Методические рекомендации студентам по изучению курса «русская историческая мысль XI-XVII веков»

 

Часть1. Российская историческая мысль XI – XVII веков.

 

 Предмет. Задачи. Следует понимать место исторических представлений этого периода в истории развития отечественных исторических знаний, их ценность как самодостаточных религиозных, философских, политических идей на протяжении 700 лет развития русской истории. Необходимо усвоить, в чём заключён историзм древнерусской литературы эпохи традиционализма. Следует рассматривать провиденциализм как мощную мировоззренческую систему, равноценную более поздним философским парадигмам. Следует понимать этот этап развития отечественной исторической мысли как важнейшую часть национальной культуры, её интеллектуальную составляющую.

 

Часть II. Историко-философские концепции и построения в литературе периода Киевской Руси.

 Сле­дует хорошо ориентироваться в сочинениях XI - начала XII веков: знать основных авторов и проблематику - представления о мировой исто­рии, месте Руси в мировой истории, ее предназначение, концепцию русской истории до 20-х годов XII века, представления о власти, о человеке, иерархию ценностей в древнерусском обществе.

 

Для освоения данной проблематики необходимо хорошо ориентироваться в следующих вопросах:

 

1.Мировая история

 

1.1. Какие периоды истории человечества выделял Илларион в «Слове о Законе и Благодати»? Почему время Благодати является более совершенным периодом? 1.2.Какой период истории человечества описывал Нестор в предисловии к «Повести временных лет»? С какой целью он это делал?

1.3. Как выглядела история славянского мира в предисловии к «Повести временных лет» Нестора? Какие народы окружали славян? Каковы были их взаимоотношения?

 

2.История Руси.

 

2.1.Что интересовало Нестора в истории восточнославянских племён? Какие из них описаны в «Повести временных лет» подробно, какие только упомянуты? Почему?

 2.2. Какие мировые религии представлены Нестором в рассказе о выбор веры Владимиром I? Как Нестор объяснил причины предпочтения Владимиром I и его «Мужами» православной христианской веры?

 2.3. Почему Иларион считал Владимира I идеальным равноапостольным князем?

2.4. Отношение древнерусской книжной традиции к династическому способу управления Русью (Илларион «Слово о Законе и Благодати», Нестор»Повесть временных лет», Владимир Мономах «Поучение», «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о князьях»).

2.5. Почему князья Борис и Глеб стали первыми русскими святыми?

2.6. отношение древнерусской книжной традиции к междоусобной княжеской борьбе (Владимир Мономах «Поучение», «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о князьях», Серапион Владимирский «III Слово», «О маловерии»).

2.7. Концепция русской истории Нестора.

 

3. Древнерусское общество киевского периода. Ценностные ориентиры. Человек.

 

3.1. Требования, которым должен соответствовать представитель высшей власти в древнерусском государстве («Наставление богатым», Лука Жидята «Поучение к братии», Владимир Мономах «Поучение», «Сказание о Борисе и Глебе», Нестор «Повесть временных лет», «Слово о князьях»).

3.2. Эталон поведения знатного, богатого, обличённого властью человека («Наставление богатым», «Слово о князьях», Владимир Мономах «Поучение»). 3.3.Эталон поведения монашества Киевской Руси (сочинения Феодосия Печерского).

3.4. Нравственный идеал человека в древнерусском обществе («Слово некоего инока о чтении книг», «Наставление богатым», Лука Жидята «Поучение к братии», Владимир Мономах «Поучение»).

3.5. Как следовало воспитывать юношество в христианском обществе? Место в иерархии ценностей «учения книжного» («Слово некоего инока о чтении книг», Нестор «Повесть временных лет», Илларион «Слово о Законе и Благодати», Владимир Мономах «Поучение»).

3.6. Поступки, не поощряемые в православном древнерусском обществе (Лука Жидята «Поучение к братии», «Слово некоего инока о чтении книг». «Наставление богатым», Владимир Мономах «Поучение» «Слово о князьях», Серапион Владимирский «III Слово», «О маловерии»).

 

Самостоятельно обобщить основные положения сочинений древнерусских авторов XI-XIII веков по проблемам:

 

1. Идея равенства Руси и русского народа XI-начала XII веков другим христианским государствам и всем народам земли.

2. Отношение древнерусской книжной традиции к единству русской земли и рода Рюриковичей во главе её и к тенденции разделения династии и земли между её членами.

3. Русь христианская в сочинениях древнерусских книжников: какие моменты её истории авторы выделяли особо, как она изменилась с принятием христианства. 4. Какие черты русского национального характера складывались под влиянием книжной традиции?

 

Часть IV. Историческая мысль эпохи уделов XII-XV веков.

 

Знать основные памятники этого периода, Особенно «Слова» Серапиона Владимирского. Всесторонне понимать отношение книжной традиции к утрате единства Киевской Руси, к причинам завоевания Русской земли монголо - татарами. В сочинениях удельного периода понимать концептуальные подходы к изображению отечественной истории в новых исторических реалиях. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: