без живущих на ней колонов. Так появляется новая категория зависимых людей – людей, не лишенных правоспособности в сфере частноправовых отношений, но прикрепленных к земле, на которой живут и которую обрабатывают. Они действительно прикреплены к земле, ибо оставление колоном возделываемого им участка дает землевладельцу право осуществить иск по образцу виндикации раба. С др. стороны, и землевладелец не вправе изгнать колона, со своей земли, не вправе продать земли без колонов, либо колонов без земли.

Основания возникновения юридического положения колона:

– рождение от родителей, из которых хотя бы один являлся колоном;

– соглашение, в силу которого свободный человек поселялся в качестве колона на чужой земле;

– проживание в течение 30 лет на чужой земле на условиях, на каких обычно живут колоны. Также превращались в колонов трудоспособные лица, изобличенные земледельцем в занятии нищенством.

В колонат перерастало иногда и пользование пекулием со стороны рабов, которые прикреплялись в этих случаях к земельным участкам.

Колоны были наделены определенной правоспособностью, в соответствии с которой они имели право заключать сделки, вступать в иные договорные правоотношения, наследовать и завещать, вступать в брак, а также выступать в суде, за исключением предъявления исков к хозяину.

Основания прекращения состояния колона:

– приобретение колоном обрабатываемого им земельного участка;

– возведение колона в епископский сан;

– освобождение колона арендодателем в отдельных случаях.


 

14. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА В РИМСКОМ ПРАВЕ.

    Термин «юридическое лицо» появился в средние века. Римские же юристы сформулировали признаки юридического лица:

1) юр. лицо имеет своё имя;

2) юр. лицо имеет собственное имущество и это имущество отделено от личного имущества его членов;

3) юр. лицо не отвечает по долгам его членов; так же и члены не отвечают по долгам юр. лица;

4) юр. лицо может самостоятельно выступать в имущественном обороте, самостоятельно может быть истцом и ответчиком в суде, при этом действует через представителя.

К юридическим лицам в римском праве относили:

1) фиск (государственная казна);

2) политические образования (города, провинции, колонии);

3) вольные союзы (религиозные коллегии, коллективы ремесленников, похоронные коллегии);

4) церковные и благотворительные учреждения.

Все юридические лица, кроме фиска, делились на корпорации и учреждения.

Корпорации – это объединения лиц, которые существуют и действуют в интересах своих членов.

Учреждения – это объединения капиталов; они действуют в интересах лиц, не связанных друг с другом и не связанных с учреждениями.

Юридические лица в зависимости от группы (корпорации или учреждения) образовывались следующими способами:

- корпорации образовывались сначала по инициативе будущих их членов. Членов должно быть не менее трёх. С императорского периода в Риме создание корпорации должно было быть одобрено государственной властью.

- учреждение признаётся как юридическое лицо только в период абсолютной монархии. Учреждения создавались по решению собственников имущества. Это решение оформлялось либо договором дарения, либо завещанием.

В этих случаях создание учреждения контролируют местные церковные учреждения, либо местный епископ.

Созданные юридические лица считались правоспособными, но не дееспособными. Поскольку, юридическое лицо было недееспособным, то любое юридическое лицо имело представителя и действовало через него. Представителем мог быть любой член юридического лица, руководитель, либо постороннее лицо, которое действовало на основании доверенности.

Кроме того, т.к. юридическое лицо недееспособно, оно не может совершать деликты (правонарушения). Если деликт совершал представитель юридического лица, то юридическое лицо отвечало лишь в размерах его обогащения.

Правоспособность юридического лица по сравнению с физическим лицом была ограничена.

Юридические лица имели имущественные права. Все юридические лица имели право получать завещательные отказы; наследниками по завещанию могли быть римские города и учреждения. Иные юридические лица могли быть наследниками по завещанию, если им была предоставлена привилегия. Церковные учреждения и привилегированные корпорации могли быть наследниками по закону. Данное право было ограничено: они могли наследовать выморочное имущество, оставшееся после их членов.

Юридическое лицо прекращалось в следующих случаях:

- по решению государства;

- по решению членов корпорации (в отношении корпорации), при этом решение должно быть единогласным;

- если все члены корпорации вышли из её состава;

- в результате смерти всех членов юридического лица;

- в результате банкротства юридического лица.

За исключением последнего случая, когда имущества нет, если после юридического лица оставалось имущество, то оно либо распределялось между членами юридического лица, либо шло на благотворительные цели. Если в уставе юридического лица судьба имущества не была определена, то имущество переходило в доход государства.

Особым юридическим лицом в Древнем Риме был фиск. Фиск (или государственная казна) появился в императорский период, когда все провинции Римской империи делятся на сенаторские и императорские. Со стороны императорских провинций собирались все налоги в пользу государства, а


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: