Следует хорошо знать древнерусскую традицию оценки Смутного времени, хорошо ориентироваться в сочинениях I половины XVII века, знать основных авторов и проблематику: Смута в Московском царстве 1598 – 1613 годов, причины и суть изменения взглядов авторов на историю Смуты.
Для освоения данной проблематики необходимо понимать следующие вопросы:
1.Смута в Московском царстве.
1.1 Как объяснить хронологические рамки Смуты?
1.2.Как выглядит основной ряд событий Смуты?
1.3. Какие качества Бориса Годунова как человека и как государя заставляли Н.М.Карамзина, С.М.Соловьёва и В.О.Ключевского относиться к нему отрицательно?
1.4. Как выглядела попытка искусственного возрождения династии Рюриковичей?
1.5. какие слои русского общества участвовали в Смуте?
1.6. Почему избрание на царство Михаила Романова казалось русским удачным?
2. Представления книжников о Смуте.
2.1. Какой автор сделал наиболее глубокий анализ Смуты?
2.2. В чём заключалась новизна исторических представлений древнерусских авторов начала XVII века?
|
|
2.3. Философский аспект концепции Смуты Ивана Тимофеева.
2.4. Исторический аспект концепции Смуты Ивана Тимофеева.
2.5. Историческая оценка авторами начала XVII века крестьянских выступлений в годы Смуты.
Самостоятельно обобщить основные положения сочинений древнерусских авторов начала XVII века по проблемам:
1.Прокомментировать оценку Бориса Годунова древнерусской книжной традицией начала XVII века и русскими историками XIX – началаXX веков.
2. В чём проявились основные положения традиционализма в русской исторической мысли XI – начала XVII веков?
Список рекомендуемой литературы для самостоятельной работы студентов по курсу «Русская историческая мысль XI – XVII веков»
Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн.1. –М., 1988. Т.1. С.127-128; Т.2. С. 1-10, 88-100; Т.3. С.134-136. Кн.2.-М., 1989. Т.5. С.217-219; Т.6. С.37-51, 120-196; Т.7. С. 5-183.
Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Сочинения. Кн.1. –М.,1988. Т.1. С. 170-258, 333-334; Т.2. С. 361-363. Кн.3. –М.,1989. Т.5. С. 7-62, 138, 146-209; Т.6. С. 526-532. Кн.4. –М.,1989. С.7-8, 144-177.
Ключевский В.О. Курс русской истории. Часть 1// Сочинения. Т.1. –М.,1987. С.90-115, 181-182; Часть2 // Сочинения.Т.2. –М.,1988. С.47-48, 108-111, 113-114, 117; Часть 3 // Сочинения. Т.3. –М., 1988. С.16-61.
Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философская мысль XI-XIX веков. –Л.,1989.
Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XV веков. –М.,1990.
Ерёмин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. –Л.,1987.
Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси XI-XVI веков. –Л.,1987.
Зеньковский В.В. История русской философии. Т 1-2. –Л.,1991.
Зимин А.А. Россия накануне нового времени. –М.,1972.
|
|
Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий. –М.,1982.
Ионов И.Н. Российская цивилизация IX-начала XX веков. –М.,1995.
Казакова Н.А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI века. –Л.,1970.
Лихачёв Д.С. Великий путь. Становление русской культуры XI-XVI веков. –М., 1978.
Лихачёв Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. –М., 1947.
Лихачёв Д.С. Человек в литературе Древней Руси. –М., 1970.
Лосский Н.О. История русской философии. –М., 1991.
Мильков В.В. Осмысление истории в Древней Руси. –СПб., 2000.
Насонов А.Н. История русского летописания XI-начала XVII веков. –М.,1969.
Нежный А.А. Искупление // Наше наследие. 1988. №2.
Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. –Л., 1984.
Поляков Л.В. Философские идеи в культуре Древней Руси. –М., 1988.
Русская политическая и правовая мысль XI-XIX веков. Реферативный сборник. –М.,1987.
Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII веков.-М..1982.
Скрынников Р.Б. Борис Годунов. –М., 1978.
Скрынников Р.Б. Россия в начале XVIIвека и Смута. –М..1988.
Тихомиров М.Н. Русская культура X-XVIII веков. -М.,1968.
Федотов Г.П. Святые Древней Руси. –М., 1990.
Чистякова Е.В., Богданов А.П. «Да будет потомкам явлено». –М.,1988.
Шмидт С.О. Российское государство в середине XVI столетия. –М.,1984.
Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма. –М.,1996.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная учебная книга предоставляет студентам возможность самостоятельно судить о проблематике древнерусской литературы ХI-начала XVII веков. Она помогает исключить поверхностные знания в такой важной области отечественной культуры как развитие исторической мысли.
Учебное пособие помогает лучше понять суть процесса древнерусской истории ХI-начала XVII веков. Недаром С.М.Соловьев, описывая каждый большой раздел отечественной истории этого периода, заключал его комментированием сочинений древнерусских книжников. Именно в них соединились две очень важные картины: собственно русская жизнь и представления о ней авторов сочинений.
Возможность наблюдать эти картины, предоставленная данной книгой, поможет ощутить движение русской истории на протяжении целых пятисот лет. Это время становления национальной русской культуры, период русского традиционализма, всего того, что обращено к душе человека, его внутреннему миру, совестливости, состраданию, чести и верности, истине и справедливости. До сегодняшнего дня древнерусская книжная традиция может благотворно влиять на русское общество, пережившее эпоху модернизаций ХVIII-ХХ веков.
Это особенно важно сегодня, когда Россия в области гуманитарной пытается восстановить связь времен, найти компромисс между ценностями модернизации и традиционной культуры страны. Чтобы чему-то научиться у мыслителей прошлого, следует понять историю развития человеческой мысли, теоретических воззрений древнерусских книжников и факторов, которые их определяли.
Данная учебная книга поможет понять эволюцию русского самосознания.
Кроме того, она поможет сформировать у студентов навыки работы с историческими сочинениями эпохи традиционализма, дать целостное представление о развитии исторической мысли в этот период, в том числе и для понимания проявления главных её тенденций в эпоху модернизаций, ознакомить студентов с основным кругом сочинений древнерусских авторов, показать их проблемную направленность.
Данное учебно-методическое пособие будет полезно студентам, обучающимся по специальности «История» для их будущей профессиональной деятельности, связанной как с преподаванием отечественной истории так и с практической и научной исследовательской работой. Оно поможет будущему специалисту приобрести самостоятельную методологическую и исследовательскую позицию в условиях современного философского, методологического и проблемного плюрализма. Оно поможет понять гуманитарные ценности эпохи традиционализма как основу развития национальной философской мысли. Информационная часть учебно-методического пособия может быть использована будущими специалистами для занятий по углубленному изучению истории России IX-XVII веков.
|
|
ОГЛАВЛЕНИЕ Стр.
Введение……………………………………………………………….2-3
Раздел I. Исторические представления древнерусских авторов
Киевской Руси………………………………………………………….4-15
Сочинения XI-XIII веков………………………………………………16-57
Раздел 2. Исторические представления древнерусских авторов
Московского царства…………………………………………………..58-73
Сочинения XV-XVI веков……………………………………………..74-122
Раздел 3. Древнерусская традиция оценки Смутного времени……..123-131
Сочинения начала XVII века…………………………………………..132-144
Методические рекомендации студентам по изучению курса «Русская
Историческая мысль XI-XVII веков……………………………………145-151
Список рекомендуемой литературы для самостоятельной работы
студентов по курсу «Русская историческая мысль XI-XVII веков»….151
Заключение……………………………………………………………….152
Аннотация:
Учебно-методическое пособие «Русская историческая мысль XI-XVII веков» разработано профессором кафедры отечественной истории Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого, кандидатом исторических наук Присенко Галиной Петровной.
Пособие предназначено студентам, изучающим одноимённый курс в рамках национального компонента дисциплин на историческом факультете. Одновременно оно может служить пособием для изучения донаучного периода развития исторической мысли в рамках курса историографии отечественной истории. Кроме того оно может быть использовано любым учебным заведением в рамках среднего образования, в котором проводится углубленное изучение истории.
|
|
Пособие подробно знакомит с историческими взглядами древнерусских авторов, что позволяет значительно углубить знания как по истории русской литературы XI-XVII веков, так и по истории Отечества этого периода, познакомиться с философской основой древнерусской исторической, в том числе и политической мысли, понаблюдать историю развития русского национального характера.
Пособие было издано первоначально Издательским центром Кабинета воспитательной работы Тульской классической гимназии №1 города Тулы в 1997 году. Затем оно издавалось Издательством ТГПУ им. Л.Н.Толстого в 1998 году.
1 Филофей - игумен Псковского Елеазарова монастыря.
1 Иосиф Волоцкий (1439-1515) - принял постриг в конце 50-ых гг. XV в. в Пафнутьево-Боровском монастыре. В 1479 г. основал Волоколамский монастырь. Активно поддерживал централизаторскую политику великого князя Василия III (1505-1533). Сторонник сильной, богатой церкви - «стяжатель».
1 Ф.В.Курицын (казнён 1504) - дьяк Ивана III, дипломат.
2 Ф.И.Карпов - боярин, дипломат.
[1] А.М.Курбский (ум. 1583) - из рода князей ярославских, боярин, воевода, военный и политический деятель середины-второй половины XVI в.
[2] Ермолай-Еразм - публицист середины XVI в.
[3] «Максим Грек (ок. 1475-1556) - один из наиболее просвещенных людей первой половины XVI в. Уроженец Греции. Монашество принял на Афоне. С 1516 г. по приглашению великого князя Василия III находился в Московии. <Нестяжатель». Обвинен в ереси и порче богослужебных книг в 1524 и 1531 годах, заточен в Иосифо-Волоколамский монастырь, в Тверской Отрочей монастырь. В 1551 г. обвинения сняты. Остаток жизни провел в Троице-Сергиевом монастыре.
1 Иван Тимофеев (Семенов) - умер в 1631. Московский служилый человек: подьячий, дьяк Пушкарского приказа и Приказа Большого прихода. Во времена Смуты служил в Новгороде, Астрахани, Ярославле, Нижнем Новгороде.
2 Катырев-Ростовский М.П. (ум. 1640) - князь, воевода и писатель. Был первым воеводой в Туле